Естественнонаучный подход к изучению природы.
Естественнонаучный подход имеет глубокие исторические корни, основан на многовековом продолжительном наблюдении за явлениями природы, имеющими, как правило, циклический характер.
Основные особенности этого подхода:
a) разработано большое количество измерительных средств, позволяю-
щих оценить состояние окружающей среды;
b) найдены эталоны многих физических величин, благодаря которым появилась возможность измерять и сравнивать;
c) разработан математический аппарат обработки результатов измере-
ний, позволяющий оценивать состояние изучаемых объектов.
Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах из-
меряемых величин и оцениваемых параметров математических моделей:
a) воспроизводимости измеряемых величин;
b) правильности математических моделей и использования статисти-
ческих методов;
c) избыточности данных, допускающей вероятностное оценивание.
К недостаткам естественнонаучного подхода можно отнести то, что
он требует наличия множества однородных по каким-либо признакам явлений (объектов ). Ценность подхода во многом зависит от выбора
признаков, являющихся общими для элементов множества и подлежа-
щих оцениванию. Если признаки являются не существенными, а второ-
степенными, то правдоподобность выводов значительно снижается. Кроме того, качество оценок зависит от объема множества, коррелиро- ванности наблюдений. Широко распространены интервальные оценки в предположении о вероятностном распределении измеряемых величин, отвечающих одному из типовых (стандартных) законов распределения случайных величин. Некоторые из наиболее распространенных законов, приведены ниже.
Пример 1. Типовые законы распределения случайных величин.
y y
x x a) равномерный b) нормальный
y y
x x
с) экспоненциальный d) Ферми- Дирака
Пример 2. Свойства функции распределения
y
x1 x2 x
+¥
òy ( x ) dx
-¥
= 1;
Условие нормирования функции распределения
|
|
|
<x<
y(x)dx;
|
|
p( x =
x1)=
p( x =
x2)=0
В ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести отдельные события под какой-либо общий закон или теорию (т.e. не имеется возможности набрать статистику однородных событий). Поэто-
му многие историки возражают против переноса естественнонаучных методов для анализа исторических процессов. Для объяснения событий ими предлагаются методы телеологии, опирающиеся не на причинные
законы и направленные на раскрытие целей, намерений, поведения, дея-
тельности людей.
Многие считают, что методы объяснения вообще бесполезны, а ва-
жен метод понимания, позволяющий раскрыть смыслсобытия, особен-
но, если оно уникально и неповторимо. Теоретически понимание осно-
вывается на интерпретациито есть истолковании целей, мотивации смысла действий и поступков людей и поэтому сходно с телеологиче-
ским объяснением. Так нередко понимание текста сводится лишь к рас-
крытию и усвоению смысла, который вложил в него автор. Однако, если
бы переводчики разных эпох раскрывали бы только авторский смысл произведения, то все переводы были бы тавтологией. Исторические события также обычно интерпретируются с позиций своего времени.
С другой стороны, иные исследователи истории с неменьшим упор-
ством отстаивают мнение о возможности применения общих методов и теорий, однако, по их мнению, невозможность объединения отдельных событий в однородную группу свидетельствует о недостаточной прора- ботке материала, малой информационной емкости событий.
В целом, понимание- более сложный, противоречивый и запутан-
ный процесс, чем объяснение.Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание- к ин-
терпретации.И если объяснение относится к событиям прошедшим и на-
стоящим, то к будущим событиям относится предвидение( предсказа-
ние, прогноз ).
Предвидение и объяснение сходны по своей логической структуре и представляют собой логический вывод ( умозаключение ). Структура одного из простейших умозаключений приведена ниже.
Пример 3. Простой категорический силлогизм
( дедуктивное умозаключение ).
Посылка 1 | Суждение 1 | С1 + П1 |
Посылка 2 | Суждение 2 | С2 + П2 |
Ö Вывод | Суждение 3 | С3 + П3 |
Здесь С- субъект, П- предикат суждения.
Так из посылки: «Все студенты первого курса изучают КСЕ»и посылки:«Иванов учится на первом курсе»cледует логический вывод:
«Иванов изучает КСЕ».
Предвидениекак способ отражения действительности имеет ог- ромное практическое значение, обеспечивая возможность прогнозиро- вания событий и явлений. Статистические выводы( заключения ) имеют вероятностный характер ( а не достоверный ), в них используют-
ся интервальные( а не точечные ) оценки, что прежде всего объясняет-
ся отсутствием общих фундаментальных законов в гуманитарных нау-
ках ( подобных законам Ньютона в механике ), а также влиянием субъ-
ективного фактора на исследуемые процессы.
Ключевые термины
Эталон Множество
Воспроизводимость Суждение
| Измерение | | Субъект |
| Вероятность | | Предикат |
| Cтатистика | | Существенный признак |
| Оценка | | Общий признак |
Распределение величин Силлогизм
| Оценивание | | Телеология | ||||
| Эффективность | | Понимание | ||||
| Состоятельность | | Объяснение | ||||
| Несмещенность | | Предвидение | ||||
| Точечная оценка | | Прогноз | ||||
| Интервальная оценка | | Смысл | ||||