Индуктивность ОВД определяют по формуле
(Гн ) (10.2)
или (Гн),
где m=2.PП – при последовательном соединении катушек ОВД (например, в ДПТ НВ серии П,Д) и
m=1 – при параллельном их соединении;
WВ – число витков одной катушки ОВД;
КS =1,1¸1,25 – коэффициент рассеяния магнитного потока;
- приращения магнитного потока и тока возбуждения двигателя; их значения снимают с кривой намагничивания ДПТ (данные для ее построения приведены в табл. 1.2.) на касательной, проведенной к началу координат. В этом случае принимают LВ=const, хотя в действительности LВ=f(IВ) . (Магнитный поток должен иметь размерность Вб, причем 1 Вб=108Мкс.)
С учетом влияния вихревых токов постоянная ОВД ТВТ определяется:
.
Электромеханическая постоянная ТМ привода (при МС=const):
, (11.2)
где J – приведенный момент инерции электропривода, кг*м2;
МКЗ – момент короткого замыкания на искомой характеристике w(М);
Кi – коэффициент ЭДС двигателя, соответствующий магнитному потоку .
Если МС=f(w1), то
(12.2)
где bС - коэффициент статической жесткости механической характеристики ИОРМ, приведенной к валу двигателя (при МС=const bC=0).
,
где - приращение момента статического сопротивления и соответствующее ему приращение скорости вращения двигателя, снимаемые со статической приведенной характеристики ИОРМ.
Приведенный момент инерции привода:
, (13.2)
где - коэффициент, учитывающий моменты инерции звеньев механической передачи;
JД, JМ – моменты инерции якоря двигателя и ИОРМ (кгм2);
i, hП – передаточный коэффициент и КПД механической передачи.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Для определения J см. также формулу 2.1. (Тема 1)
2. Иногда в справочной литературе приводят величину махового момента двигателя GД2(кГм2), тогда момент инерции двигателя определяется:
(кг*м2)
VI. Расчет момента холостого хода двигателя.
Момент холостого хода МХХ двигателя:
(14.2)
где МН , МНВ – номинальные моменты электромагнитный и на валу двигателя, Н.м
МН определяется по формуле (4.2).
(Н.м) (15.2)
где РН, wН – номинальные значения мощности (кВт) и угловой скорости вращения двигателя.
Пример расчетов приведены в /1,с.117,126,133/.
VII. Расчет энергетических показателей привода в установившемся режиме работы.
КПД электропривода:
(16.2)
где Р, Р1, DР – мощность на валу двигателя; мощность потребляемая из сети; потери мощности в двигателе;
МС, wС – момент на валу двигателя (Н.м) и скорость его вращения (1/с)
Потери мощности в двигателе: (17.2)
где КН, VH – номинальные постоянные и переменные потери мощности;
Х – коэффициент загрузки двигателя:
при Ф=ФН (18.2)
Электромагнитный момент двигателя:
Для определения см. формулу 1.1 (Тема 1)
Номинальные постоянные потери мощности:
(19.2)
Полные номинальные потери мощности:
(20.2)
Номинальные переменные потери мощности:
Номинальные потери на возбуждение двигателя:
Тогда суммарные механические потери и потери мощности в стали при номинальной скорости вращения:
Потери энергии в установившемся режиме работы:
(Дж) (21.2)
где t – время работы электропривода, с;
DР – потери мощности, Вт.
Общий расход энергии:
(Дж) (22.2)
ПРИМЕЧАНИЕ: потери и общий расход энергии необходимо пересчитать в кВт.ч.
IIX. Пример расчета.
ДПТ параллельного возбуждения типа Д-41 имеет паспортные данные /4/:
РН = 13 кВт N=492 ФН=17 мВб
UH=220 В RОВ=70 Ом IВН=2,2А (»3,2%)
IH=69.5A 2a=2
nH=720 об/мин РП=2
JД=0,8 кгм2 WОВ=1480
Расчет параметров
1. Сопротивление якорной цепи:
;
2. Коэффициент ЭДС двигателя:
1/с
3 Скорость идеального холостого хода:
1/с
или
1/с
4. Номинальный электромагнитный момент
Н.м
5. По координатам двух точек: 1) w0=81,5 1/с; I=0; М=0;
2) wН=75,6 1/с; IН=69,5 А; МН=188 Н.м строим естественные характеристики и .
