Пространство и время в античной натурфилософии
Развитие представлений о пространстве И времени в естествознании
Пространство и время в античной натурфилософии
Понятия пространства и времени играют важнейшую роль в человеческом мышлении. Эти понятия настолько фундаментальны, что на определенной ступени развития культуры, в древних мифологических, религиозных и философских системах они рассматривались как генетическое начало мира. Отношение к пространству и времени в Древней Греции было тесно связано с представлениями о структуре материи. Полярность мнений по этому вопросу, о чем шла речь в предыдущем разделе, в значительной степени была обусловлена отношением к реальности пустого пространства, пустоты. Так, атомисты (Левкипп, Демокрит) придерживались мнения о пустоте, как о необходимом условии движения атомов: пустота - это «сцена», на которой «атомы разыгрывают пьесу Бытия». Если бы пустота (пустое пространство) отсутствовала, то атомы оказались бы вплотную прижатыми друг к другу и не могли двигаться.
Противоположное мнение о существовании пустого пространства высказывали древнегреческие континуалисты (Анаксагор, Аристотель). Не отрицая категории пространства как вместилища материи, они, тем не менее, не допускали возможность существования пустого пространства, в котором отсутствует материя. Такое «атрибутивное» представление о пространстве (в отличие от рассмотренного выше «субстанционального» подхода древних атомистов) имело множество сторонников в истории естествознания. Например, древнегреческий философ Зенон так доказывал невозможность существования пустого пространства: «…если все существующее существует в пространстве и само пространство существует, то где существует последнее?»1
Не меньшее внимание уделяли древнегреческие философы категории времени. В частности, Аристотель утверждал, что время немыслимо, не существует вне движения, но оно не есть и само движение. Распознать время, метризовать его (т.е. принять какую-то шкалу времени) можно, лишь наблюдая какое-либо движение. Континуальный подход к понятию времени проявлялся у Аристотеля в его рассуждениях о делимости времени. В отличие от атомистов, считавших, что время, как и пространство, имеет дискретный характер, Аристотель придерживался концепции непрерывного времени: «Время непрерывно через «теперь» и разделяется посредством «теперь». Между любыми моментами «теперь» пролегает длительность, подобно тому, как между точками - линия».
Абсолютное пространство и абсолютное время
Постулаты Эйнштейна и вакуумная концепция электромагнитного поля
В основе СТО лежат два постулата:
1. все инерциальные системы отсчета равноправны (принцип относительности);
2. скорость света c постоянна во всех инерциальных системах отсчета.
Второй постулат связан с принципиально новым представлением о пространстве. Дело в том, что свет, в отличие от многих других волновых процессов, может распространяться и в пустом пространстве (вакууме). Это на первый взгляд кажется неожиданным, так как волна не может существовать без «субъектов» колебаний - взаимодействующих друг с другом осцилляторов, образующих среду. Можно сказать, что для света такой средой является электромагнитное поле. Но тогда возникает вопрос: каким образом это поле оказалось в пустоте? Cуществовало ли поле в пространстве, пока до него не дошла электромагнитная волна или же волна «принесла» это поле с собой? Наиболее радикальный ответ на этот вопрос связан с вакуумной концепцией электромагнитного поля, согласно которой это поле (как, впрочем, и другие физические поля) представляют собой особое, возмущенное состояние самого пространства (вакуума). Но в отличие от эфира, который считался «средой» для электромагнитных волн, вакуум не может быть связан с какой-либо одной определенной ИСО. Другими словами, вакуум «неподвижен» одновременно во всех ИСО. Таким образом, второй постулат Эйнштейна является следствием вакуумной концепции электромагнитного поля1 .
Относительность одновременности
Искривленное четырехмерное пространство-время
Релятивизм как концептуальный принцип
Развитие представлений о пространстве И времени в естествознании
Пространство и время в античной натурфилософии
Понятия пространства и времени играют важнейшую роль в человеческом мышлении. Эти понятия настолько фундаментальны, что на определенной ступени развития культуры, в древних мифологических, религиозных и философских системах они рассматривались как генетическое начало мира. Отношение к пространству и времени в Древней Греции было тесно связано с представлениями о структуре материи. Полярность мнений по этому вопросу, о чем шла речь в предыдущем разделе, в значительной степени была обусловлена отношением к реальности пустого пространства, пустоты. Так, атомисты (Левкипп, Демокрит) придерживались мнения о пустоте, как о необходимом условии движения атомов: пустота - это «сцена», на которой «атомы разыгрывают пьесу Бытия». Если бы пустота (пустое пространство) отсутствовала, то атомы оказались бы вплотную прижатыми друг к другу и не могли двигаться.
Противоположное мнение о существовании пустого пространства высказывали древнегреческие континуалисты (Анаксагор, Аристотель). Не отрицая категории пространства как вместилища материи, они, тем не менее, не допускали возможность существования пустого пространства, в котором отсутствует материя. Такое «атрибутивное» представление о пространстве (в отличие от рассмотренного выше «субстанционального» подхода древних атомистов) имело множество сторонников в истории естествознания. Например, древнегреческий философ Зенон так доказывал невозможность существования пустого пространства: «…если все существующее существует в пространстве и само пространство существует, то где существует последнее?»1
Не меньшее внимание уделяли древнегреческие философы категории времени. В частности, Аристотель утверждал, что время немыслимо, не существует вне движения, но оно не есть и само движение. Распознать время, метризовать его (т.е. принять какую-то шкалу времени) можно, лишь наблюдая какое-либо движение. Континуальный подход к понятию времени проявлялся у Аристотеля в его рассуждениях о делимости времени. В отличие от атомистов, считавших, что время, как и пространство, имеет дискретный характер, Аристотель придерживался концепции непрерывного времени: «Время непрерывно через «теперь» и разделяется посредством «теперь». Между любыми моментами «теперь» пролегает длительность, подобно тому, как между точками - линия».