Цикличность эволюции. Человек как космическое существо
Прежняя механистическая наука рисовала мрачную картину Вселенной, где властвует всемогущая тенденция к возрастанию случайности иэнтропии, где все движется к неизбежной тепловой смерти и распаду (диктат второго закона термодинамики). Ее опровержению послужили исследования нобелевского лауреата Ильи Пригожина (1984 г.) по так называемым диссипативным структурам в определенных химических процессах и открытый им новый принцип,лежащий в их основе, — порядок через флуктуацию.Дальнейшие исследования показали, что этому принципу подчинены не только химические процессы: он представляет собой базисный механизм развертывания эволюционных процессов во всех областях — от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ ивплоть до обществ и культур.
На основании этих наблюдений появилась возможность сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объединяющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем. Открытые системы на всех уровнях являются носителями всеобщей эволюции,которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во все более новые динамические режимы сложности.Всякий раз, когда какие-либо системы в любой области начинают задыхаться от энтропийных отходов, они мутируют в направлении новых режимов. Одна и та же энергия ите же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, будь то материя, информация или ментальные психические процессы. Микрокосм и макрокосм являются аспектами единой эволюции. Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции.
По теории британского биолога Р. Шелдрейка, изложенной в его книге «Новая наука жизни» (1981 г.),форма, развитие и поведение организмов определяются «морфогенетическими полями»,которые в настоящее время еще не могут быть измерены физикой, но эти поля создаются формой связи через пространство и время и обладают кумулятивными свойствами. Если удостаточного числа представителей вида развились какие-то организменные свой-
ства или особые формы поведения, это автоматически передается другим особям, даже если между ними нет обычных форм контакта. Какой бы неправдоподобной и абсурдной ни казалась эта теория механически ориентированному уму, она проверяема, и уже сейчас, на своем раннем этапе, она подтверждается экспериментами на крысах и обезьянах. Шелдрейк вполне осознает, что его теория имеет далеко идущие приложения в психологии, и сам говорит оее связи с юнговской концепцией коллективного бессознательного. К. Юнг еще в 30-40-е годы XX века пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента, между которыми происходит непрерывный обмен энергией, существует еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы.
Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. «Коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения». Юнг считал коллективное бессознательное творческим принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной.
Коллективное бессознательное как духовное наследие всего, что было пережито человечеством, как общая душа, не имеющая временных пределов, представляет собой совокупность архетипов. Архетипы— «психические первообразы, скрытые в глубине фундаменты, корни сознательной души, опущенные в мир в целом», — это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями; они передаются по наследству вместе со структурой мозга, «это та хтоническая часть души, через которую душа связана с природой, миром, космосом».
Архетипы,с одной стороны обусловливают предрасположенность к поведению определенного типа, основные коллективные идеи,образы человечества в ту или иную
эпоху, а с другой стороны, влияют на физический мир, космос, являются неким связующим звеном между материейи психикой.
Таким образом, Юнг положил начало трансперсональной психологии,которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.
Идеи трансперсональной психологии получили дальнейшее развитие в исследованиях Ассаджиоли, С. Гроффа, Ч. Тойча, К. Уилбера.
Концепция и практический опыт психотерапевтической работы доктора Ч. Тойча подтверждают, что жизнь ипроблемы людей во многом предопределяются обстоятельствами судьбы их предков (родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек и т. п.), «генетическим кодом». Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенный к определенным болезням, но также и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Выявив и осознав неблагоприятный «семейный генетический код», человек может избежать участи «жертвы кода», силой своей мысли и целенаправленной системой продуманных практических действий «перестроить свой генетический код» (хотя это сложно), эволюционировать, совершенствовать себя, свою жизнь, судьбу.
Рассматривая мысль человекакак мощную силу, как энергетическую волну,а разум — как электромагнетический бесконечный континуум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, животных ивсе объекты неживой природы, следует признать, что в этом поле движущихся волн каждое существо имеет свою частоту, и волны, излучаемые мозгом, направляются каждым человеком подходящему принимающему сознанию, с тем, чтобы возбудить соответствующий отклик. Причем излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве.Таким образом, происходит психическое взаимодействие (взаимовлияние, обмен информацией и проблемами) между людьми на неосознаваемом уровне. Каждый человек отража-
ет подсознание другого человека,возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одного человека в бессознательную сферу психики другого (особенно если они находятся в близких отношениях: супруги, родители и дети, друг, близкий коллега) и даже животных (животные отражают психическое состояние своих владельцев).