6. Номинальный момент на валу двигателя:
Н.м
7. Момент холостого хода двигателя: (при МС=0)
Н.м, (8,5%)
8. Ток холостого хода двигателя:
, (8,5%)
9. Конструктивный коэффициент двигателя:
10. Номинальная мощность, потребляемая из сети:
кВт
11.Модуль жесткости естественной характеристики:
Н .м .с
или
Н .м .с
12. Индуктивность цепи якоря:
Гн
13. Электромагнитная постоянная времени цепи якоря:
14. Электромеханическая постоянная времени двигателя:
или
15. Индуктивность обмотки возбуждения двигателя:
Гн,
где =0,64 – отношение получено по универсальной кривой намагничивания двигателя серии Д
16. Сопротивление ОВД в нагретом состоянии:
Ом
17. Электромагнитная постоянная времени цепи ОВД:
18. Полные номинальные потери мощности:
Вт
19. Номинальные переменные потери мощности:
Вт
Коэффициент постоянных потерь
20. Номинальные постоянные потери мощности:
Вт
21. Номинальные потери мощности на возбуждение:
Вт, (3,7%)
22. Механические потери и потери мощности в стали при номинальной скорости вращения:
Вт
23. Мощность холостого хода, потребляемая из сети:
Вт, (8,5%)
24. Потери энергии за 1 час работы привода с нагрузкой МС=0,8.МН (Х=0,8) Вт.с=1,88кВт.ч
25. Общий расход энергии за 1 час работы привода с нагрузкой МС=0,8.МН (Х=0,8):
Вт.с=13,4 кВт.ч
Скорость вращения вала двигателя при МС=0,8.МН=0,8*188=150,4 Н.м:
1/с
Тема 3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СТАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДВИГАТЕЛЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (ДПТ ПВ).
На основании известных паспортных данных ДПТ ПВ и заданных режимов работы рассчитать характеристики и параметры ЭППТ:
1. Естественные характеристики w(I) и ;
2. Искусственные характеристики w(I) и ;
3. Характеристики в тормозных режимах;
4. Тормозные сопротивления;
5. Модуль жесткости механической характеристики.
Методика расчета.
I. Расчет естественных характеристик.
В связи с тем, что магнитный поток ДПТ ПВ зависит от нагрузки (тока якоря), а кривая намагничивания линейная, его естественные электромеханические и механические характеристики являются также линейными и рассчитать их только по номинальным паспортным данным не предоставляется возможным. Поэтому все расчеты электроприводов с двигателя последовательного (а также смешанного) возбуждения выполняются графическими и графоаналитическимиметодами с использованием экспериментальных естественных характеристик w(I) и М(I), учитывающих как влияние реакции якоря, так и насыщение машины, и приводимых в каталогах на эти двигатели. Для ориентировочных или учебных расчетов можно пользоваться универсальными характеристиками n(i), m(i), которые даются в относительных единицах.
Если известна кривая намагничивания машины Ф(IВ), то для расчета естественных характеристик можно воспользоваться и общими для двигателей постоянного тока уравнениями /1;13;14/:
(1.3)
Порядок расчета следующий:
1) Определяется конструктивный коэффициент:
;
2) Определяется сопротивление якорной цепи двигателя:
Если составляющие этого сопротивления даны для холодного состояния машины, RЯS должно быть пересчитано согласно формуле (3.2) с учетом рекомендаций, приведенных в теме 2. Если RЯS и его составляющие неизвестны, RЯS приближенно можно определить так:
Задаваясь далее током IЯ, по кривой намагничивания находится соответствующий поток Ф(IЯ). Скорость w вычисляется по формуле (1.3.) и т.д. По полученным значениям w при каждом данном токе строится естественная характеристика w(I). Аналогично рассчитывается механическая характеристика. Для вычисления скорости w после нахождения по кривой намагничивания потока Ф, необходимо рассчитать момент по формуле:
, (Н.м)
В таб. 1.3 приведена универсальная кривая намагничивания ДПТ последовательного возбуждения в относительных единицах.
