Исследование линейного асинхронного двигателя

1. Собрать электрическую схему и представить ее для проверки пре­подавателю (рис. 17.1).

2. Подключить линейный двигатель к источнику переменного напря­жения. Увеличением нагрузки электромагнитным тормозом для 5–6 зна­чений тока испытать ЛАД. Данные испытаний занести в табл. 17.1.

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 17.1.Схема испытания ЛАД

Таблица 17.1

Данные испытаний ЛАД

№ п/п Измерено Вычислено
Uа, В Uв, В Uc, В Iа, А Iв, А Iс, А Pа, Вт Pв, Вт Pc, Вт n, об/мин М, кгм P1, Вт Uф, В Iф, А P2, Вт Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru , % Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru
                                 
                                 
                                 

3. По данным измерениям выполнить расчеты по формулам и ре­зультаты также занести в табл. 17.1.

Расчетные формулы:

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ; Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ;

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ; Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ;

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ; Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru .

4. По результатам измерений и вычислений построить в масштабе на одной координатной сетке рабочие характеристики линейного двигателя Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru , h, n, Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru , М = f(P2).

5. Определить скорость движения магнитного поля, м/с, в воздушном зазоре ЛАД, если полюсное деление t = 0,1 м, v = 2t × f1.

Исследование дугостаторного асинхронного двигателя

1. Собрать электрическую схему (рис. 17.2) и представить ее для проверки преподавателю.

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 17.2. Схема испытания ДАД

2. Подключить дугостаторный двигатель к источнику переменного тока, подключенного к сети через трансформатор. Допустимое максимальное напряжение ДАД 80 В.

3. Напряжение регулируется трехфазным автотрансформатором. Винтовой подъемник с винтом М-12. Шаг винта 1,75 мм.

4. Нагрузка регулируется изменением количества гирь, устанавливаемых в корзине, прикрепленной к винту подъемника. Данные испытаний сводятся в табл. 17.2.

Таблица 17.2

Опытные и расчётные данные испытания ДАД

№ п/п   Измерено Вычислено
  UA, В UB, В UC, В IA, A IB, A IC, A РА, Вт РВ, Вт РС, Вт F, кг t, с n, об/мин Р1, Вт Р2, Вт h cosj M, кгм n, об/мин
    Uн                                      

Окончание табл. 17.2

№ п/п   Измерено Вычислено
  UA, В UB, В UC, В IA, A IB, A IC, A РА, Вт РВ, Вт РС, Вт F, кг t, с n, об/мин Р1, Вт Р2, Вт h cosj M, кгм n, об/мин
    0,75Uн                                    


Расчетные формулы:

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ,

где UA,UB,UC – фазные напряжения; Uср – среднее фазное напряжение;

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ,

где IA,IB,IC – фазные токи; Iср – средний фазный ток;

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ,

где PA,PB,PC – мощности фаз А,В,С; P1 – мощность потребляемая от сети;

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ,

где F – усилие, снимаемое с динамометра; n – частота вращения ротора; Pp – шаг резьбы винта; t – время, фиксируемое секундомером.

Коэффициент полезного действия двигателя определяется по формуле, %,

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ,

где h – кпд двигателя; P1 – полная мощность, потребляемая от сети; P2 – полезная мощность, затрачиваемая на подъем груза.

По данным экспериментальных исследований ДАД построить зависимости:

1. n = f(U), h = f(U), сos j = f(U).

2. P1, h, I, сos j = f(P2)

3. Скоростную характеристику n = f(I)

4. Механическую характеристику n = f(M)

Сформулировать краткие выводы.

Рекомендуемая литература: [1, 4].

Лабораторная работа № 18
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОГО СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА

Цель работы: ознакомление с принципом работы и устройством син­хронного генератора; изучение его свойств путем снятия характеристик:

а) холостого хода Е0 = f(IB) при I = 0;

б) короткого замыкания I = f(IB) при U = 0;

в) внешней U = f(I) при IB = const;

г) регулировочной IB = f(I) при U = const;

д) нагрузочной U = f(IB) при I = const.

Содержание и порядок выполнения работы

Трехфазные синхронные машины используются чаще всего в каче­стве генераторов и устанавливаются на всех электростанциях перемен­ного тока. Кроме того, они могут применяться в качестве компенсаторов реактивной мощности и двигателей.

