Режим индукционного регулятора
В этом режиме обмотка ротора, соединенная по схеме «звезда», является первичной обмоткой и включается в сеть, обмотка статора – вторичная обмотка, или проходная – также включается в сеть зажимами С1; С2; СЗ параллельно обмотке ротора. К зажимам С4; С5; С6 обмотки статора подключается нагрузка (рис. 16.1).
Ток, протекающий по первичной обмотке (обмотке ротора), создает вращающееся магнитное поле, которое индуктирует в каждой фазе проходной обмотки (обмотки статора) эдс Е2. При электрическом соединении обмоток статора и ротора вторичное напряжение представляет геометрическую сумму напряжения сети U1, и эдс проходной обмотки Е2. При повороте ротора на любой угол т. е. изменении взаимного расположения осей обмоток ротора и статора, создается сдвиг по фазе между U1 и E2 на угол . При = 0 напряжение U2 будет максимальным и равняется арифметической сумме U1 + Е2. При = 180° векторы направлены противоположно, и напряжение U2 будет минимальным и равным арифметической разности U1 – Е2.
При промежуточных значениях напряжение U2 равно геометрической сумме U1 и E2 и будет изменяться между значениями U2max и U2min.
Векторная диаграмма напряжений для фазы представлена на рис. 16.2.
Связь между геометрическим углом поворота ротора и электрическим углом поворота вектора выражается уравнением = Р × где Р – число пар полюсов машины.
Рис. 16.2. Векторная диаграмма индукционного регулятора
В лабораторной работе надо исследовать зависимость вторичного напряжения U2 от электрического угла . Угол можно определять из соотношения
где U1ф – приложенное фазное напряжение; Е2 – эдс в обмотке статора, индуктированная магнитным полем ротора; – вторичное фазное напряжение.
Для определения зависимости U2 от угла a следует поворачивать ротор в режиме холостого хода ( ) иданные заносить в табл. 16.1.
Таблица 16.1.
Данные испытания индукционного регулятора
Измерено | Вычислено | ||||||
, град. | , В | , В | , В | , А | , В | a, град. | |
По опытным данным построить зависимость U2 от угла и векторные диаграммы для = 30° и = 60°.
Затем снять внешнюю характеристику индукционного регулятора. Поворачивая ротор при холостом ходе, установить напряжение U2 равным 380 В. Постепенно, увеличивая нагрузку (включая лампы реостата), снять зависимость U2 от I2 (табл. 16.2).
Таблица 16.2.
Данные испытаний индукционного регулятора под нагрузкой
, В | |||||
, А |
Построить характеристику.
Режим регулируемой реактивной катушки. Асинхронная машина с заторможенным ротором может работать в режиме регулируемой реактивной катушки при последовательном или параллельном соединении обмоток статора и ротора.
Чаще используется схема последовательного соединения обмоток (рис. 16.3).
Приступая к выполнению лабораторной работы, следует снять зависимость I = f ( ). Снятие этой характеристики ведется в следующем порядке. Реактивную катушку подключают к источнику трехфазного тока, предварительно установив ротор в положение, соответствующее минимальному току I = min ( = 0). Затем, изменяя угол поворота ротора от = 0 до = 180 в обе стороны, записывают значения угла и тока I в табл. 16.3.
Таблица 16.3
Данные испытаний реактивной катушки
, град. | |||||
, А |
Построить графическую зависимость .
Режим фазорегулятора. Для осуществления режима фазорегулятора ротор машины затормаживают и снабжают приспособлением для поворота вала на требуемые углы. Статор включают в сеть и используют в качестве первичной обмотки, а от обмотки ротора, как от вторичной обмотки, питают нагрузку.
Необходимый сдвиг по фазе между первичным и вторичным напряжением достигают поворотом вала ротора на определенный угол.
Фазорегулятор используется в измерительных лабораториях поверки счетчиков, научно-исследовательских лабораториях и системах регулирования, например, схеме регулирования напряжения ртутных выпрямителей путем изменения фазы сеточного напряжения.
Принципиальная схема фазорегулятора приведена на рис. 16.4, а. На рис. 16.4, б соответственно показана векторная диаграмма напряжений фазорегулятора.
|
Режим индукционного регулятора. Обмотки индукционного регулятора включаются по схеме автотрансформатора, и регулятор представляет, в сущности, поворотный автотрансформатор. Принципиальная схема соединения обмоток трехфазного индукционного регулятора представлена на рис. 16.4. Первичной обмоткой является обычно обмотка ротора, так как она имеет 3 вывода (контактные кольца и щетки).
Рабочая схема испытания фазорегулятора приведена на рис. 16.5.
Рис.16.5. Схема фазорегулятора
Произвести испытания фазорегулятора. Для этого, изменяя положение ротора относительно статора от 0до180° через каждые 15°, записать показания приборов в табл. 16.4.
Таблица 16.4
Данные исследования фазорегулятора
№ п/п | Измерено | Вычислено | |||||||
, град. | U1, В | U2, В | I, А | P, Вт | , град | ||||
и т.д. |
Вычислить коэффициент мощности электрического угла поворота ротора по формуле
.
Эта формула поясняется следующим. Показание ваттметра Р равно произведению тока и напряжения, подведенных к ваттметру, и косинуса угла сдвига фаз между их векторами. Ток, проходящий по токовой обмотке ваттметра, равен и находится в фазе с напряжением U1, так как – активное сопротивление. К обмотке напряжения ваттметра подводится непосредственно напряжение U2. Поэтому . Если , то . Положение ротора, при котором получается это значение Р, соответствует совпадению осей обмоток статора и ротора.
По данным табл. 16.4 построить векторные диаграммы для случаев:
а) = 0°; в) = 45°; с) = 135°.
Условия, для которых следует строить векторные диаграммы, могут быть изменены преподавателем.
По результатам выполненной работы сформулировать выводы.
Рекомендуемая литература: [1, 2, 3].
Лабораторная работа № 17
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНЕЙНОГО и дугостаторного
АСИНХРОНных ДВИГАТЕЛей
Цель работы: изучение конструктивных особенностей и принципа работы линейного и дугостаторного асинхронных двигателей и снятие его рабочих характеристик.
Оборудование и приборы:
• источник трехфазного синусоидального тока напряжения 220 В;
• комплект измерительных приборов К505 с пофазным измерением тока, напряжения и мощности;
• линейный асинхронный двигатель двухстороннего исполнения (ЛАД);
• электромагнитный тормоз для загрузки двигателя;
• лабораторный автотрансформатор с выпрямителем для питания обмотки тормоза (ЛАТР);
• тахометр для измерения частоты вращения двигателя.
Порядок выполнения работы