Таблица 1.3.
Универсальная кривая намагничивания ДПВ
i | 0.2 | 0.4 | 0.6 | 0.8 | 1.0 | 1.2 | 1.4 | 1.6 | 1.8 |
j | 0.4 | 0.65 | 0.85 | 0.95 | 1.0 | 1.05 | 1.1 | 1.15 | 1.2 |
Здесь: IВ= IЯ
Номинальный магнитный поток ДПВ, как правило, не дается в справочной литературе, поэтому его величину необходимо рассчитать:
ПРИМЕЧАНИЕ: аналитический метод расчета в практике не всегда приемлем.
В практических случаях расчет характеристик обычно ведут с использованием универсальных характеристик n(i), m(i) в относительных единицах /7/.
В табл. 2.3 приведены универсальные характеристики
Таблица 2.3.
Универсальные характеристики ДПВ.
IО.Е. | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 |
mО.Е. | 0,15 | 0,3 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | 1,3 | 1,6 | 1,8 | 2,1 | 2,4 |
nО.Е | 2,8 | 1,8 | 1,4 | 1,1 | 1,0 | 0,95 | 0,85 | 0,8 | 0,75 | 0,7 |
Обозначения величин известны:
; ; ;
Методика расчета характеристик следующая:
1) По данным табл. 2.3. строят характеристики в относительных единицах в координатах m,n=f(i).
2) Задаются током i и по универсальным характеристикам находятся соответствующие значения n и m. Все расчеты сводятся в таблицу, форма которой приведена ниже. Пересчет величин из относительных единиц в именованные производятся по соотношениям:
,
где или ;
Данные расчета естественных и реостатных характеристик:
Данные для построения естественных характеристик | Данные для построения реостатных характеристик | ||||||||
i | n | m | I,A | wE, 1/c | M, Н.м | ЕЕ, В | ЕИ, В | wИ, 1/c | M, Н.м |
i | |||||||||
. . . | |||||||||
in |
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Для более точного построения характеристик необходимо 8-10 расчетных точек.
2. EЕ, EИ – ЭДС обмотки якоря при работе на естественной и реостатной характеристиках.
II. Расчет искусственных характеристик. /1;13;14/
Если известна кривая намагничивания машины, то расчет искусственных характеристик w(I) и w(М) при U=UH, соответствующих введению в цепь двигателя якоря заданного добавочного сопротивления RД, производится аналогично изложенной выше методики расчета естественных характеристик по формулам:
Расчет искусственных характеристик, соответствующих введению в цепь якоря добавочного сопротивления RД, при отсутствии кривой намагничивания машины производится по точкам с помощью естественной характеристики w(I) или которые должны быть предварительно рассчитаны и построены.
Т.к. при данном значении IЯ поток машины Ф независимо от U и RЯS имеет неизменное значение, то из выражений для скорости на естественной и искусственной характеристиках
находится wИi
(2.3)
Задаваясь током IЯi по естественной характеристике находят соответствующую wЕi. Далее по формуле (2.3.) вычисляют wИi. Затем снова задаются другим значением тока IЯi, находят wЕi и вычисляют новое значение wИi и т.д. Результаты расчета сводятся в таблицу 3.3, на основании которой строится искомая характеристика.
В табл. 3.3.
Рис. 1.3. Семейство характеристик ЭППТ с ДПВ.
Если требуется определить значение RД, которое нужно ввести в цепь якоря двигателя для обеспечения его работы при U=UH в точке с заданной скорости wИi при моменте Мi (чтобы искусственная характеристика проходила через заданную точку с координатами wИi, Мi) (см. рис 1.3.) расчет выполняется по формуле, получаемой из (2.3)
(3.3)
Задаются током Ii и по естественной характеристике находится wЕi. Подставляя в (3.3) значения заданной скорости wИi, скорости wЕi и тока Ii, находят RД.