Синхронные генераторы имеют много разнообразных характеристик, но основными являются те, которые отражают зависимости между напряжением на зажимах U, током якоря (в обмотке статора) I и током возбуждения IВ при установившемся режиме работы, т.е. при f = fH (n = nн) и Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = const. К ним относятся: характеристика холостого хода, характеристика короткого замыкания (ХКЗ), внешняя, регулировочная и нагрузочная характеристики. Они могут быть построены по расчетным данным, с помощью векторных диаграмм и по данным опытов испыта­ния генератора, работающего в автономном режиме.

Внешнюю, регулировочную и нагрузочную характеристики рекомен­дуется снимать при различном характере нагрузки: активной, активно-индуктивной и активно-емкостной.

Для снятия характеристик опытным путем следует собрать схему (рис. 18.1). В приведенной схеме в качестве активной нагрузки служит ламповый реостат, в качестве индуктивной – асинхронная машина, включенная по схеме регулируемой реактивной катушки. Обмотка возбуждения генератора подключена к источнику постоянного тока.

Характеристика холостого хода представляет зависимость эдс в обмотке якоря при холостом ходе (нагрузки активная и индуктивная от­ключены) от тока в обмотке возбуждения IB. E0= f(IB) при n = const.

Порядок снятия характеристик следующий. При отключенной нагруз­ке ротор генератора раскручивается приводным двигателем до номи­нальной скорости, которую в течение всех опытов надо поддерживать постоянной. Первую точку характеристики снимают при IВ = 0, затем по­стоянно увеличивают ток IВ до значения, при котором напряжение на зажимах генератора становится равным 1,2 UH, после этого ток возбуждения опять уменьшают до 0. Значения Е0 и IB записывают в табл. 18.1.

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 18.1. Схема исследования синхронного генератора

Таблица 18.1

Данные опыта холостого хода

IB, А              
E0, В              

Характеристика короткого замыкания определяет зависимость I = f(IB) при U = 0, n = nн и снимается при замыкании зажимов всех фаз обмотки якоря накоротко (симметричное короткое замыкание).

Опыт проводится следующим образом. Все три фазы генератора за­мыкаются после амперметра накоротко на клеммах нагрузки, при этом ток возбуждения отсутствует (IВ = 0). Установив номинальную частоту вращения ротора генератора, увеличивают ток возбуждения IВ и фикси­руют при этом соответствующие значения тока якоря I.

При этом опыте снимают 5¸6 отсчетов по приборам, данные заносят в табл.18.2.

Таблица 18.2

Данные опыта короткого замыкания

IB, А              
I, А              

Верхним пределом тока IВ может служить значение, при котором в режиме холостого хода величина эдс соответствует номинальному значению напряжения E0 = UH; так как из-за размагничивающего дейст­вия продольной реакции якоря токи короткого замыкания у синхронных генераторов относительно невелики.

Внешняя характеристикагенератора показывает зависимость напря­жения на зажимах генератора U от тока нагрузки I при различных видах нагрузки (активной, индуктивной, емкостной), при постоянных значениях Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru , IВ и n.

Обычно характеристика снимается для Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = 1 (нагрузка активная), Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = 0,8 (нагрузка индуктивного характера), Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = 0,8 (нагрузка емко­стного характера).

В настоящей работе снимается характеристика двух видов нагрузки – ак­тивной и индуктивного характера. При снятии характеристики для актив­ной нагрузки в режиме холостого хода напряжение на зажимах генера­тора доводят до значения U = UH, а затем постепенно включают лампы на ламповом реостате (рубильник В разомкнут), увеличивая тем самым нагрузку, и снимают зависимость U = f(I). Показания приборов заносят в табл. 18.3.

Таблица 18.3

Данные испытаний генератора в режиме внешней характеристики

Нагрузка активная Нагрузка активно-индуктивная
I, А U, В I, А U, В
         

Затем то же самое проделывают при нагрузке индуктивного характе­ра. Для этого параллельно ламповому реостату включают индукцион­ный регулятор ИР, включенный по схеме реактивной катушки, и, при увеличении общей нагрузки стремятся поддерживать Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = 0,8. Пока­зания приборов записывают в табл. 18.3, составленную для нагрузки смешанного характера.

