Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии

Научная категория Её интерпретация по этапам (периодам) истории естествознания
античный (натурфилософский) классического естествознания неклассического естествознания постнеклассического естествознания
Материя Материалистическая (милетская школа) и идеалистическая (программа Пифагора–Платона) трактовки реальности. Дискретные (атомизм Левкиппа–Демокрита–Эпикура–Лукреция) и непрерывные (Аристотель) философские (неколичественные) представления о материи. Корпускулярная (основа – механика Ньютона) концепция описания природы. Континуальная (основа – электродинамика Максвелла) концепция описания природы. Развитие представлений о строении атома (модели Томсона, Резерфорда–Бора, Иваненко). Разрешение противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы (гипотеза корпускулярно-волнового дуализма). Концепция физического вакуума. Многообразие элементарных частиц и их классификация. Кварковая модель вещества. Теория струн (суперструн). «Тёмная материя».
Движение Философская (неколичест-венная) динамика Аристотеля. Кинетическая и потенциальная энергия – меры механического движения. Детерминистский подход к решению проблемы состояния. Новые формы движения материи – процессы нагревания и остывания тел, изменение агрегатного состояния вещества, химические реакции. Внутренняя энергия как параметр состояния любой сложной системы (феноменологический подход). Энергия электромагнитной волны. Новые формы движения материи – процессы радиоактивного распада, ядерные реакции, жизнедеятельность живых организмов, эволюция биосферы. Спектр электромагнитного излучения. Микроскопический подход к решению проблемы состояния и его уточнение с позиций квантовой механики. «Тёмная энергия» (отрицательная гравитация?).
Взаимодействие Насильственное и одностороннее воздействие движущего на движимое в земном (подлунном) мире (Аристотель). Гравитационное взаимодействие, отвечающее за динамическую устойчивость систем космоса. Электромагнитное взаимодействие, отвечающее за устойчивость атомов, молекул и вещественных тел. Сильное и слабое взаимодействия, отвечающие за стабильность ядер атомов и за их превращения друг в друга соответственно. Электрослабое взаимодействие. Бозон Хиггса. Где гравитон?

Вопросы для самоконтроля

К разделу 1.1

1. Цели духовной и материальной культур, их соотношение. Объекты изучения естест-веннонаучной и гуманитарной культур.

2. Различия естественнонаучной и гуманитарной культур по объекту и субъекту иссле-дования, их взаимоотношению, характеру объекта исследования и функции его иссле-дования.

3. Понятия и ценности как инструменты объяснения и толкования истины в естествен-нонаучной и гуманитарной культуре соответственно.

4. Сущность гипотетико-дедуктивного и ценностно-дедуктивного методов исследова-ния. Понятие методологии познания.

5. Сравнение естественнонаучной и гуманитарной культур по антропоцентричности, влиянию идеологии и областям использования своего продукта (знания).

6. Классификация наук по дисциплинарному признаку. Состав и назначение естествен-ных, общественных и технических наук.

7. Функции науки, их сущность и распределение между видами наук.

8. Функции естественных и общественных наук. Междисциплинарные науки.

9. Причины и сущность отчуждения (конфронтации) естественнонаучной и гуманитар-ной культур.

10. Следствия отчуждения двух культур. Последовательность гуманизации науки как пу-ти решения проблемы двух культур.

К разделу 1.2

1. Определение научного метода. Содержание и результаты его эмпирического этапа.

2. Содержание и результаты теоретического этапа научного метода. Понятие идеализи-рованного объекта.

3. Семь приемов (названия, разновидности и смысл каждого) исследования эмпиричес-кого этапа научного метода.

4. Последовательность реализации эмпирического этапа научного метода. Два ограни-чения, присущие индукционистскому знанию.

5. Семь приемов (названия, разновидности и смысл каждого) исследования теоретичес-кого этапа научного метода.

6. Последовательность реализации теоретического этапа научного метода. Определение теории и два её качества как наиболее совершенной формы научного знания.

7. Анализ, синтез и эксперимент как общенаучные способы исследования.

К разделу 1.3

1. Принцип периодизации истории естествознания. Временные рамки и содержание до-научного этапа его развития (неолита).