Расчет характеристик при выполняется аналогично расчету искусственной характеристики при введении в цепь якоря RД по формуле (2.3). В нее нужно подставлять вместо UH заданное значение U1.
Если требуется определить напряжение U=U1 при котором механическая характеристика при RД=0 должна проходить через заданную точку, соответствующую скорости wИi (см. рис. 1.3.) при I=IH (M=MH) его вычисляют по формуле:
В общем случае, если заданы координаты точки установившегося режима работы [w1, I1], то напряжение U1 вычисляют по формуле:
где - скорость вращения вала двигателя на естественной характеристике при I=I1
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если заданы координаты рабочей точки [w1, М1],то для нахождения требуемого тока I1 следует воспользоваться характеристикой в относительных единицах m(i).
III. Расчет характеристик в тормозных режимах.
Режим динамического торможения с независимым возбуждением.
В этом режиме работы поэтому Для расчета характеристик w(I), w(М) используются уравнения:
,
Величину СЕФН определить по формуле 1.3,а.
Характеристика (А) в данном режиме работы приведена на рис 1.3.
Режимы динамического торможения с самовозбуждением /4,с147/.
Методика расчета характеристик следующая:
1. Задаются рядом значений токов якоря Ii (8-10 значений)
2. Для каждого тока Ii определяют ЭДС якоря
3. Для каждого тока Ii определяют
где wЕ(Ii) – скорость вращения вала двигателя при работе на естественной характеристике при токах Ii.
4. Определяют скорость вращения вала двигателя:
5. По парам точек [wi, Ii] строят характеристику w(I), см. характеристику (Б) на рис. 1.3.
6. Для каждого тока Ii определяют тормозной момент Мi c помощью зависимости m(i) и по парам точек [wi, Мi] строят характеристику (Б) w(М).
Для приближенного расчета можно пользоваться формулой:
Для этого:
1) Задаются током якорной цепи IiB в пределах до IДОП.
2) По характеристикам в относительных единицах определяют
3) Определяют значение wi
4) Указанную операцию повторяют 8¸10 раз
5) Строят характеристики wi(Ii), wi (Мi).
Торможение противовключением.
Для расчета характеристики w(I) применяют формулу 2.3. Необходимо помнить о том, что при расчете характеристики (В) на рис. 1.3. напряжение и ток якоря сменили знаки.
Для нахождения тормозных Мi моментов см. указанные выше (пункт Б-6)
IV. Расчет тормозных сопротивлений.
Динамическое торможение с независимым возбуждением (см. пункт 3-А)
Величину RT определяют по формуле:
,
где ; Для машин серии П,П2
Добавочное сопротивление в цепи ОВД:
Динамическое торможение с самовозбуждением.
,
где ,
где wЕ(IНАЧ) – скорость вращения вала двигателя на естественной характеристике при I=IНАЧ
Торможение противовключением.
Для расчета тормозного сопротивления (RТ= RД) для работы на характеристике (Г) (рис.1.3.) применяют формулу 3.3.
Тормозное сопротивление RT на характеристике (В) определяют по формуле:
Для определения ЕНАЧ см пункт 4-Б.
V. Расчет модуля жесткости механической характеристики
При токе якоре магнитный поток практически линейно зависит от тока возбуждения (см. характеристику намагничивания ДПВ), поэтому b можно рассчитать аналитическим методом. /14,с.68/;
, ,
где j1 – угол наклона начального участка кривой намагничивания машины к оси токов.
При нагрузке двигателя М>0,25.МН b определяют по известной методике:
,
где DМ, Dw - приращения момента и скорости вращения вала двигателя в точках линеаризации характеристики w(М).
Данная система привода имеет переменный модуль жесткости каждой характеристики w(М), т.е. bi=var.
Поэтому величина электромеханической постоянной времени ТМi=var, т.е. ТМi=f(МС).
Определяется величина ТМ по формуле 12.2.
