Цикличность эволюции. Человек как космическое существо

Прежняя механистическая наука рисовала мрачную картину Вселенной, где властвует всемогущая тенденция к возрастанию случайности иэнтропии, где все движется к неизбежной тепловой смерти и распаду (диктат второго закона термодинамики). Ее опровержению послужили исследования нобелевского лауреата Ильи Пригожина (1984 г.) по так называемым диссипативным структурам в определенных химических процессах и открытый им но­вый принцип,лежащий в их основе, — порядок через флуктуацию.Дальнейшие исследования показали, что это­му принципу подчинены не только химические процессы: он представляет собой базисный механизм развертывания эволюционных процессов во всех областях — от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ ивплоть до обществ и культур.

На основании этих наблюдений появилась возможность сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объе­диняющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем. Открытые системы на всех уровнях являются носителями всеобщей эволюции,которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во все более но­вые динамические режимы сложности.Всякий раз, когда какие-либо системы в любой области начинают задыхаться от энтропийных отходов, они мутируют в направлении но­вых режимов. Одна и та же энергия ите же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, будь то материя, информация или ментальные психические процессы. Мик­рокосм и макрокосм являются аспектами единой эволю­ции. Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции.

По теории британского биолога Р. Шелдрейка, изло­женной в его книге «Новая наука жизни» (1981 г.),фор­ма, развитие и поведение организмов определяются «мор­фогенетическими полями»,которые в настоящее время еще не могут быть измерены физикой, но эти поля создаются формой связи через пространство и время и обладают ку­мулятивными свойствами. Если удостаточного числа пред­ставителей вида развились какие-то организменные свой-

ства или особые формы поведения, это автоматически пе­редается другим особям, даже если между ними нет обыч­ных форм контакта. Какой бы неправдоподобной и абсур­дной ни казалась эта теория механически ориентирован­ному уму, она проверяема, и уже сейчас, на своем раннем этапе, она подтверждается экспериментами на крысах и обезьянах. Шелдрейк вполне осознает, что его теория имеет далеко идущие приложения в психологии, и сам говорит оее связи с юнговской концепцией коллективного бессоз­нательного. К. Юнг еще в 30-40-е годы XX века пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и ин­дивидуального бессознательного компонента, между кото­рыми происходит непрерывный обмен энергией, существу­ет еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созида­тельной космической силы.

Коллективное бессознательное, в отличие от индивиду­ального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень пси­хики. «Коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Между от­дельным человеком и другими людьми все время протека­ют процессы «психического проникновения». Юнг счи­тал коллективное бессознательное творческим принци­пом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной.

Коллективное бессознательное как духовное наследие всего, что было пережито человечеством, как общая душа, не имеющая временных пределов, представляет собой сово­купность архетипов. Архетипы— «психические первооб­разы, скрытые в глубине фундаменты, корни сознательной души, опущенные в мир в целом», — это системы устано­вок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями; они передаются по наследству вместе со структурой мозга, «это та хтоническая часть души, через которую душа свя­зана с природой, миром, космосом».

Архетипы,с одной стороны обусловливают предраспо­ложенность к поведению определенного типа, основные коллективные идеи,образы человечества в ту или иную

эпоху, а с другой стороны, влияют на физический мир, космос, являются неким связующим звеном между мате­риейи психикой.

Таким образом, Юнг положил начало трансперсональ­ной психологии,которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возмож­ностью доступа к общемировому информационному полю.

Идеи трансперсональной психологии получили дальней­шее развитие в исследованиях Ассаджиоли, С. Гроффа, Ч. Тойча, К. Уилбера.

Концепция и практический опыт психотерапевтической работы доктора Ч. Тойча подтверждают, что жизнь ипро­блемы людей во многом предопределяются обстоятельства­ми судьбы их предков (родителей, бабушек, дедушек, пра­бабушек, прадедушек и т. п.), «генетическим кодом». Мо­лекулы ДНК несут не только генетический код насле­дуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенный к определенным болезням, но также и генетический код, определяющий паттерны по­ведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Выявив и осознав не­благоприятный «семейный генетический код», человек мо­жет избежать участи «жертвы кода», силой своей мысли и целенаправленной системой продуманных практических действий «перестроить свой генетический код» (хотя это сложно), эволюционировать, совершенствовать себя, свою жизнь, судьбу.