2. Этапы (только названия с синонимами) истории естествознания. Понятия естествен-нонаучной картины мира и её парадигмы.

3. Временные рамки и суть античного этапа истории естествознания. Принцип периоди-зации и наименования античных научных школ. Ионийская (милетская) школа. Кон-цепция атомизма.

4. Картина мира Аристотеля и её научная парадигма.

5. Александрийский и древнеримский этапы античного периода истории естествозна-ния, их общее отличие от предыдущих двух. Общественная значимость науки антич-ного этапа.

6. Временные рамки периода классического естествознания и положившие ему начало научные достижения.

7. Картина мира Ньютона и её научная парадигма.

8. Общественная значимость этапа классического естествознания и не решенные им научные проблемы.

9. Теоретические и практические научные достижения, положившие начало крушению метафизического естествознания. Временные рамки, тип мышления и научная пара-дигма этапа неклассического естествознания.

10. Квантово-полевая картина мира.

11. Общественная значимость этапа неклассического естествознания.

12. Формирование эволюционного естествознания в рамках неклассического этапа его развития.

13. Временные рамки, научная парадигма и картина мира периода постнеклассического естествознания. Сопоставление естественнонаучных картин мира и принцип этого со-поставления.

14. Тенденции развития естествознания – обусловленность практикой, преемственность в развитии идей и теорий, чередование периодов эволюционного и революционного развития.

15. Тенденции развития естествознания – противоречивость этого развития и повторяемость научных идей (концепций).

16. Тенденции развития естествознания – дифференциация и интеграция его отраслей и возрастание роли естествознания в жизни общества.

К разделу 1.4

1. Современное определение материи, её первая трактовка милетской школой и про-граммой Пифагора – Платона, их сопоставление.

2. Материализм Левкиппа – Демокрита и Аристотеля, различия между ними.

3. Становление корпускулярной концепции описания природы.

4. Становление континуальной концепции трактовки материи. Суть противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы.

5. Развитие представлений о строении атома (модели Томсона, Резерфорда – Бора, Иваненко).

6. Причина и суть «ультрафиолетовой катастрофы».

7. Причина появления и суть квантовой гипотезы. Её использование для объяснения явления фотоэффекта.

8. Последовательность разрешения противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы. Соотношение вещественных и полевых свойств для элементарных частиц и для земных тел.

9. Классификация элементарных частиц. Кварковая модель вещества.

10. Концепция физического вакуума.

11. Теория струн (суперструн) и «темная материя».

К разделам 1.5 – 1.6

1. Философский и естественнонаучный смысл понятия «движение». Представления о нем античного периода и этапа классического естествознания.

2. Суть проблемы состояния и её решение с позиций детерминизма.

3. Термодинамический метод решения проблемы состояния, его отличия и возможности по сравнению с детерминистским подходом.

4. Спектр электромагнитного излучения.

5. Статистический метод решения проблемы состояния и его уточнение с позиций квантовой механики.

6. Сущность понятий «взаимодействие» и «связь». Роль фундаментальных взаимодействий в природе. Гравитационное взаимодействие.

7. Электромагнитное, сильное и слабое взаимодействия.

8. Соотношение фундаментальных взаимодействий в разных областях существования материальных систем. Глюон – переносчик сильного взаимодействия.

9. Становление теории электрослабого взаимодействия и суть её противоречия Стандартной модели физики частиц.

10. Необходимость обоснования существования бозона Хиггса и экспериментальное подтверждение данной гипотезы.

11. Проблемы обнаружения гравитона.