Ч. Тойч показал, что человек свои проблемы, свой стресс может проявлять тремя способами:
- внутричеловеческий, когда человек проявляет, выражает
свой собственный стресс через недомогание, болезни, пе
реедание, злость, алкоголизм, смерть или другие формы,
являющиеся генетически предсказуемыми;
- межчеловеческий,когда проблема, стрессвытесняется
у человека-репрессора на бессознательный уровень и
неосознанно проецируется, передается другому чело
веку (экспрессору)на бессознательном уровне. Таким
образом, экспрессор (это может быть супруг, ребенок,
друг) будет ощущать подсознательно этот стресс и вы
ражать его внешне в разных формах (злость, болезни,
пьянство, наркомания), т. е. быть невольной «жертвой»
«заразного чужого стресса». При этом репрессор —
первоисточник стресса — кажется спокойным, здоро
вым, благополучным;
- генетический,когда потомкам посредством генетичес
кого кода передаются те проблемы, которые не преодо
лены человеком; и дети, внуки, правнуки являются не
вольными «жертвами» проблем и «грехов» своих пред
ков. Чем серьезнее недостаток или проблема, тем быст
рее он переходит к потомкам, причем неустраненный
стресс предка будет развиваться по своей интенсивно
сти, т. е. он передается из поколения в поколение и
усиливается современными ситуациями. Этот бессозна
тельный процесс передачи будет продолжаться до тех
пор, пока не произойдет случайная модификация, или до
тех пор, когда один или несколько потомков решат эту
проблему и сделают внутреннюю сознательную попытку
все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем
и поведения. Таким образом, смысл жизнимногих
людей — преодолеть проблему предков, очистить
ДНК и не создавать новых тягостных проблем, зако-
торые будут расплачиваться потомки.Соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов образует основное внутреннее направление (ОВН),в
соответствии с которым человек движется по жизни, зачастую независимо от своих сознательных реакций. Излучение ОВН притягивает взаимодополняющих людей.Так, «жертва» не может быть без «преследователя», образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Только когда мы изменим наше сознание, мы можем преобразовать нежелательный паттерн поведения, нежелательный семейный код проблем «для блага нас и наших потомков». Описанная выше концепция Ч. Тойча психогенетики ивиктимологии раскрывает один из аспектов тесной взаимосвязи человека с предками и потоками, «психической неосознаваемой связи» людей друг с другом. Трансперсональная психология подчеркивает, что человек взаимосвязан не только с предками, потомками, другими людьми и всем человечеством, но и со всем миром, биосферой, космосом, Вселенной.Эти положения созвучны идеям Вернадского о биосфере и ноосфере.
Какуже говорилось, В.И. Вернадский считал, что Земля иостальной космосявляются единой системой, в которой живое веществосвязывает в единое целое те процессы, которые протекают наЗемле, с процессами в Космосе. Вернадский поднимаетсяна гениальную высоту в осознании геологической роличеловеческого разума, приведшего к преобразованию биосферы в сферу вселенского разума — ноосферу.
Конкретнымпроявлением ноосферы в нашем повседневноммире являются многочисленные парапсихологи-ческиеявления, связанные с так называемым информационным полем. Термин этот появился недавно и заменил старое понятие Всемирного разума. Во все времена услугами этого разума пользовались люди с самым развитыминтеллектуальным мышлением.
Информационное полесодержит информацию обо всемво Вселенной и способно зарождать жизнь и направлять ее развитие. Это поле пронизывает всю Вселенную от края до края и содержит в себе информацию о прошлом, настоящем и будущем. Ведьне располагая такой информацией,
нельзя оказывать направленное воздействие на развитие в будущем. Более того, можно предположить, что это не только информационное поле и огромный банк информации обо всем во все времена, но и абсолютный Разум. Ведь непрерывно должна идти переработка огромного количества информации и выработка оптимальных решений.