Рассматривая мысль человекакак мощную силу, как энергетическую волну,а разум — как электромагнетичес­кий бесконечный континуум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, животных ивсе объекты неживой природы, следует признать, что в этом поле движущихся волн каждое существо имеет свою частоту, и волны, излу­чаемые мозгом, направляются каждым человеком подхо­дящему принимающему сознанию, с тем, чтобы возбудить соответствующий отклик. Причем излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве.Таким образом, происходит психическое взаимодействие (взаимо­влияние, обмен информацией и проблемами) между людь­ми на неосознаваемом уровне. Каждый человек отража-

ет подсознание другого человека,возможна передача ин­формации и состояний из бессознательной сферы одного че­ловека в бессознательную сферу психики другого (особенно если они находятся в близких отношениях: супруги, ро­дители и дети, друг, близкий коллега) и даже животных (животные отражают психическое состояние своих вла­дельцев).

Ч. Тойч показал, что человек свои проблемы, свой стресс может проявлять тремя способами:

- внутричеловеческий, когда человек проявляет, выражает
свой собственный стресс через недомогание, болезни, пе­
реедание, злость, алкоголизм, смерть или другие формы,
являющиеся генетически предсказуемыми;

- межчеловеческий,когда проблема, стрессвытесняется
у человека-репрессора на бессознательный уровень и
неосознанно проецируется, передается другому чело­
веку (экспрессору)на бессознательном уровне. Таким
образом, экспрессор (это может быть супруг, ребенок,
друг) будет ощущать подсознательно этот стресс и вы­
ражать его внешне в разных формах (злость, болезни,
пьянство, наркомания), т. е. быть невольной «жертвой»
«заразного чужого стресса». При этом репрессор —
первоисточник стресса — кажется спокойным, здоро­
вым, благополучным;

- генетический,когда потомкам посредством генетичес­
кого кода передаются те проблемы, которые не преодо­
лены человеком; и дети, внуки, правнуки являются не­
вольными «жертвами» проблем и «грехов» своих пред­
ков. Чем серьезнее недостаток или проблема, тем быст­
рее он переходит к потомкам, причем неустраненный
стресс предка будет развиваться по своей интенсивно­
сти, т. е. он передается из поколения в поколение и
усиливается современными ситуациями. Этот бессозна­
тельный процесс передачи будет продолжаться до тех
пор, пока не произойдет случайная модификация, или до
тех пор, когда один или несколько потомков решат эту
проблему и сделают внутреннюю сознательную попытку
все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем
и поведения. Таким образом, смысл жизнимногих
людей — преодолеть проблему предков, очистить
ДНК и не создавать новых тягостных проблем, зако-

торые будут расплачиваться потомки.Соединение ге­нетических, бессознательных и сознательных факторов образует основное внутреннее направление (ОВН),в

соответствии с которым человек движется по жизни, зачастую независимо от своих сознательных реакций. Излучение ОВН притягивает взаимодополняющих людей.Так, «жертва» не может быть без «преследова­теля», образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Только когда мы изме­ним наше сознание, мы можем преобразовать нежела­тельный паттерн поведения, нежелательный семейный код проблем «для блага нас и наших потомков». Опи­санная выше концепция Ч. Тойча психогенетики ивиктимологии раскрывает один из аспектов тесной вза­имосвязи человека с предками и потоками, «психиче­ской неосознаваемой связи» людей друг с другом. Трансперсональная психология подчеркивает, что чело­век взаимосвязан не только с предками, потомками, дру­гими людьми и всем человечеством, но и со всем миром, биосферой, космосом, Вселенной.Эти положения созвуч­ны идеям Вернадского о биосфере и ноосфере.