Регулировочная характеристика показывает, как надо изменять ток в обмотке возбуждения IВ, чтобы при изменении нагрузки напряжение на зажимах генератора оставалось постоянным.

Строится зависимость IB = f(I) при U = UH = const, n = nн = const.

Сначала снимают характеристику для Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = 1. Для этого при холостом ходе доводят значение напряжения до U = UH. Затем, повышая активную нагрузку, одновременно увеличивают ток возбуж­дения IВ с помощью регулировочного реостата в цепи возбуждения так, чтобы напряжение на зажимах генератора не изменялось. Показания приборов записывают в табл. 18.4. Опыт повторяют при активно-индук­тивной нагрузке Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = 0,8.

Таблица 18.4

Данные испытаний генератора

в режиме регулировочной характеристики

Нагрузка активная Нагрузка активно-индуктивная
I, А IB, A I, А IB, A
         

Нагрузочная характеристика определяет зависимость U = f(IB) при I = const, Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = const, n = nн = const и показывает, как изменяется на­пряжение генератора U с изменением тока возбуждения IВ при условии постоянства тока нагрузки I и Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru .

Характеристику снимают при активной нагрузке Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = 1 и при актив­но-индуктивной нагрузке Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru = 0,8.

При холостом ходе возбуждают генератор до номинального напря­жения, а затем постепенно включают нагрузку, поддерживая изменени­ем тока возбуждения генератора ток якоря постоянным.

Опытные данные заносят в табл. 18.5.

Таблица 18.5

Данные испытаний в режиме нагрузочной характеристики

Нагрузка активная Нагрузка активно-индуктивная
IB, А U, В IB, А U, В
         

По данным опытов построить характеристики:

а) холостого хода;

б) короткого замыкания;

в) внешние при различных Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ;

г) регулировочные при различных Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ;

д) нагрузочные при различных Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru .

Сформулировать выводы по проделанной работе.

Рекомендуемая литература: [1, 2, 3, 5].

Лабораторная работа № 19
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РАБОТА СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА
С СЕТЬЮ БЕСКОНЕЧНО БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ

Цель работы: ознакомление с порядком включения синхронного гене­ратора на параллельную работу с сетью бесконечно большой мощности и методом точной синхронизации. Снять и построить U-образные кривые при различной системе нагрузки параллельно работающему генератору.

Содержание и порядок выполнения работы

Для того чтобы включить синхронный генератор параллельно с се­тью по методу точной синхронизации, необходимо соблюдать следующие четыре условия:

1) эдс включаемого генератора в режиме холостого хода EГ должно равняться напряжению сети UС;

2) частота включаемого генератора должна равняться частоте сети;

3) порядок чередования фаз генератора и сети должен быть одина­ковым;

4) в момент включения эдс генератора должна быть сдвинута по фазе относительно напряжения сети на 180° электрических.

Равенство напряжения можно установить по вольтметру, равенство частот – по частотометру, порядок чередования фаз и сдвиг по фазе – по синхроноскопу. Последний может быть представлен обычными лам­пами накаливания, включенными между сетью и генератором по двум схемам: на потухание или на вращение огня. На рис. 19.1 показана схема включения на потухание.

Если включить лампы по схеме на потухание, то при неодинаковых частотах и соблюдении всех остальных параметров лампы будут одно­временно зажигаться и гаснуть, а при соблюдении всех условий, они все погаснут.

Если же при таком включении ламп порядок чередования фаз гене­ратора и сети будет разный, то вместо эффекта на погашение лампы будут поочередно зажигаться и гаснуть, т. е. получится эффект на вращение. При включении ламп по схеме на вращение и при соблюде­нии всех условий, кроме равенства частот, лампы будут поочередно за­жигаться и гаснуть, т. е. будет наблюдаться эффект вращения огня. Причем эта схема выгодно отличается от первой тем, что по направле­нию вращения огня можно установить, в каком направлении надо изме­нять частоту генератора – увеличивать или уменьшать, так как при частоте генератора, преобладающей над частотой сети, направление вращения огня будет одно, а в противном случае – другое.