Ученые предполагают, что информация о каждом предмете, об объектах живых и неживых имеется во всех точках Вселенной одновременно.Она не передается с одного пункта в другой каким-либо способом, с какой-либо ограниченной скоростью, она просто существует везде и всегда. И задача только в получении, считывании этой информации. Это и есть информационное поле Вселенной. Академик М.А. Марков так охарактеризовал информационное поле: «...Информационное поле Земли слоисто и структурно напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является, кроме банка информации, еще и регулятором начала в судьбах людей и человечества». В.Н. Пушкин пишет: «Необходимо еще раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике». Голографическая природа Вселенной, в том числе и биополя человека и его мозга, означает, что информация обо всем содержится одновременно везде и в полном объеме. Вывод из этого звучит достаточно необычно: в каждом из нас содержится информация абсолютно обо всем, что происходит и происходило во Вселенной — в полном объеме. Это звучит необычно, потому что эту информацию мы хотя и содержим, но ею не располагаем, не осознаем ее, но можем ее использовать. Значит, голографическое строение Вселенной (в том числе и нас самих) неизбежно приводит к тому, что информационное поле Вселенной находится в каждом из нас. Если говорить на языке ранее применяемых терминов, то Бог находится в каждом из нас.
Современные психологи, представители трансперсональной психологии в ходе многолетних практических экспериментов создали модельчеловеческой души, вкоторой признается значимостьдуховного и космического измерений и возможностейдля эволюции человека. Огромную известность из многих представителей трансперсональной психологии получил Станислав Грофф своими исследова-
ниями по изучению измененных состояний сознания. Сначала с помощью психоделических препаратов (главным образом ЛСД), потом с помощью психотерапии, с использованием специального дыхания и музыки (ребефинг, го-лотропное погружение) он вводит своих пациентов в особое состояние. Начинаются удивительные переживания, которые невозможно объяснить врамках старой материалистической системы взглядов. Человек переживает заново не только свое собственное рождение, но и все стадии внутриутробного развития. По мнению С. Гроффа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом— взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, в ходе которого сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения временя и пространства.Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания жизни предков, свои воплощения. Трансперсональные явления включают не только преодоление временных барьеров. К ним относится опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства (то есть чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной самоидентичности) или опыт полного отождествления с ним; подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечеств. Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной категорией трансперсонального опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия — например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего, ясновидение, перемещение во времени и пространстве, опыт встреч с душами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущностями (архетипические формы, божества, демоны и т. п.). В трансперсональных переживаниях люди часто получают доступ к детальной эзотерической информации о соответ-
ствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и специфические знания в данной области. Так, сообщения людей, испытавших трансперсональные переживания и переживших эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты создания клетки, ткани и органа, содержали медицински точные сведения об анатомических и физиологических аспектах происходивших процессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного (в юнговском смысле) и воспоминания прошлых воплощений часто содержат примечательные детали исторических событий, костюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики древних культур (о чем человек знать никак не мог). Трансперсональный опыт иногда включает события из микрокосма и макрокосма, из областей, недостижимых непосредственно человеческими органами чувств, или из периодов, исторически предшествовавших появлению Солнечной системы, Земли, живых организмов. Эти переживания ясно указывают, что каким-то, необъяснимым пока, образом каждый из нас имеет информацию обовсей Вселенной, обо всем существующем,каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всемее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.
При трансперсональных переживаниях люди часто «видят» яркие и сложные эпизоды других культур и исторических периодов, проживают отдельные моменты своих предыдущих жизней. Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика, по существу, соразмерна всей Вселенной и всему существующему.
Хотя это и кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: внекоторых случаях людей можнос успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять
человека к его телу и функциям организма.Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности.Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из этих модусов можно назвать хилотропическим сознанием:он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которое живет в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают следующие базовые предположения: материя вещественна; два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство; прошлые события безвозвратно утеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно находиться в двух и более местах. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются противоположными (чем у хилотропического модуса) предположениями: вещественность и непрерывность материи является иллюзией; время и пространство в высшей степени произвольно: одно и то же пространство одновременно может быть занято многими объектами; прошлое и будущее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах сразу. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете, лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире. До сих пор традиционная психиатрия рассматривает всякое чистое переживание хо-лотропического модуса как проявление патологии. Но этот
подход устарел и неверен, ибо в природе человека отражены фундаментальная двойственность и динамическое напряжение между опытом отдельного существования в качестве материального объекта и опытом безграничного существования как недифференцированного поля сознания, т. е. ихилотропический, и холотропический модусы естественны для человека,а психопатологические проблемы возникают в столкновении и негармоничном смешении двух модусов, когда ни один из них не переживается в чистом виде, не интегрируется с другим в переживании высшего порядка.