Какуже говорилось, В.И. Вернадский считал, что Зем­ля иостальной космосявляются единой системой, в кото­рой живое веществосвязывает в единое целое те процес­сы, которые протекают наЗемле, с процессами в Космосе. Вернадский поднимаетсяна гениальную высоту в осозна­нии геологической роличеловеческого разума, приведшего к преобразованию биосферы в сферу вселенского разума — ноосферу.

Конкретнымпроявлением ноосферы в нашем повсе­дневноммире являются многочисленные парапсихологи-ческиеявления, связанные с так называемым информаци­онным полем. Термин этот появился недавно и заменил старое понятие Всемирного разума. Во все времена услуга­ми этого разума пользовались люди с самым развитыминтеллектуальным мышлением.

Информационное полесодержит информацию обо всемво Вселенной и способно зарождать жизнь и направлять ее развитие. Это поле пронизывает всю Вселенную от края до края и содержит в себе информацию о прошлом, настоя­щем и будущем. Ведьне располагая такой информацией,

нельзя оказывать направленное воздействие на развитие в будущем. Более того, можно предположить, что это не только информационное поле и огромный банк информации обо всем во все времена, но и абсолютный Разум. Ведь непре­рывно должна идти переработка огромного количества ин­формации и выработка оптимальных решений.

Ученые предполагают, что информация о каждом пред­мете, об объектах живых и неживых имеется во всех точ­ках Вселенной одновременно.Она не передается с одного пункта в другой каким-либо способом, с какой-либо огра­ниченной скоростью, она просто существует везде и всегда. И задача только в получении, считывании этой информа­ции. Это и есть информационное поле Вселенной. Акаде­мик М.А. Марков так охарактеризовал информационное поле: «...Информационное поле Земли слоисто и структур­но напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолю­та, и является, кроме банка информации, еще и регулято­ром начала в судьбах людей и человечества». В.Н. Пуш­кин пишет: «Необходимо еще раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике». Голо­графическая природа Вселенной, в том числе и биополя человека и его мозга, означает, что информация обо всем содержится одновременно везде и в полном объеме. Вывод из этого звучит достаточно необычно: в каждом из нас содержится информация абсолютно обо всем, что происхо­дит и происходило во Вселенной — в полном объеме. Это звучит необычно, потому что эту информацию мы хотя и содержим, но ею не располагаем, не осознаем ее, но можем ее использовать. Значит, голографическое строение Вселен­ной (в том числе и нас самих) неизбежно приводит к тому, что информационное поле Вселенной находится в каждом из нас. Если говорить на языке ранее применяемых терми­нов, то Бог находится в каждом из нас.

Современные психологи, представители трансперсональ­ной психологии в ходе многолетних практических экспе­риментов создали модельчеловеческой души, вкоторой признается значимостьдуховного и космического измере­ний и возможностейдля эволюции человека. Огромную известность из многих представителей трансперсональной психологии получил Станислав Грофф своими исследова-

ниями по изучению измененных состояний сознания. Сна­чала с помощью психоделических препаратов (главным образом ЛСД), потом с помощью психотерапии, с исполь­зованием специального дыхания и музыки (ребефинг, го-лотропное погружение) он вводит своих пациентов в осо­бое состояние. Начинаются удивительные переживания, которые невозможно объяснить врамках старой материа­листической системы взглядов. Человек переживает заново не только свое собственное рождение, но и все стадии внут­риутробного развития. По мнению С. Гроффа, трансперсо­нальные явления обнаруживают связь человека с космо­сом— взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселен­ной, в ходе которого сознание человека выступает за обыч­ные пределы и преодолевает ограничения временя и про­странства.Трансперсональные переживания интерпретиру­ются испытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовно­го прошлого, когда человек проживает воспоминания жизни предков, свои воплощения. Трансперсональные явления включают не только преодоление временных барьеров. К ним относится опыт слияния с другим человеком в со­стоянии двуединства (то есть чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной са­моидентичности) или опыт полного отождествления с ним; подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечеств. Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной ка­тегорией трансперсонального опыта с трансценденцией вре­мени и пространства будут разнообразные явления экстра­сенсорного восприятия — например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего, ясновидение, перемещение во времени и пространстве, опыт встреч с ду­шами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущ­ностями (архетипические формы, божества, демоны и т. п.). В трансперсональных переживаниях люди часто получают доступ к детальной эзотерической информации о соответ-

ствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и спе­цифические знания в данной области. Так, сообщения лю­дей, испытавших трансперсональные переживания и пере­живших эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты создания клетки, ткани и органа, содержали медицински точные сведения об анато­мических и физиологических аспектах происходивших про­цессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного (в юнговском смысле) и воспоминания прошлых воплощений часто со­держат примечательные детали исторических событий, ко­стюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики древних культур (о чем человек знать никак не мог). Трансперсональный опыт иногда включает события из микрокосма и макрокосма, из областей, недостижимых непосредственно человеческими органами чувств, или из пе­риодов, исторически предшествовавших появлению Солнеч­ной системы, Земли, живых организмов. Эти переживания ясно указывают, что каким-то, необъяснимым пока, обра­зом каждый из нас имеет информацию обовсей Вселен­ной, обо всем существующем,каждый имеет потенциаль­ный эмпирический доступ ко всемее частям и в некото­ром смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначи­тельной биологической сущностью.

При трансперсональных переживаниях люди часто «ви­дят» яркие и сложные эпизоды других культур и истори­ческих периодов, проживают отдельные моменты своих предыдущих жизней. Люди, переживающие трансперсо­нальные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной си­стемы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика, по существу, соразмер­на всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это и кажется абсурдным и невозможным с точ­ки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: внекоторых случаях людей можнос успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять

человека к его телу и функциям организма.Но в других случаях человек может функционировать как безгранич­ное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности.Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы долж­ны признать парадоксальный факт, что человек одновремен­но и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различ­ных модусов опыта. Первый из этих модусов можно на­звать хилотропическим сознанием:он подразумевает зна­ние о себе как о вещественном физическом существе с чет­кими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которое живет в трехмерном пространстве и линейном вре­мени в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают следующие базовые предположения: материя вещественна; два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство; про­шлые события безвозвратно утеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно нахо­диться в двух и более местах. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразуме­вает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются противоположными (чем у хилотропического модуса) пред­положениями: вещественность и непрерывность материи является иллюзией; время и пространство в высшей степе­ни произвольно: одно и то же пространство одновременно может быть занято многими объектами; прошлое и буду­щее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах сра­зу. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим мо­дусом, в конечном счете, лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмо­циональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функциони­рованием в материальном мире. До сих пор традиционная психиатрия рассматривает всякое чистое переживание хо-лотропического модуса как проявление патологии. Но этот

подход устарел и неверен, ибо в природе человека отраже­ны фундаментальная двойственность и динамическое на­пряжение между опытом отдельного существования в ка­честве материального объекта и опытом безграничного су­ществования как недифференцированного поля сознания, т. е. ихилотропический, и холотропический модусы есте­ственны для человека,а психопатологические проблемы возникают в столкновении и негармоничном смешении двух модусов, когда ни один из них не переживается в чи­стом виде, не интегрируется с другим в переживании выс­шего порядка.

Результаты новейшей релятивистской космологии дают человеческому духу пока только теоретическую возмож­ность выхода за пределы земного существования, а стало быть, придают его конечной земной жизни качественно но­вый смысл. И хотя тело человека смертно, егодух (инфор­мационный сгусток) вечен. Идаже в случае гибели нашей Вселенной информационный сгусток человека будет и даль­ше существовать в некой форме, когда же Вселенная появит­ся вновь, этот информационный сгусток сможет воплотить­ся в новой форме и продолжить свое дальнейшее существо­вание, т. е. его бессмертие связано с бессмертием Вселенной.