Пример расчета см./1,с.142/
Тема 4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СТАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА
На основании известных номинальных паспортных данных АДФР или АЖКЗР и заданных режимов их работы рассчитать характеристики и параметры асинхронного ЭП:
1) естественные характеристики
2) искусственные характеристики
3) ЭДС в обмотке статора;
4) Сопротивление пусковых резисторов;
5) Сопротивление тормозных резисторов;
6) Механические характеристики в режиме динамического торможения;
7) Параметры структурной схемы привода;
8) Энергетические показатели привода в установившемся режиме работы
9) Момент холостого хода двигателя
10) Пример расчета.
Некоторые серии асинхронных двигателей и их краткая характеристика.
1. Серии АК, А2, А02, А. (Сняты с производства, но имеются в эксплуатации)
Серия А – АД с короткозамкнутым ротором.
n0=3000 об/мин | РН=1-125 кВт | UН=220/380 В |
n0=1500 об/мин | РН=0,6-100 кВт | UН=220/380 В |
n0=1000 об/мин | РН=1-75 кВт | UН=220/380 В |
n0=750 об/мин | РН=4,5-55 кВт | UН=220/380 В |
Серия АК – двигатели с фазным ротором, UH=380В
n0=1500 об/мин | РН=2,8-100 кВт |
n0=1000 об/мин | РН=1,7-75 кВт |
n0=750 об/мин | РН=4,5-55 кВт |
2. Серия 4А
РН=0,06-400 кВт | UН=220/380 В |
n0=3000 об/мин | РН=1,5-30 кВт |
n0=1500 об/мин | РН=1,1-200 кВт |
n0=750 об/мин | РН=22-75 кВт |
Двигатели выпускаются 17 типоразмеров в зависимости от высоты оси вращения от 50 мм до 355 мм. Известны модификации двигателей в зависимости от способов охлаждения и защиты от влияния окружающей среды:
4А - закрытые обдуваемые двигатели.
4АН – защищенные с самовентиляцией двигатели.
Пример обозначения типа двигателя: 4А200М2У3.
Расшифровка обозначения типа: электропривод серии 4, асинхронный, закрытого исполнения, обдуваемый, высота оси вращения 200мм, установочный размер станины М, двухполюсный, для районов умеренного климата, третьей категории размещения.
3. Серия АИ. Двигатели с короткозамкнутым ротором, UН=380 В.
n0=3000 об/мин | РН=11-90 кВт |
n0=1500 об/мин | РН=7,5-100 кВт |
n0=1000 об/мин | РН=7,5-132 кВт |
4. Серия МТF, МТН – двигатели краново-металлургической серии с фазным ротором, с изоляцией классов F и Н (сняты с производства, но имеются в эксплуатации).
Серия МТF:
UН=220/380 В , nН=680-850 об/мин, РН=1,7-26 кВт |
Серия МТН:
UН=220/380 В , nН=560-945 об/мин, РН=3,5-200 кВт |
5. Серия МТКF, МТКН – двигатели краново-металлургической серии с короткозамкнутым ротором, с изоляцией класса F и Н (сняты с производства, но имеются в эксплуатации)
Серия МТКF:
UН=220/380 В , nН=670-920 об/мин, РН=1,7-26 кВт |
Серия МТКН:
UН=220/380 В , nН=670-920 об/мин, РН=3,5-45 кВт |
6. . Серия 4МТКН – двигатели краново-металлургической серии, ПВ%Н=40%, UН=380В
Может работать при температуре окружающей среды +500С, допустимая температура нагрева изоляции +1800С
nН=700-900 об/мин, РН=5,5-30 кВт |
Технические данных других серии двигателей приведены в /2,3/
Методика расчета
I. Расчет естественных характеристик.
Электромеханическая характеристика рассчитывается по формуле:
, (1.4)
где UФН – действующее значение номинального фазного напряжения обмотки статора, В;
Параметры схемы замещения двигателя, входящие в формулу, приводится, как правило, в справочной литературе /2.3.4/. При этом для АДФР даются действительные сопротивления, а для АДКЗР – приведенные к обмотке статора (параметры роторной цепи).
Для расчета естественной характеристики в формуле (1.4) принять . В общем случае
Приведенные сопротивления а АДФР определяются по формулам:
; ,
где - действительные активное, индуктивное сопротивления обмотки ротора и коэффициент приведения сопротивлений.