Тесты

По разделу 1.1

1. Культура – это …
o составляющая природы o объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания   o результат человеческой деятельности o абсолютная истина, неподвластная чело-веку
2. Выберите неверное утверждение:
o естествознание исследует стабильные во времени природные процессы матери-ального характера o в естественных науках интерпретация природного явления сугубо индивидуальна, поскольку зависит от личности ученого o в гуманитарных исследованиях большое значение имеет личная позиция ученого, что часто приводит к многозначности их выводов o гуманитарные науки изучают изменяющиеся во времени социальные явления, преимущественно, идеального характера
3. Для гуманитарного знания характерна (характерно) …
o индивидуальная оценка явлений o выражение знания математическими формулами o изучение исключительно типичных, уни-версальных процессов o строгая объективность
4. Научное знание достоверно в том смысле, что …
o оно прошло многократную проверку и уже не подлежит пересмотру o оно пригодно для всех людей, живущих в разных уголках планеты o оно всегда положительно в чувственно-эмоциональном восприятии o его результаты проходят постоянную проверку практикой
5. Для гуманитарных наук характерен ____________________ метод исследования.
□ гипотетико-дедуктивный □ обобщающий □ ценностно-дедуктивный □ индивидуализирующий
6. Среди приведенных ниже действий укажите то, которое относится к области гуманитар-ного знания:
o открытие закономерностей социальной жизни o познание фундаментальных законов при-роды o описание природных явлений и процессов o раскрытие смысла текста  
7. Естествознание изучает …
o физические, химические и тому подобные явления o Вселенную o мир за исключением человека o все сущее
8. На современном этапе развития научного знания естествознание понимается, как …
□ сумма частных наук о природе □ целостная наука о природе, которая не сводится к сумме самостоятельных частных наук □ совокупность наук о живой природе □ система наук о природе, взятых в единстве и взаимодействии
9. Основой всех естественных наук является …
o биология o химия o математика o физика
10. Укажите верные утверждения:
□в естественнонаучной культуре поступки интерпретируются □ в гуманитарной культуре поступки интерпретируются   □ в гуманитарной культуре факты выводятся (дедуцируются) □ в естественнонаучной культуре факты выводятся (дедуцируются)
11. К функциям фундаментальных наук не относится _________________ функция.
o мировоззренческая o управленческая   o описательная o систематизирующая
12. К наукам, выполняющим интегрирующие функции по отношению к отраслям естест-вознания, не относится …
o кибернетика o синергетика   o физика o математика
13. Укажите верные утверждения:
□ естественнонаучная культура предпола-гает пассивное отношение к природе □ естественнонаучная культура предпола-гает активное отношение к природе   □ гуманитарная культура предполагает ак-тивное отношение к природе □ гуманитарная культура предполагает пас-сивное отношение к природе
14. Гуманизация науки предполагает _____ этапа (этапов) своего осуществления.
o два o три   o четыре o пять  
   
по разделу 1.2
   
1. В структуре научного знания выделяют уровни …
o опытный и динамический o эвристический и статистический   o символический и рационалистический o эмпирический и теоретический