Наиболее подходящей моделью для объяснения психо­физических феноменов (получение информации из недо­ступного прошлого и пророчество будущего) считается го-лографическая модель,одним из вариантов которой явля­ется модель «преобразования», сформулированная и раз­работанная западным нейропсихологом К. Прибрамом и американским физиком Д. Бомом. В этом варианте под­черкивается, что информацияво Вселенной организованане посредством параметров пространства и времени, а как частотно-амплитудная структура.С этой структурой чело­веческое сознание производит «преобразования Фурье», чтобы упорядочить информацию и представить ее в при­вычной форме. Особенность такого рода модели состоит в том, что сознание способнопри помощи «преобразования Фурье» проникать в любую часть пространства и време­ни и извлекать соответствующую информацию с последу­ющей ее интерпретацией.

Всоответствии с моделью «преобразований» биологи­ческие системы, живое вещество планеты и окружающее

пространство могут быть представлены как единая физи­чески организованная система, подобная единой гигантской околоземной «голограмме». В этой голографической систе­ме биологические организации, включая человека, его пси­хические функции, не являются изолированными, так или иначе они включаются в предполагаемую единую про­странственно-временную физическую организацию «памя­ти». В этом информационном пространстве возможны новые пути коммуникаций в живом веществе, между его «частями». Особое место здесь принадлежит человеку с его нервно-психической и социальной деятельностью, с его памятью, связанной с памятью биосферы как целого.

Большой интерес представляет концепция коммуника­ции человека с другими индивидами и явлениями окру­жающего его мира при помощи биосферы.Человек как биосистема имеет память, которая связана электромагнит­ным каналом с биосферой, обладающей тоже памятью. Ведь биосфера имеет дифференцированное строение — ее различные элементы выполняют различные функции чув­ствительных биосферных рецепторов, которые обладают опережающим отражением будущих возмущений экологи­ческого порядка. При помощи своих «сенсоров» биосфера постоянно «прослушивает», «просматривает» земные глу­бины и космос, чтобы уловить малейшие сигналы возмож­ных нарушений ее стабильности. Биосфера как единый природный организм обладает своего рода «сенсорно-моз­говой» деятельностью и соответствующей «памятью»или «биосферно-экологическим языком». Биосфера имеет па­мять, ее многообразные компоненты (отдельности, говоря языком В.И. Вернадского) — различные виды растений, животных, вид человека — накапливают информацию и в совокупности фиксируют мозаичную картину окружающего мира. Живые системы обладают биосенсорами, необычно чувствительными электромагнетическими аппаратами, ко­торые позволяют поддерживать контакт с биосферой. Био­сенсоры представляют собой естественные процессоры пе­реработки информации: они воспринимают еле уловимые стимулы и преобразуют их в электромагнитные импульсы или оптические сигналы. Наиболее важной чертой всех биосенсоров является их необыкновенно высокая чувстви­тельность, они обнаруживают одну частицу из миллиона

или даже миллиарда других частиц, что позволяет им по­лучать информацию из окружающей среды. Электромаг­нитные волны и химические вещества переносят эту инфор­мацию о мире в закодированном виде в рамках самой био­сферы. Закодированные образы окружающего мира цир­кулируют в пространстве между землей и ионосферой и мо­гут воспроизводиться в измененных состояниях сознания человека — трансперсональные переживания, гипнотичес­кий транс, экстаз, сновидения, галлюцинации. Они также дают возможность человеку в определенных условиях «считывать» эту информацию, что и объясняет психофи­зиологические феномены ясновидения, реинкарнационные воспоминания ит. д.

Трансперсональные переживания часто имеют глубо­кую смысловую связь спаттернами событий во внешнем мире, которую не объяснить в терминах линейной причин­ности. К. Юнг в связи с этим предположил существование акаузального связующего принципа синхронности,которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделен­ных во времени и пространстве,когда «определенное пси­хическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состо­янию». Современные исследования сознания показывают, что человеческая психика по своему существу соразмер­на всей Вселенной и всему существующему.Вселенная выступает единой и неделимой сетью событий и взаимосвя­зей, ее части представляют разные аспекты и паттерны од­ного интегрального процесса невообразимой сложности. Выдающийся физик Д. Бом описывает природу реально­сти вообще и сознания в частности как неразрывное и ко­герентное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изме­нения — холодвижение. И жизнь, и неодушевленная ма­терия имеют общее основание вхолодвижении, которое является их первичным и универсальным источником.Материю и сознание нельзя объяснить друг через друга или свести друг к другу, они представляют неразрывное един­ство. Не исключено, что при определенных обстоятельствах индивид может восстановить свою тождественность с кос­мической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования.