Результаты новейшей релятивистской космологии дают человеческому духу пока только теоретическую возможность выхода за пределы земного существования, а стало быть, придают его конечной земной жизни качественно новый смысл. И хотя тело человека смертно, егодух (информационный сгусток) вечен. Идаже в случае гибели нашей Вселенной информационный сгусток человека будет и дальше существовать в некой форме, когда же Вселенная появится вновь, этот информационный сгусток сможет воплотиться в новой форме и продолжить свое дальнейшее существование, т. е. его бессмертие связано с бессмертием Вселенной.
Наиболее подходящей моделью для объяснения психофизических феноменов (получение информации из недоступного прошлого и пророчество будущего) считается го-лографическая модель,одним из вариантов которой является модель «преобразования», сформулированная и разработанная западным нейропсихологом К. Прибрамом и американским физиком Д. Бомом. В этом варианте подчеркивается, что информацияво Вселенной организованане посредством параметров пространства и времени, а как частотно-амплитудная структура.С этой структурой человеческое сознание производит «преобразования Фурье», чтобы упорядочить информацию и представить ее в привычной форме. Особенность такого рода модели состоит в том, что сознание способнопри помощи «преобразования Фурье» проникать в любую часть пространства и времени и извлекать соответствующую информацию с последующей ее интерпретацией.
Всоответствии с моделью «преобразований» биологические системы, живое вещество планеты и окружающее
пространство могут быть представлены как единая физически организованная система, подобная единой гигантской околоземной «голограмме». В этой голографической системе биологические организации, включая человека, его психические функции, не являются изолированными, так или иначе они включаются в предполагаемую единую пространственно-временную физическую организацию «памяти». В этом информационном пространстве возможны новые пути коммуникаций в живом веществе, между его «частями». Особое место здесь принадлежит человеку с его нервно-психической и социальной деятельностью, с его памятью, связанной с памятью биосферы как целого.
Большой интерес представляет концепция коммуникации человека с другими индивидами и явлениями окружающего его мира при помощи биосферы.Человек как биосистема имеет память, которая связана электромагнитным каналом с биосферой, обладающей тоже памятью. Ведь биосфера имеет дифференцированное строение — ее различные элементы выполняют различные функции чувствительных биосферных рецепторов, которые обладают опережающим отражением будущих возмущений экологического порядка. При помощи своих «сенсоров» биосфера постоянно «прослушивает», «просматривает» земные глубины и космос, чтобы уловить малейшие сигналы возможных нарушений ее стабильности. Биосфера как единый природный организм обладает своего рода «сенсорно-мозговой» деятельностью и соответствующей «памятью»или «биосферно-экологическим языком». Биосфера имеет память, ее многообразные компоненты (отдельности, говоря языком В.И. Вернадского) — различные виды растений, животных, вид человека — накапливают информацию и в совокупности фиксируют мозаичную картину окружающего мира. Живые системы обладают биосенсорами, необычно чувствительными электромагнетическими аппаратами, которые позволяют поддерживать контакт с биосферой. Биосенсоры представляют собой естественные процессоры переработки информации: они воспринимают еле уловимые стимулы и преобразуют их в электромагнитные импульсы или оптические сигналы. Наиболее важной чертой всех биосенсоров является их необыкновенно высокая чувствительность, они обнаруживают одну частицу из миллиона
или даже миллиарда других частиц, что позволяет им получать информацию из окружающей среды. Электромагнитные волны и химические вещества переносят эту информацию о мире в закодированном виде в рамках самой биосферы. Закодированные образы окружающего мира циркулируют в пространстве между землей и ионосферой и могут воспроизводиться в измененных состояниях сознания человека — трансперсональные переживания, гипнотический транс, экстаз, сновидения, галлюцинации. Они также дают возможность человеку в определенных условиях «считывать» эту информацию, что и объясняет психофизиологические феномены ясновидения, реинкарнационные воспоминания ит. д.