2. Установите связь между приёмом научного исследования и соответствующим ему уров-нем научного знания:
1) систематизация 2) гипотетико-дедуктивный метод
) эмпирический ) теоретический
3. Идеализированный объект – это _________ исследования теоретического этапа.
o цель o приём   o предмет o составляющая
4. Способами исследования эмпирического этапа научного метода являются …
□ аналогия □ эксперимент   □ описание □ верификация
5. Установите соответствие между сущностью приёма эмпирического этапа научного ме-тода и его названием:
1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств 2) изучение искусственно созданной системы, находящейся с реальным объектом исследования в отношениях сходства (подобия) 3) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект 4) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира
) наблюдение ) эксперимент   ) моделирование ) измерение
6. Систематизация (классификация) эмпирических фактов ________________ их первона-чальный объем.
o увеличивает o уменьшает   o как увеличивает, так и уменьшает o не изменяет
7. Укажите верные утверждения:
□ эмпирический закон выражен в вербаль-ной форме □ эмпирический закон выражен в матема-тической форме   □ эмпирическая зависимость выражена в математической форме □ эмпирическая зависимость выражена в словесной форме
8. Сворачивание информации – результат …
□ систематизации □ абстрагирования   □ верификации □ классификации
9. Результатом индукции являются эмпирические …
o факты и объекты o объекты и зависимости   o зависимости и законы o законы и факты
10. Какие результаты научного метода обладают свойством объяснять изучаемые процес-сы и явления?
□ законы □ данные эксперимента   □ гипотезы □ эмпирические зависимости
11. Идеализированным называется объект, который, …
□ изучается только теоретически, а не экс-периментально □ наделяется всеми признаками, имеющи-мися у объект реального   □ является наилучшим для научного иссле-дования □ представляет собой результат абстрагирования или аналогии
12. Гипотетико-дедуктивный метод – приём получения ____________________ знания.
□ эмпирического □ дедукционистского   □ индукционистского □ теоретического
13. Способами создания идеализированного объекта являются …
□ абстрагирование □ аналогия   □ гипотетико-дедуктивный метод □ формализация
14. Процедура верификации предполагает, что какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно …
o логически непротиворечиво o эмпирически проверяемо   o математически доказуемо o теоретически неопровержимо  
15. Исходной информацией для получения законов природы являются …
o фальсифицированные гипотезы o эмпирические зависимости   o эмпирические факты o верифицированные гипотезы
16. Формулировка гипотезы – это начало …
o мысленного эксперимента o теоретического этапа научного метода   o доказательства закона o эмпирического обобщения данных наб-людения  
17. Расположите формы научного знания в том порядке, в каком они возникают при реа-лизации научного метода:
) фальсифицированная гипотеза ) данные измерения ) принцип ) результаты мысленного эксперимента  
18. Укажите верные утверждения:
□ любая теория является верной навсегда □ теория обладает только определенной за-вершенностью   □ теория обладает лишь относительно без-условной истинностью □ любая теория является полностью завер-шенной  
19. К общенаучным приёмам (способам) исследования относятся …
□ синтез □ дедукция   □ индукция □ анализ
 