Для телепатии, психодиагностики, видения на расстоя­нии или астральной проекции вопрос уже не в том, возмож­ны ли такие явления, а в том, как описать барьер, не по­зволяющий им происходить в любое время. Возможность существования сознания вне мозга человека уже серьезно рассматривается в контексте современной физики. Некото­рые физики считают, что следует включить сознание в бу­дущую теорию материи и размышление о физической Все­ленной как наиважнейший фактор и связующий принцип космической сети.Подчеркнем еще раз: чтобы описать человека всесторонним образом, мы должны признать, что человек есть единство материального тела (биомашины) ибесконечного поля сознания, т. е. речь идет о корпускуляр-но-волновой природе человека.

О необходимости создания планетарной этики говорят К.О. Апель, С. Стоянов, Б. Матилал и другие мыслители Востока и Запада. Суть ее состоит в следующем. Прежде всего в некотором смысле мы уже живем в планетарной цивилизации, так как наиболее важные аспекты культуры (наука, техника и экономика) достаточно унифицированы, и все локальные культуры стали членами одной команды одного корабля. Чтобы этот корабль не погиб в результате клубка глобальных проблем, нужно всем осознать «коллек­тивную ответственность», значимость создания «универ­сальной», «планетарной» этики. Последняя должна, с од­ной стороны, признавать и защищать многоликость обра­зов жизни (культурный плюрализм), с другой — отстаи­вать интересы человечества в целом.

Закончить изложение концепций современного есте­ствознания нам бы хотелось словами известного филосо­фа-гуманиста Ю.Г. Волкова: «В современных условиях физические, химические, биологические, социальные науки изучают отдельные стороны, процессы Вселенной, создавая частичное знание о мире. Синтетические, стыковые науки: физическая химия, геохимия, биофизика, биогеохимия (В.И. Вернадский) — изучают целостно лишь отдельные процессы Вселенной. Космология рассматривает только фи­зический и физико-химический аспект мироздания. В действительности Вселенная не расчленена на отдельные природные и социальные процессы, во Вселенной они вы­ступают в органическом единстве, как единое целое. Эво-

люция Вселенной в прошлом и настоящем имеет направ­ленность на самопознание, потому что человек и его обще­ство являются неотъемлемой рефлективной частью ми­роздания. Чтобы рассмотреть Вселенную как единое орга­ническое целое, необходима особая целостная форма идео­логии, которая будет представлять собой синтез философ­ского, научного, художественного, морального, правового, политического, экономического, экологического знания, да­ющая целостное знание о мире, о месте и роли человека в нем. Целостное знание о мире будет являться основой фор­мирования действительно целостной личности как главной цели гуманистического общества, основанного на подлин­но человеческих ценностях»12.

Вопросы для самоконтроля

1. Покажите различные подходы к пониманию терми­
на «биоэтика».

2. Что такое ранговая иерархия у животных? В чем
суть конкуренции между стратами Альфа и Бета в сообще­
стве животных?

3. Какие особенности присущи самоактуализирующейся
личности?

4. Назовите способы активации творческих мыслитель­
ных способностей?

5. В чем состоит основное противоречие и единство фе­
номенов здоровья и болезни?

6. Перечислите психологические состояния человека,
способствующие возникновению различных переживаний.

7. Можно ли говорить о количестве здоровья и чем оно
измеряется?

8. Назовите различные фазы работоспособности.

9. В чем суть проблемы возникновения жизни с космо­
логической точки зрения?

10. Что такое «биосфера» согласно концепции
В.И. Вернадского?

