Семинар 1. Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности.
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 1
2. Моисеев Н.И. Идеи естествознания в гуманитарной науке. // Человек, 1992, №2
3. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988
4. Философия и методология науки М., 1996 С. 7-30
Задание к семинару.
Часть А)
Задание 1 для студентов направления Культурология
Проанализируйте роль культурного уровня в успешности профессиональной карьеры.
В 70-ые годы ХХ века в ряде стран Европы и США были проведены сравнительно-биографические исследования успешности профессиональной карьеры. Проведенные исследования показали, что на успешность карьеры влияют такие факторы, как например, полученное образование и самообразование, стремление к созданию новых технологий профессиональной деятельности, умение сотрудничать и организовывать отношения с людьми и многие другие. Однако, у всех без исключения успешных людей ученые обнаружили ярко выраженный интерес к тем или иным формам культуры и стремление к культурному саморазвитию. Великие юристы, финансисты, бизнесмены, менеджеры увлекались литературой, музыкой, театром, кино, живописью, часто сами творили. И чем сильнее было увлечение культурными произведениями, тем выше были успехи в профессиональной карьере. И наоборот, чем меньше человек увлекался произведениями культуры, тем скромнее были его успехи в профессиональной карьере. Приведите 2 примера из истории юриспруденции, подтверждающий результаты данного исследования. Каким образом приобщение к культуре, по-Вашему, влияет на профессиональную карьеру?
Задание 2 для студентов направления Стратегическое управления и экономическая политика
Сравните науку и другие сферы духовного освоения действительности (по Вашему выбору).
Укажите черты, позволяющие отделить науку от других сфер духовного освоения действительности (искусства, религии). Сравните естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Укажите черты сходства и различия. Какие функции выполняет математика по отношению к естествознанию? Укажите основные направления математизации науки? Почему разные отрасли естествознания не удается одинаково хорошо математизировать? Выделите особенности общенаучных методов. В чем преимущества и недостатки каждого метода?
Задание 3 для студентов направления Реклама и связи с общественностью
Проанализируйте роль науки в обществе, ее влияние науки на политический статус отдельных стран.
В своей книге «Физика и жизнь» (СПб, 200 год) лауреат Нобелевской премии, советский и российский физик, автор фундаментальных работ в области физики и квантовой электроники Жорес Иванович Алфёров пишет: «Все, что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования». Допустим, что вы не согласны с мнением ученого. Какие аргументы против Вы можете предложить? Оформите свои рассуждения в виде эссе.
Часть Б)
1. Сравните естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Укажите черты сходства и различия.
2. Какие функции выполняет математика по отношению к естествознанию? Укажите основные направления математизации науки? Почему разные отрасли естествознания не удается одинаково хорошо математизировать?
3. Выделите особенности общенаучных методов. В чем преимущества и недостатки каждого метода.
Семинар 2. Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы.
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 2
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М, 1980
3. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996, гл.1
4. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М. 1997
Задание к семинару.
Часть А)
Задание 1 для студентов для студентов направления Стратегическое управления и экономическая политика
Приведите исторический пример попытки регулирования науки со стороны государственных властей.
Выбранный Вами пример должен относиться к историческому периоду до ХХ века. Можете опираться как на отечественную историю, так и на историю зарубежных стран. Подсказка: в поиске примера Вы можете обратиться к истории патентного права (патенты в венецианской республике, первые патенты в России) – текст доступен по ссылке: http://postnauka.ru/longreads/23583. Опишите свой пример по следующей схеме: 1. Ситуация, вызвавшая необходимость регулирования науки (исторический период; проблемная ситуация; социально-политический контекст; существовавшие на момент возникновения проблемы регулирования науки). 2 Нормативный акт (год, наименование, кем принят, основное содержание). 3. Последствия принятия данной нормы (норм) для развития науки, социума, права.
Задание 2 для студентов направления Культурология
Сравните антикваристскую и презентистcкую традиции изучения истории науки.
Прочтите текст и определите в какой традиции изучения истории науки дано описание работ Г.Менделя. «В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта декоративного гороха внутри одного рода Pisum. В качестве экспериментальных признаков Мендель выбрал простые качественные признаки типа «или/или» (например, кожура горошины может быть либо гладкой, либо сморщенной), которые, как потом выяснилось, контролируются одним геном. Подлинная удача (или гениальное предвидение?) Менделя заключалось в том, что выбранные им признаки контролировались генами, содержавшими истинно доминантные аллели».
Охарактеризуйте антикваристскую и презентистсткую традиции изучения истории науки. Укажите преимущества и недостатки этих традиций, в том числе используя в качестве примера приведенное описание.
Задание 3 для студентов направления Реклама и связи с общественностью
Опишите характеристики понятия «научная революция»
В истории науки выделите событие, которое Вы могли бы назвать «научной революцией». Выбранный Вами пример должен относиться к историческому периоду до ХХ века. Обоснуйте свой выбор. Какими характеристиками должно обладать научное открытие, чтобы оно было научной революцией? С чего обычно начинается научная революция, чем сопровождается и чем заканчивается? Продемонстрируйте эти закономерности на примере выделенного Вами события.
Часть Б)
1. Каковы особенности развития европейской науки в античности, средневековье, Возрождении и новом времени?
2. Какие факторы влияют на формирование образа науки в каждый из исторических периодов?
3. Какими характеристиками отличается наука в ХХ-ХХ1 веках?