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 19.1. Схема исследования параллельной работы синхрон­ного генератора с сетью

Если же при такой схеме включения порядок чередования фаз будет неодинаков, то вместо эффекта вращения огня получится эффект на потухание.

При соблюдении всех условий вращение огня прекратится, две лам­пы будут светиться одинаковым накалом, а одна погаснет.

В лабораторной работе для включения генератора в сеть собирается схема (рис. 19.1). В этой схеме лампы синхроноскопа включены на потухание. Для того чтобы более точно контролировать потухание ламп, па­раллельно включен стрелочный синхроноскоп. Токовые обмотки киловаттметра PW и фазометра Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru включены через трансформаторы тока ТТ-1 и ТТ-2. Обмотка возбуждения генератора LG подключена к источ­нику постоянного тока +Л –Л через амперметр. Величина тока в обмотке возбуждения регулируется регулятором возбуждения. Вольтметр PV и частотометр PF с помощью переключателя П могут подключаться к сети или генератору. В сеть генератор включают с помощью магнитного пус­кателя КМ.

Порядок включения генератора параллельно с сетью следующий. С помощью приводного двигателя генератор приводится во вращение, за­тем возбуждается. Предварительно вольтметром PV и частотометром PF замеряют напряжение и частоту в сети, затем переключают эти при­боры на зажимы генератора. Регулируя ток возбуждения генератора IВ регулятором возбуждения и частоту тока f частотой вращения приводно­го двигателя, доводят их значение до равенства с напряжением и часто­той сети. Когда все условия будут соблюдены, лампы синхроноскопа по­гаснут, а стрелка стрелочного синхроноскопа станет в положение 0. По­сле этого включается магнитный пускатель КМ. Повысить нагрузку ге­нератора в режиме параллельной работы можно, лишь увеличивая вра­щающий момент, приложенный к валу синхронного генератора, т. е., вращающий момент его первичного двигателя.

В двигателе постоянного тока параллельного возбуждения, исполь­зуемом в качестве привода генератора, изменения мощности на валу можно достичь, влияя на его возбуждение. Для увеличения вращающего момента надо уменьшать ток возбуждения двигателя регулировочным реостатом, включенным в его обмотку возбуждения.

U-образные кривые синхронного генератора представляют собой зави­симости I = f(IB) при Р = const, U = const и f = const. После включения син­хронного генератора параллельно с сетью он вращается вхолостую, с Р = 0. Первая кривая снимается в этом режиме. Для этого, уменьшая ток возбуждения генератора IВ, доводят ток в якоре I до номинального значения. Увеличивая ток возбуждения, снимают показания амперметров в цепи якоря и возбуждения, показания записываются в табл. 19.1.

При этом ток в якоре сначала будет уменьшаться, затем увеличи­ваться. Изменение тока в якоре допускается до номинального значения. По опытным данным построить графическую зависимость I = f(IB).

Таблица 19.1

Данные для построения U-образных характеристик

синхронного генератора

Р = 0 I, А          
IB, А          
cos j          
Р>0 I, А          
IB, А          
cos j          

Вторую кривую надо строить для генератора, работающего с неко­торой нагрузкой. Нагрузку увеличивают, уменьшив ток возбуждения про­водного двигателя постоянного тока. Нагрузку доводят до значения Р > 0 (по заданию преподавателя). Показания приборов заносят в табл. 19.1 для Р > 0. По данным таблицы построить зависимость IB = f(IB).

Сформулировать краткие выводы.

Рекомендуемая литература: [1, 2, 3, 4].

Лабораторная работа № 20
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЁХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
В ОДНОФАЗНОМ РЕЖИМЕ

Цель работы: ознакомление со способами пуска трехфазного асин­хронного двигателя с короткозамкнутым ротором от однофазной сети и снятие рабочих характеристик двигателя в однофазном режиме.

Содержание и порядок выполнения работы

При работе трехфазного двигателя в однофазном режиме возмож­ной является схема, когда две фазы обмотки статора использу­ются в качестве рабочей обмотки, а третья – в качестве пусковой. После запуска двигателя она отключается.

Полная мощность двигателя в однофазном режиме составит при­мерно 40¸50 % от номинальной мощности при трехфазном режиме.