Трансперсональные переживания часто имеют глубокую смысловую связь спаттернами событий во внешнем мире, которую не объяснить в терминах линейной причинности. К. Юнг в связи с этим предположил существование акаузального связующего принципа синхронности,которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве,когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию». Современные исследования сознания показывают, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.Вселенная выступает единой и неделимой сетью событий и взаимосвязей, ее части представляют разные аспекты и паттерны одного интегрального процесса невообразимой сложности. Выдающийся физик Д. Бом описывает природу реальности вообще и сознания в частности как неразрывное и когерентное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения — холодвижение. И жизнь, и неодушевленная материя имеют общее основание вхолодвижении, которое является их первичным и универсальным источником.Материю и сознание нельзя объяснить друг через друга или свести друг к другу, они представляют неразрывное единство. Не исключено, что при определенных обстоятельствах индивид может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования.
Для телепатии, психодиагностики, видения на расстоянии или астральной проекции вопрос уже не в том, возможны ли такие явления, а в том, как описать барьер, не позволяющий им происходить в любое время. Возможность существования сознания вне мозга человека уже серьезно рассматривается в контексте современной физики. Некоторые физики считают, что следует включить сознание в будущую теорию материи и размышление о физической Вселенной как наиважнейший фактор и связующий принцип космической сети.Подчеркнем еще раз: чтобы описать человека всесторонним образом, мы должны признать, что человек есть единство материального тела (биомашины) ибесконечного поля сознания, т. е. речь идет о корпускуляр-но-волновой природе человека.
О необходимости создания планетарной этики говорят К.О. Апель, С. Стоянов, Б. Матилал и другие мыслители Востока и Запада. Суть ее состоит в следующем. Прежде всего в некотором смысле мы уже живем в планетарной цивилизации, так как наиболее важные аспекты культуры (наука, техника и экономика) достаточно унифицированы, и все локальные культуры стали членами одной команды одного корабля. Чтобы этот корабль не погиб в результате клубка глобальных проблем, нужно всем осознать «коллективную ответственность», значимость создания «универсальной», «планетарной» этики. Последняя должна, с одной стороны, признавать и защищать многоликость образов жизни (культурный плюрализм), с другой — отстаивать интересы человечества в целом.
Закончить изложение концепций современного естествознания нам бы хотелось словами известного философа-гуманиста Ю.Г. Волкова: «В современных условиях физические, химические, биологические, социальные науки изучают отдельные стороны, процессы Вселенной, создавая частичное знание о мире. Синтетические, стыковые науки: физическая химия, геохимия, биофизика, биогеохимия (В.И. Вернадский) — изучают целостно лишь отдельные процессы Вселенной. Космология рассматривает только физический и физико-химический аспект мироздания. В действительности Вселенная не расчленена на отдельные природные и социальные процессы, во Вселенной они выступают в органическом единстве, как единое целое. Эво-
люция Вселенной в прошлом и настоящем имеет направленность на самопознание, потому что человек и его общество являются неотъемлемой рефлективной частью мироздания. Чтобы рассмотреть Вселенную как единое органическое целое, необходима особая целостная форма идеологии, которая будет представлять собой синтез философского, научного, художественного, морального, правового, политического, экономического, экологического знания, дающая целостное знание о мире, о месте и роли человека в нем. Целостное знание о мире будет являться основой формирования действительно целостной личности как главной цели гуманистического общества, основанного на подлинно человеческих ценностях»12.
Вопросы для самоконтроля
1. Покажите различные подходы к пониманию терми
на «биоэтика».
2. Что такое ранговая иерархия у животных? В чем
суть конкуренции между стратами Альфа и Бета в сообще
стве животных?
3. Какие особенности присущи самоактуализирующейся
личности?
4. Назовите способы активации творческих мыслитель
ных способностей?
5. В чем состоит основное противоречие и единство фе
номенов здоровья и болезни?
6. Перечислите психологические состояния человека,
способствующие возникновению различных переживаний.
7. Можно ли говорить о количестве здоровья и чем оно
измеряется?
