Б. Ознакомление с оборудованием и сборка схемы
Допущенные к работе студенты знакомятся с электрической машиной, реостатами, пусковыми и регулировочными приспособлениями, производят запись данных щитка машины и реостатов, т. е. тип, номер и номинальные значения напряжения, тока, мощности, частоты вращения, режима работы. Перечень электроизмерительных приборов заносят в следующую таблицу.
Таблица электроизмерительных приборов
№ п/п | Наименование прибора | Система | Заводской номер | Класс точности | Цена деления | Пределы измерений |
и т. п. |
Рабочее место оснащено постоянным набором пусковой и регулирующей аппаратуры и электроизмерительных приборов. Часто один и тот же стенд предназначен для нескольких работ. Перед студентами стоит задача разобраться, какие приборы и аппараты необходимы для выполнения лабораторной работы и как их следует включить в отдельные ветви схемы опыта.
После выбора аппаратуры управления и электроизмерительных приборов начинают сборку монтажной схемы в соответствии с данной в руководстве принципиальной схемой, учитывая, что по размещению аппаратуры и приборов они обычно отличаются. Очень важно, чтобы монтажная схема была по возможности простой.
Сборку монтажных схем удобнее производить следующим образом. Руководствуясь принципиальной схемой, собрать главную последовательную цепь от одного зажима источника энергии до другого, а затем присоединить к ней все параллельные цепи.
Каждая собранная схема обязательно должна быть проверена преподавателем или лаборантом, и только после их разрешения она может быть включена под напряжение.
При включении схемы под напряжение необходимо следить за показаниями электроизмерительных приборов. Во многих случаях по ним можно судить о неисправностях и ошибках в схеме. В таких случаях машину отключают от источника энергии и устраняют неисправность. Затем запускают машину и проделывают пробный опыт, не записывая показания приборов, для того, чтобы убедиться в правильности собранной схемы и соответствии электроизмерительных приборов измеряемым величинам.
В. Проведение опытов
После запуска агрегата производятся требуемые измерения согласно методике, описанной в указаниях к каждой лабораторной работе. Показания приборов записываются в заранее подготовленные таблицы. Отсчеты показаний следует выполнять очень внимательно и по всем приборам одновременно. Для построения графиков нужно сделать по 5–6 отсчетов в каждом опыте. Записи показаний приборов обязательно производить в тех единицах, в которых снимаемая величина измеряется, т. е. в вольтах, амперах, ваттах и т. д. Особое внимание необходимо обращать на правильность определения цены деления для многопредельных приборов и приборов, включенных через трансформаторы тока и напряжения.
По окончании опыта, не разбирая схемы, следует проверить полученные результаты. Для этого данные опытов должны быть показаны преподавателю, и только после их утверждения схема может быть разобрана.
Г. Оформление отчета о работе
Отчет о лабораторной работе представляется каждым студентом индивидуально. Он составляется на отдельных листах бумаги или в особой тетради, тщательно и аккуратно оформляется
На титульном листе указываются: наименование университета и кафедры, название работы, фамилия и инициалы студента, номер группы и дата выполнения.
Отчет должен содержать:
1) цель работы;
2) перечень исследуемого оборудования и электроизмерительных приборов с указанием их номеров и характеристик;
3) схему опыта;
4) основные расчетные формулы;
5) таблицы с результатами измерений и вычислений;
6) необходимые графики;
7) краткие выводы по работе.
Особое внимание следует обратить на графические работы. Все схемы должны соответствовать стандартным обозначениям. На графиках, выполненных чертежным карандашом, не должно быть лишних поясняющих надписей. Допускается построение в одних осях нескольких кривых, если это усиливает наглядность и облегчает сопоставление.
Графики выполняются размером не менее чем 8´8 см в удобном для построения и использования масштабе.
Оформление отчета должно соответствовать требованием ЕСКД [7–12].
Небрежно оформленные отчеты, даже правильные по содержанию, приниматься не будут.