К числу лучших схем включения трехфазных двигателей в однофаз­ную цепь относятся схемы, представленные на рис. 20.1. Схемы в и г применяются в слу­чае, когда выведены все шесть концов обмотки статора. Все приведен­ные схемы практически равноценны. По окончании пуска фазы с пуско­вым сопротивлением или емкостью отключаются выключателем В.

Широкое применение получила схема с активным сопротивлени­ем в пусковой обмотке, так как схема с емкостью требует достаточно большой емкости конденсаторов, к тому же они еще имеют значительные
размеры и очень дороги. Так, схема с активным сопротивле­нием применяется для запуска фазорасщепителя на электроподвижном составе.

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 20.1. Схемы включения трехфазных двигателей в однофазную сеть: а – «звезда»; б – «треугольник»; в, г – «звезда», когда выведены начала и концы обмоток статора

В настоящей работе требуется снять опытным путем и построить рабо­чие характеристики трехфазного двигателя в однофазном режиме. Ра­бочие характеристики показывают зависимость потребляемого тока I1,потребляемой мощности Р1, частоты вращения ротора n, скольжения S, кпд h, коэффициента мощности cos j1, вращающего момента М2 от полезной мощности Р2.

Для снятия рабочих характеристик требуется собрать схему (рис. 20.2). В этой схеме в третью фазу С3–С6 двигателя включена емкость С. Перед включением двигателя в сеть выключатель В замыкается и после разгона двигателя размыкается. Ключ К служит для защиты измерительных приборов от пускового тока, поэтому при запуске он замыкается и после пуска размыкается.

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 20.2. Схема испытания трехфазного асинхронного дви­гателя в однофазном режиме

Нагрузкой служит генератор постоянного тока смешанного возбу­ждения Г. После запуска двигателя его следует постепенно загрузить генератором Г и снять показания приборов, записав их в табл. 20.1.

Таблица 20.1

Опытные и расчётные данные

Измерено Вычислено
I1, А U1, В P1, Вт Uг, В Iг, А ns, об/мин cos j, о.е. Р2, Вт n, об/мин S, о.е. М2, Нм h, о.е.
                       

Частоту вращения двигателя n измеряют стробоскопическим мето­дом (см. лаб. работу № 14). Подсчитав число оборотов секторов на диске ns, об/мин, вычисляют частоту вращения ротора

n = n1 – ns,

где n1 – частота вращения магнитного поля статора, n1 = 1500 об/мин.

Остальные параметры определяют по формулам:

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ,

где Р1, U1, I1 – фазные значения;

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ,

где Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ; Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ;

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ; Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ; Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru .

После испытания двигателя в однофазном режиме с пусковой емко­стью производят пробный пуск двигателя с активным пусковым сопро­тивлением. Хотя схема с активным сопротивлением и уступает схеме с пусковой емкостью, она более проста и не требует дорогостоящих конденсаторов.

Сформулировать краткие выводы.

Рекомендуемая литература: [1, 2, 3, 5].

Лабораторная работа № 21
ИСПЫТАНИЕ ОДНОЯКОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ

Цель работы: ознакомление с принципом работы и устройством одноякорного преобразователя и испытание его в режиме преобразования постоянного тока в переменный.

Содержание и порядок выполнения работы

Одноякорным преобразователем называют машину с одним якорем, преобразующую постоянный ток в переменный и наоборот. Конструк­тивно он представляет собой электрическую машину постоянного тока, якорная обмотка которой с одной стороны соединена с коллектором, а с другой – кон­тактными кольцами.

На рис. 21.1 приведено условное изображение якорной обмотки двухполюсного трехфазного преобразователя.

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 21.1. Принципиальная схема одноякорного преобразователя: 1 – коллектор; 2 – контактные кольца

Так как в данном случае число пар ветвей обмотки якоря а = 1, то имеются три точки а, b, с, сдвинутые взаимно на 120° и присоединенные к трем кольцам К1, К2, К3. Со стороны постоянного тока на коллекторе по геометрической нейтрали расположены две щетки А и В. Если при воз­бужденных полюсах привести во вращение посторонним двигателем якорь преобразователя, то в обмотке якоря будет индуктироваться пере­менная эдс, которую можно снять с колец в виде трехфазной системы эдс, а со стороны коллектора – в виде постоянного напряжения. В этом случае от одного якоря можно получить постоянный и переменный ток.