по разделу 1.3
 
1. Суть неолитической революции заключается в …
o возникновении письменности o создании государства, как социального института   o переходе от присваивающей экономики к производящей o переходе от мифологического сознания к научному  
2. Укажите верные утверждения:
□ естественнонаучная картина мира – составляющая научной парадигмы □ научная парадигма определяет тип мыш-ления соответствующего периода □ научная парадигма – структура естестве-ннонаучной картины мира □ естественнонаучная картина мира опре-деляет содержание научной парадигмы  
3. Представление об апейроне, как первоэлементе бытия, было высказано …
o Анаксименом o Анаксимандром   o Анаксагором o Архимедом
4. В какой античной научной школе были впервые высказаны идеи о первоэлементах (стихиях)?
o афинской o древнеримской   o милетской (ионийской) o александрийской
5. Демокрит и Левкипп утверждали, что атомы различаются между собой …
□ весом и формой □ формой и размером   □ размером и положением □ положением и весом
6. Картина мира Аристотеля была создана в ________________ период античного этапа.
o милетский o афинский o александрийский o древнеримский  
7. Согласно представлениям Аристотеля о Вселенной, …
o планеты равномерно обращаются вокруг Солнца по круговым орбитам o Вселенная шарообразна, конечна, неод-нородна и неизменна   o Вселенная бесконечна, однородна и изот-ропна o планеты неравномерно движутся по кру-говым орбитам, центры которых обра-щаются вокруг неподвижной Земли  
8. Первую в истории науки классификацию живых организмов составил …
o Дарвин o Ламарк o Аристотель o Линней  
9. Закончите утверждение: «В период античности наука – это …
□ вид профессиональной деятельности □ составляющая духовной культуры   □ источник фундаментальных знаний □ сумма знаний прикладного характера
10. Эксперимент, как средство проверки практикой достоверности теоретического знания, в науку ввёл …
o Кеплер o Бруно   o Галилей o Коперник  
11. Укажите верные утверждения механики Ньютона:
□ движение земных и небесных тел подчи-няется разным законам □ время и пространство независимы друг от друга □ движение земных и небесных тел подчи-няется одним и тем же законам □ время и пространство связаны друг с другом    
12. Научными достижениями, которые легли в основу картины мира Ньютона, были …
□ создание классической механики □ разработка теории электромагнитного поля □ формулировка гипотезы квантов □ возникновение экспериментального есте-ствознания  
13. Первой, в математическом смысле этого слова, «научной» картиной мира была его __________________ картина.
o электромагнитная o механистическая   o натурфилософская o квантово-полевая
14. Дифференциальное и интегральное счисление Ньютона – Лейбница – инструмент ________________ описания поведения материальных систем.
□ словесного □ формализованного   □ математического □ вербального
15. Прикладные науки возникли на _______________ этапе развития естествознания.
o первом o втором   o третьем o четвертом
16. Противоположными по смыслу по отношению к метафизике понятиями являются …
□ эволюция □ детерминизм   □ диалектика □ однозначность
17. В электромагнитной картине мира материя присутствовала в форме …
o физического вакуума o вещества   o элементарных частиц o физического поля
18. Кризис физики и всего метафизического естествознания на рубеже 19 – 20 веков был связан с …
□ формулировкой принципа относительно-сти □ открытием естественной радиоактивнос-ти   □ открытием рентгеновского излучения □ формулировкой квантовой гипотезы
19. Укажите положения, относящиеся к квантово-полевой картине мира:
□ континуальность материи □ атомизм энергии (взаимодействия)   □ однозначность причинно-следственных связей □ идея всеобщей связи  
20. Кризис физики рубежа 19 – 20 веков разрешило …
o открытие электрона o создание квантово-релятивистской кон-цепции   o введение принципа антропоцентризма o превращение науки в непосредственную производительную силу
21. Единство всех видов материи – идея …
o квантовой гипотезы М. Планка o общей теории относительности А. Эйнш-тейна o гипотезы корпускулярно-волнового дуа-лизма Л. де Бройля o периодической системы элементов Д.И. Менделеева  
22. Связь материи с формами её существования – пространством и временем – была доказана на ___________________ этапе истории естествознания.
o античном o механистическом   o неклассическом o современном
23. Эпоха «экономики знаний» соответствует _______________ периоду истории естество-знания.
o натурфилософскому o механистическому   o диалектическому o эволюционному
24. Согласно принципу соответствия, с появлением релятивистской физики физика клас-сическая не утратила своего значения и достаточно точно описывает движение …
o тел с любыми скоростями v o тел со скоростями v, соизмеримыми со скоростью света c (v ≈ c) o элементарных частиц o тел со скоростями v, пренебрежимо малыми по отношению к скорости света c (v <<< c)  
25. Обнаружение и раскрытие противоречий объектов природы ________________ качество наших знаний о ней.
o снижает o не изменяет   o непредсказуемо изменяет o повышает
26. Противоречие одних естественнонаучных концепций другим …
o препятствует развитию естествознания o не влияет на развитие естествознания o способствует развитию естествознания o в естествознании в принципе невозможно  
27. Идея интеграции отраслей естественнонаучного знания начала утверждаться с (со) ___________ этапа его развития.
o первого o второго   o третьего o четвертого
28. Дифференциация отраслей естествознания вызвана …
□ появлением научных проблем междисци-плинарного характера □ выделением все более локальных облас-тей исследования объективной реально-сти   □ ставкой на науку, как на источник эконо-мического развития □ раздвижением границ познаваемого мира
   