8. Назовите различные фазы работоспособности.
9. В чем суть проблемы возникновения жизни с космо
логической точки зрения?
10. Что такое «биосфера» согласно концепции
В.И. Вернадского?
11. Что включает в себя ноосфера?
12. Поясните, что подразумевается под хиральностью
живой материи?
13. В чем состоит противоречие между хилотропичес
ким и холотропическим модусами сознания?
Примечания
1 Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.
2 Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.
3 Эфроимсон Р. Родословная альтруизма // Новый
мир. 1972. № 11.
4 Это одна из гипотез происхождения Вселенной, не
имеющая научного доказательства.
5 Сам термин в переводе с латинского означает «об
ман, тщетное ожидание». Фрустрация переживается как на
пряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают че
ловека, когда на пути к достижению цели он встречается
с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворе
нию потребности.
6 Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1986.
С. 186.
7 Абиогенез (возникновение живого из неживого) —
теория происхождения жизни путем постепенного услож
нения веществ неорганической природы и возникновения
биополимеров, которым присущи основные свойства живо
го, прежде всего способность к обмену веществ как непре
менному условию их существования.
8 Пассионарность как характеристика поведения (по
Л.Н. Гумилеву) — эффект избытка биохимической энер
гии живого вещества, порождающий жертвенность ради
иллюзорной цели.
9 Селье Г. Стресс и жизнь / Цит. по: Холей Д. Тай
на здоровья. М., 1992. С. 21.
10 Шарден П.Т де. Феномен человека. М., 1987. С. 135.
11 Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967. С. 227.
12 Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М.,
1995. С. 102.
I ОГЛАВЛЕНИЕ____________________
Введение..................................................................................................... 3
Раздел I. Научный метод....................................................................... 7
Понятия метода и методологии. Классификация методов
научного познания ....................................................................... 7
1. Общенаучные методы эмпирического познания .............. 10
1.1. Научное наблюдение_____________ ........................... 10
1.2. Эксперимент................................. -..................................... 13
1.3. Измерение............................................ _.............................. 18
2. Общенаучные методы теоретического познания ............. 22
2.1. Абстрагирование и идеализация.
Мысленный эксперимент...................................................... 2 2
2.2. Формализация. Язык науки__________ .____ ._____ 28
2.3. Индукиия и дедукиия.............................................................. 31
3. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом
уровнях познания........................................................................ 34
3.1. Анализ и синтез....... ,,. - ...................... . ............ 34
3.2. Аналогия и моделирование.................................................... 36
Раздел II. История естествознания.................................................. 42
1. Естествознание эпохи античности ....................................... 42
1.1. Натурфилософия и ее место в истории
естествознания. Возникновение
античной науки........................................................................... 42
1.2. Миропонимание и научные достижения
натурфилософии античности. Атомистика.
Геоцентрическая космология. Развитие
математики и механики___________________ 44
2. Естествознание эпохи средневековья................................... 50
3. Естествознание эпохи Возрождения
и Нового времени........................................................................ 52
3.1. Научные революции в истории естествознания.... 52
3.2. Первая научная революция.
Гелиоцентрическая система мира.
Учение о множественности миров______________ 53
3.3. Вторая научная револючия.
Создание классической механики
и экспериментального естествознания.
Механическая картина мира............................................ 55
3.4. Химия в механистическом мире_________ .................. 61
3.5. Естествознание Нового времени и проблема
философского метода................................................... __ 62
3.6. Третья научная революция.
Диалектизация естествознания....................................... 65
3.7. Очищение естествознания
от натурфилософских представлений.......................... 72
3.8. Исследования в области
электромагнитного поля и начало крушения
механистической картины мира...................................... 77
4. Естествознание XX века............................................................. 80
4.1. Четвертая научная революция.
Проникновение в глубь материи.
Теория относительности и квантовая механика.
Окончательное крушение механистической
картины мира....................................................................... 80
4.2. Научно-техническая революция,
ее естественнонаучная составляющая
и исторические этапы....................................................... 86
4.3. Панорама современного естествознания...................... 91
Раздел III.Элементы современной физики................................... 120
1.Пространство и время............................................................... 120
1.1. Развитие представлений о пространстве
и времени в донь