Можно подвести постоянный ток к коллектору, тогда якорь начнет вращаться как двигатель постоянного тока, а с контактных колец будет сниматься переменный ток как с синхронного генератора. Если к кон­тактным кольцам подвести переменный ток, то якорь начнет вра­щаться как синхронный двигатель, а со стороны коллектора снимется постоянный ток.

Запуск одноякорного преобразователя от сети постоянного тока про­изводится аналогично двигателю постоянного тока, от сети переменного тока – аналогично синхронному двигателю.

В обычном преобразователе кольца и коллектор присоединяются к одной и той же обмотке, поэтому эдс на них находится в определенном соотношении, зависящем от числа фаз преобразователя. Эта связь оп­ределяется уравнением

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru ,

где m – число фаз; Еm – эдс со стороны колец; Еn – эдс со стороны коллектора.

Для трехфазного преобразователя m = 3, для однофазного m = 2.

Мощность со стороны колец Рm = m Еф Iф cos j.

Мощность со стороны коллектора Рп = Eп Iп. Так как обмотка якоря со стороны переменного тока соединена многоугольником, то во внеш­ней цепи течет линейный ток. Связь между токами коллекто­ра и контактных колец определяется уравнением

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru .

Требуется испытать однофазный одноякорный пре­образователь в режиме преобразователя постоянного тока в перемен­ный. Схема испытания представлена на рис. 21.2.

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 21.2. Схема испытаний одноякорного преоброзователя

Преобразователь запускается от сети постоянного тока как двига­тель параллельного возбуждения. Со стороны переменного тока под­ключается нагрузка в виде ламп накаливания. Запустив преобразова­тель, постепенно увеличивают нагрузку путем включения ламп. Показа­ния приборов записывают в табл. 21.1.

Таблица 21.1

Данные испытания одноякорного преобразователя

Измерено Вычислено
Iп, А Uп, В Uл, В Iл, А Р, Вт Рп, Вт cosj, о.е. h, о.е. Iп /Iл, о.е. Uп/Uл, о.е.
                     

При изменении нагрузки частота переменного напряжения поддер­живается постоянной с помощью изменения частоты вращения преоб­разователя. Частота вращения регулируется лабораторным автотранс­форматором (ЛАТР). По измеренным и вычисленным параметрам по­строить графические зависимости cosj, h, Uл = f(Iп).

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru , Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru , Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru .

По результатам испытаний сделать выводы.

Рекомендуемая литература: [1, 2, 3, 5].

Лабораторная работа № 22
МАРКИРОВКА КОНЦОВ ОБМОТКИ СТАТОРА.
ИССЛЕДОВАНИЕ СХЕМ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Цель работы: получение практических навыков по маркировке концов статорных обмоток машин переменного тока; изучение схем дистанционного управления асинхронными двигателями; ознакомление с устройством и принципом действия магнитного пускателя и теплового реле.

Содержание работы

Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru На практике часто встречаются случаи, когда у трехфазной асинхронной или синхронной машины отсутствует маркировка концов (выводов) обмотки статора. Маркировку надо обязательно знать для правильного соединения обмоток статора по схеме «звезда» или «треугольник». Поэтому в таких случаях необходимо самостоятельно произвести маркировку концов обмотки статора. Порядок маркировки следующий.

1. Определяются выводы, принадлежащие отдельным фазам обмотки (рис. 22.1).

Для этого любой из выводов обмоток статора и одну из клемм вольтметра (или сигнальной лампочки) подключают к сети. Щупом, присоединенным ко второй клемме вольтметра, следует поочередно прикасаться к остальным выводам обмотки статора, наблюдая за вольтметром. Отклонение стрелки вольтметра показывает, что включённые в цепь два вывода принадлежат одной фазе обмотки. Повторяя эту операцию с оставшимися концами, определяют выводы, принадлежащие двум другим фазам.

2. Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru Маркировка концов. Начало и конец первой фазы (любой) выбираются произвольно. Затем конец первой фазы К1 присоединяется к предполагаемому началу второй фазы, а к двум оставшимся выводам третьей фазы подключается вольтметр или лампа. Фазы,
соединенные последовательно, под­ключаются к сети по схеме (рис. 22.2).