11. Что включает в себя ноосфера?

12. Поясните, что подразумевается под хиральностью
живой материи?

13. В чем состоит противоречие между хилотропичес­
ким и холотропическим модусами сознания?

Примечания

1 Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

2 Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

3 Эфроимсон Р. Родословная альтруизма // Новый
мир. 1972. № 11.

4 Это одна из гипотез происхождения Вселенной, не
имеющая научного доказательства.

5 Сам термин в переводе с латинского означает «об­
ман, тщетное ожидание». Фрустрация переживается как на­
пряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают че­
ловека, когда на пути к достижению цели он встречается
с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворе­
нию потребности.

6 Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1986.
С. 186.

7 Абиогенез (возникновение живого из неживого) —
теория происхождения жизни путем постепенного услож­
нения веществ неорганической природы и возникновения
биополимеров, которым присущи основные свойства живо­
го, прежде всего способность к обмену веществ как непре­
менному условию их существования.

8 Пассионарность как характеристика поведения (по
Л.Н. Гумилеву) — эффект избытка биохимической энер­
гии живого вещества, порождающий жертвенность ради
иллюзорной цели.

9 Селье Г. Стресс и жизнь / Цит. по: Холей Д. Тай­
на здоровья. М., 1992. С. 21.

10 Шарден П.Т де. Феномен человека. М., 1987. С. 135.

11 Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967. С. 227.

12 Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М.,
1995. С. 102.

I ОГЛАВЛЕНИЕ____________________

Введение..................................................................................................... 3

Раздел I. Научный метод....................................................................... 7

Понятия метода и методологии. Классификация методов
научного познания ....................................................................... 7

1. Общенаучные методы эмпирического познания .............. 10

1.1. Научное наблюдение_____________ ........................... 10

1.2. Эксперимент................................. -..................................... 13

1.3. Измерение............................................ _.............................. 18

2. Общенаучные методы теоретического познания ............. 22

2.1. Абстрагирование и идеализация.

Мысленный эксперимент...................................................... 2 2

2.2. Формализация. Язык науки__________ .____ ._____ 28

2.3. Индукиия и дедукиия.............................................................. 31

3. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом

уровнях познания........................................................................ 34

3.1. Анализ и синтез....... ,,. - ...................... . ............ 34

3.2. Аналогия и моделирование.................................................... 36

Раздел II. История естествознания.................................................. 42

1. Естествознание эпохи античности ....................................... 42

1.1. Натурфилософия и ее место в истории
естествознания. Возникновение

античной науки........................................................................... 42

1.2. Миропонимание и научные достижения
натурфилософии античности. Атомистика.
Геоцентрическая космология. Развитие
математики и механики___________________ 44

2. Естествознание эпохи средневековья................................... 50

3. Естествознание эпохи Возрождения

и Нового времени........................................................................ 52

3.1. Научные революции в истории естествознания.... 52

3.2. Первая научная революция.
Гелиоцентрическая система мира.

Учение о множественности миров______________ 53

3.3. Вторая научная револючия.
Создание классической механики

и экспериментального естествознания.
Механическая картина мира............................................ 55

3.4. Химия в механистическом мире_________ .................. 61

3.5. Естествознание Нового времени и проблема
философского метода................................................... __ 62

3.6. Третья научная революция.

Диалектизация естествознания....................................... 65

3.7. Очищение естествознания

от натурфилософских представлений.......................... 72

3.8. Исследования в области
электромагнитного поля и начало крушения
механистической картины мира...................................... 77

4. Естествознание XX века............................................................. 80

4.1. Четвертая научная революция.
Проникновение в глубь материи.

Теория относительности и квантовая механика.
Окончательное крушение механистической
картины мира....................................................................... 80

4.2. Научно-техническая революция,

ее естественнонаучная составляющая

и исторические этапы....................................................... 86

4.3. Панорама современного естествознания...................... 91

Раздел III.Элементы современной физики................................... 120

1.Пространство и время............................................................... 120

1.1. Развитие представлений о пространстве

и времени в донь

Наши рекомендации