Семинар 3. Тема 3. Современная научная космология.
Литература к семинару.
1. Астрономия: век ХХI/ред.-составитель В.Г.Сурдин, Фрязино: «Век 2», 2007
2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 3
3. Вайнберг С. Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981
4. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. М., Изд-во ЛКИ, 2008
5. Фейнман Р. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее. Перевод с англ., М, изд-во «Бином. Лаборатория знаний», М., 2010
6. Хокинг С. Теория всего. Происхождение и судьба Вселенной, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2009
7. Хокинг С. Краткая история времени: От Большого взрыва до черных дыр, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007
8. Хокинг С. Черные дыры и молодые Вселенные, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2008
9. Шильник Л Космос и хаос. Что должен знать современный человек о прошлом, настоящем и будущем Вселенной, М., ЭНАС, 2008
Задание к семинару.
Часть А)
Задание для студентов всех направлений
На ресурсе Постнаука в разделе астрономия (http://postnauka.ru/themes/astronomy) просмотрите не менее 2-х интервью ученых по теме семинара.
Опишите каждое из просмотренных интервью по схеме:
· Фамилия ученого, запись беседы с котором вы посмотрели
· Основная тема сюжета.
· Основные научные понятия, использованные в сюжете, определения этих понятий (не менее 3 штук).
· Приведите 3 основных тезиса сюжета.
· Какими методами получен результат (результаты), о котором (-ых) идет речь в сюжете?
· Какое значение имеет проблема для развития современной науки?
· Имеет ли решение проблемы практическое значение для человечества? Если нет, почему? Если да, в чем это выражается?
Задание в письменном виде сдается в день семинара.
Часть Б)
1. Укажите характеристики геоцентрической и гелиоцентрической модели устройства мира?
2. Какие методы используются для исследования космоса в ХХ веке?
3. Опишите концепцию Большого взрыва. Какие проблемы остаются нерешенными в современной научной космогонии?
4. В чем сущность антропного принципа? Почему антропный принцип является предметом острой моды в естествознании ХХ века?
Семинар 4. Тема 4. Современная физическая картина мира.
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 4
2. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007
Задание к семинару.
Часть А)
Задание для студентов всех направлений
Проведите анализ современных интернет-публикаций по теме семинара и подготовьте интернет-реферат (краткое изложение в письменном виде результатов изучения проблемы, содержащее обзор соответствующих интернет-ресурсов).
Структура интернет-реферата:
Раздел 1. Формулировка темы, краткое обоснование ее выбора.
Раздел 2
1. Общий обзор результатов поиска (сколько было найдено сайтов, какого рода в основном представлена информация и т.п.).
2. Описание процедуры поиска в поисковых системах (какими поисковыми системами пользовались, ключевые слова, синтаксис запросов).
3. Результаты поиска (аннотация 1 сайта со ссылкой на соответствующий ресурс).
Структура анализа сайта
А) адрес сайта, его название, дата обращения
ü частота ссылок (релевантность)
ü автор (имеется ли)
ü тип ресурса: справочно-информационный, коммуникативный, исследовательский, образовательный, нормативный и т.п.
ü наличие и качество рекламы
Б) Главная идея сайта
ü сайт посвящен определенной тематике или представленная информация разноплановая и точная специализация сайта не определена
В) Анализ аргументации авторов найденных материалов
ü сопоставление с официальными источниками (если с таковыми знаком автор реферата)
ü сопоставление с иными имеющимися знаниями и другими источниками по теме (смотри список литературы).
Объем интернет-реферата не более 2 страниц А4. Реферат сдается в распечатанном виде в день семинара.
Часть Б)
1. Что такое физическая картина мира?
2. Какие основные типы взаимодействий выделяются в микромире?
3. В чем состоит проблема измерения для физической науки?
4. Назовите характерные особенности квантово-полевой картины мира.
5. Дайте определения принципа неопределенности и принципа дополнительности, какова их роль в развитии современного физического знания?
Семинар 5. Тема 5. Становление и развитие химической картины мира.
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл.4
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии для поступающих в вузы 16-е изд., дополненное и переработанное М. : Лаборатория знаний, 2016.
3. Пригожин И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. От тепловых двигателей до диссипативных структур. М., Мир, 2002
4. Электронная библиотека Химического факультета МГУ http://www.chem.msu.ru/rus/library/welcome.html
Задание к семинару.
Часть А)
Задание 1 для студентов направления Реклама и связи с общественностью.Проанализируйте сайт электронной Библиотеки Химического факультета МГУ http://www.chem.msu.ru/rus/library/welcome.html и в ходе анализа определите основные направления развития химии как науки, которые могут быть представлены в качестве разделов химического знания. Воспользуйтесь материалами библиотеки, чтобы заполнить следующую таблицу:
Раздел химии | Предметная область исследований (краткое определение) |
Увеличьте количество строк.
Задание 2 для студентов направления Культурология и направления Стратегическое управление и экономическая политика.
Опишите любой химический опыт, который можно произвести в домашних условиях, и дайте объяснение этого опыта с научной точки зрения.
Часть Б)
1. Дайте оценку вклада Д.И. Менделеева в развитие химии как науки.
2. Перечислите известные Вам термодинамические закономерности и приведите примеры характеризующие проявление этих закономерностей.
3. Что является предметом каталитической химии?
4. Почему эволюционная химия может рассматриваться как высший уровень развития химических знаний?