Замечают показания вольтметра. После этого переключают выводы второй фазы и повторяют опыт. Сравнивают показания вольтметров первого и второго опытов. Случай, когда показания вольтметра значительно больше, соответствует соединению конца первой обмотки с началом второй.

Начало и конец обмотки третьей фазы определяют точно так же в паре с первой фазой. Вольтметр включают на зажимы второй фазы.

3. Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru Проверяется правильность маркировки обмоток двигателя путем соединения обмотки статора по схеме «звезда» или «треугольник»
в соответствии с паспортом двигателя и включением его в сеть.
Если на паспорте двигателя указано
Δ/Y-220/380, то при напряжении сети 220 В двигатель нормально должен работать при соединении обмоток по схеме «треугольник». В случае неправильной маркировки двигатель работает ненормально, потребляет большой ток (см. паспорт) и гудит. Включение обмоток статора по схемам «звезда» и «треугольник» соответственно показано на рис. 22.3.

Вторая часть работы содержит изучение схем дистанционного управления работой асинхронных двигателей.

Управление асинхронными двигателями сводится к их пуску, изменению скорости вращения (если двигатель имеет статорную обмотку, допускающую изменение числа пар полюсов), торможению и реверсированию. Эти операции при дистанционном управлении производятся электромагнитными контакторами или магнитными пускателями и кнопками управления.

Дистанционное управление предельно упрощает и облегчает операции пуска, изменения скорости вращения, торможения и реверсирования двигателей, устраняет возможность ошибки при включениях, а также существенно повышает производительность механизмов.

В этом случае для управления короткозамкнутым асинхронным двигателем применяется магнитный пускатель, который представляет собой аппарат, сочетающий в себе трехполюсный контактор и два тепловых реле.

Порядок выполнения работы

1. Произвести маркировку концов обмоток статора асинхронного двигателя по методике, приведенной выше. Для проверки правильности маркировки осуществляют пробный пуск двигателя.

2. Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru Ознакомиться с устройством магнитного пускателя и кнопок управления.

3. Собрать схему (рис. 22.4). Следует иметь в виду, что она, как и последующие, является развернутой (элементной) схемой. Расположение отдельных элементов (силовые контакторы, блокировочные контакты, катушки) дается в ней так, как это удобно для чтения схемы, а не в соответствии с их действительным расположением на реальной установке.

Осуществить пуск и остановку двигателя несколько раз. Для этого после подачи напряжения на схему нажимают кнопку «пуск», что вызывает возбуждение катушки Л линейного контактора, включение последнего и пуск двигателя.

Если отпустить кнопку «пуск», то контактор выключится и двигатель остановится. Подобная схема применяется, например, в тельферах и других механизмах, когда требуется остановить двигатель кнопкой «пуск».

4. Исследование линейного асинхронного двигателя - student2.ru Собрать схему (рис. 22.5) и произвести несколько пусков и остановок двигателя. Нажатие на кнопку «пуск» вызывает включение линейного контактора Л и замыкание его нормально открытого блок-контакта В, который шунтирует контактор кнопки «пуск». Если отпустить теперь кнопку «пуск», то контактор В останется включенным, так как его катушка возбуждения будет получать питание через блок-контакт В. Для остановки двигателя необходимо нажать кнопку «стоп».

В схеме (рис. 22.5) используется так называемая нулевая защита. Она заключается в следующем: если напряжение сети значительно уменьшится или полностью исчезнет, то катушка контактора Л перестанет удерживать его во включенном состоянии, и двигатель отключится от сети. После восстановления нормального напряжения самозапуск двигателя произойти не сможет.

Эта схема применяется для управления электродвигателями нереверсивных машин (вентиляторы, насосы и т. д.).

5. Сформулировать краткие выводы.

Рекомендуемая литература: [6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 23
ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ
ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗМЕНЕНИЕМ
ЧАСТОТЫ ПИТАЮЩЕГО ТОКА

Цель работы: ознакомление со способом регулирования частоты вращения двигателя путем изменения частоты питающего тока f при постоянном значении вращающего момента М.

Содержание работы

Регулирование частоты вращения ротора асинхронного двигателя осуществляется путем изменения

Наши рекомендации