Если значение Кr не приведено в справочных данных, то его можно определить:
, (для АДФР)
где КЕ – коэффициент трансформации ЭДC;
UНЛ, Е2К – номинальное линейное значение напряжения обмотки статора и линейная ЭДС (ЭДС короткого замыкания при w=0) обмотки ротора, В.
Индуктивное сопротивление короткого замыкания:
Если активное сопротивление фазы ротора неизвестно, его можно рассчитать по формулам:
,
где SH, I2H – номинальные скольжения и ток обмотки ротора.
Кривая зависимости SН от номинальной мощности.
; - индуктивное сопротивление обмотки ротора
Действительный и приведенный ток ротора связаны соотношением:
Зависимость I2(S) АДФР также рассчитать по формулам:
,
где Е2S, Е2K – фазные значения ЭДС вращающегося и неподвижного ротора, В. Обычно обмотки ротора соединены по схеме « » (звезда).
Х2S – индуктивное сопротивление фазы вращающегося ротора.
Приведенный ток ротора АДКЗР:
, где М – электромагнитный момент АД, Н.м.
Для построения характеристик в координатах или следует воспользоваться формулой: .
Иногда под электромеханической характеристикой понимают зависимость I1(S). Её можно рассчитать по формуле:
(1.4’)
где ,
ImH – номинальный ток намагничивания. Если значение последнего не приведено в паспортных данных, то его определяют по формуле /6/:
, (2.4)
где lН – номинальная перегрузочная способность двигателя по моменту.
;
Можно принять приближенную формулу: (при R1=0)
Номинальный ток намагничивания можно также определить по формуле:
,
где - показатели холостого хода АД
В расчетах иногда принимают , (при работе АД на рабочем участке механической характеристики)
Расчет при неизвестных параметрах АД (Х1, Х’2)
,
где:
;
Для мощных АД а=0. (РН>100 кВт)
SНИ – скольжение двигателя при работе его на реостатной характеристике М(S) при М=МН
Механическая характеристика рассчитывается по формуле:
, (3.4)
где w0 – скорость идеального холостого хода.
где - номинальная частота напряжения питания; число пар полюсов обмотки статора; синхронная скорость, об/мин.
Задаваясь скольжением S в требуемых пределах и заданной дискретностью DS, рассчитать характеристики и М(S).
Графики характеристик приведены в /1/.
В табл.1.4. приведены значения чисел пар полюсов и РП и соответствующей им n0 и w0.
Таблица 1.4.
Численные значения РП, n0,w0.
РП | ||||||
n0, об/мин | ||||||
w0, 1/с | 104,7 | 78,5 | 62,8 | 52,4 |
Механическую характеристику можно рассчитать по формуле Клосса:
(4.4)
где МК, SК - критический момент и скольжение.
- расчетный коэффициент
,
где знаки “+” и “-” относятся соответственно к двигательному и рекуперативному режимам работы.
Кроме того, критическое скольжение можно определить по формуле:
где - для АД малой мощности.
У АД мощность кВт принимают , а у двигателей с кВт можно считать , тогда
При расчете характеристик АДКЗР рекомендуется задаваться скольжением в пределах ибо при больших скольжениях в расчетах появиться существенная погрешность.
II. Расчет искусственных характеристик.
Реостатные характеристики.
Под реостатными понимаются характеристики, полученные включением активного добавочного сопротивления RД в цепь ротора АДФР.
Считаем, что величина RД задана. Тогда для расчета характеристик применить формулу (1.4) и (3.4), считая в них:
Для расчета характеристики М(S) можно применить формулу (4.4), приняв в ней:
,
где SКР, SКЕ – критические скольжения на естественной характеристиках.
Если требуется определить RД, которое необходимо включить в цепь ротора АДФР для обеспечения работы АД на естественной характеристике в точке с заданными координатами (см. точку 1 на рис. 1.2), искомое сопротивление найдется как:
ПРИМЕЧАНИЕ: механические характеристики АДФР приняты линеаризованными.
(5.4)
Здесь SР, SЕ - скольжение на реостатной и естестве