По разделу 1.4

 
1. Первые представления о материи относятся к _______________________ этапу истории естествознания.
o натурфилософскому o механистическому o диалектическому o эволюционному  
2. Чисто философские (гуманитарные) представления о материи были свойственны научной программе …
o Левкиппа – Демокрита o Аристотеля o милетской школы o Пифагора – Платона  
3. В античный период материя представлялась в виде …
□ всего того, что ощущается органами чувств человека □ комбинации первоэлементов («стихий») □ «вихрей человеческих эмоций» □ мира идей, первичного по отношению к миру вещей  
4. Атомистическая гипотеза Левкиппа – Демокрита получила развитие во взглядах …
□ Аристотеля □ Эпикура   □ Птолемея □ Лукреция
5. Волновая гипотеза впервые была сформулирована по отношению к _________________ природным явлениям.
o магнитным o тепловым   o оптическим o электрическим
6. Волновая концепция природы света была предложена …
o Ньютоном o Герцем   o Гюйгенсом o Галилеем
7. Сущность корпускулярной концепции трактовки материи заключается в (во) …
o динамичности её свойств, приводящей к скачкообразным их изменениям o несводимости закономерностей поведения сложных материальных систем к закономерностям поведения простых   o существовании отграниченных друг от друга материальных систем o включении менее сложных материальных систем в более высокоорганизованные
8. Теоретической основой континуальной концепции описания природы была …
o квантовая механика o классическая механика o динамика Аристотеля o электродинамика Максвелла  
9. В чем состояла суть противоречия между корпускулярной и континуальной концепция-ми описания природы?
o в отрицании возможности одновременного существования двух форм материи – вещества и поля o в том, что одна из этих концепций подтверждалась эмпирическими фактами, а другая – нет   o в существовании двух форм одной и той же субстанции – материи – с диаметрально противоположными свойствами o в отсутствии теоретической основы у одной из этих концепций
10. Электродинамика Максвелла доказала единую природу ________________ явлений.
o электрических и магнитных o магнитных, тепловых и электрических   o электрических, оптических и тепловых o тепловых, магнитных, электрических и оптических  
11. Масса атома …
□ равномерно распределена по его объему □ сосредоточена, в основном, вокруг его яд-ра □ сосредоточена, в основном, в его ядре □ неравномерно распределена по его объему  
12. Какое утверждение является верным?
o число электронов в атоме = числу протонов в нём ≠ числу его нейтронов o число электронов в атоме ≠ числу протонов в нём = числу его нейтронов   o число электронов в атоме = числу протонов в нём = числу его нейтронов o число электронов в атоме ≠ числу протонов в нём ≠ числу его нейтронов
13. Для объяснения каких природных явлений была выдвинута квантовая гипотеза?
o нагревания тел o остывания тел o нагревания и остывания тел o изменения агрегатного состояния тел  
14. «Ультрафиолетовая катастрофа» – проблема ____________________ характера.
o фундаментального научного o прикладного научного   o коммерческого (экономического) o междисциплинарного научного
15. Опыт Дэвиссона – Джермера доказал наличие …
o вещественных свойств у излучения o волновых свойств у вещества   o электронов в атоме o протонов в ядре атома
16. Какие утверждения являются верными?
□ вокруг фотона имеет место конструктивная интерференция волн □ вокруг фотона имеет место деструктивная интерференция волн   □ внутри фотона имеет место деструктивная интерференция волн □ внутри фотона имеет место конструктив-ная интерференция волн
17. Согласно современным представлениям, свет …
o имеет двойственную природу o представляет собой поток частиц – фотонов – и обладает только корпускулярными свойствами   o является потоком частиц – электронов, фотонов, протонов – и обладает только корпускулярными свойствами o является электромагнитной волной и проявляет только континуальные свойства  
18. Из кварков состоят …
o лептоны o фотоны   o адроны o бозоны
19. Наименьшей частицей вещества является …
o электрон o квант   o кварк o атом
20. Виртуальные элементарные частицы образуют …
o ядра атомов o рентгеновское излучение   o молекулы вещества o физический вакуум
21. Экспериментально не обнаружены …
o протоны o кварки   o электроны o нейтроны  
22. Последний по времени результат развития представлений о материи – это …
o кварковая модель вещества o гипотеза корпускулярно-волнового дуализма o предположение о существовании «темной материи» o классификация элементарных частиц
23. Экспериментальное подтверждение существования «темной материи» – это …
o образование «черных дыр» o ускорение процесса расширения Вселенной   o обнаружение «реликтового излучения» o замедление процесса сжатия Вселенной  
 
по разделам 1.5 – 1.6
 
1. Главным и неотъемлемым свойством материи движение считается с (со) _____________ этапа истории естествознания.
o первого o второго   o третьего o четвертого
2. В механистической картине мира движение рассматривалось, как …
o распространение волн и перемещение тел o перемещение тел   o распространение волн o любое изменение состояния материальных объектов
3. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
) движение любых материальных тел описывается законами механики ) источник насильственного движения земных тел – внешняя причина, некая сторонняя сила ) кроме механической существуют и другие, более сложные формы движения  
4. Какой формой движения материи является процесс излучения энергии Солнцем?
o физической o механической   o биологической o химической
5. Проблему состояния с позиций детерминизма решают …
□ динамика Аристотеля □ классическая механика   □ классическая термодинамика □ электродинамика Максвелла
6. Укажите верные суждения о сути внутренней энергии системы:
□ внутренняя энергия системы – это сумма кинетической и потенциальной энергии её элементов □ внутренняя энергия системы – это сумма энергий всех видов, которыми она обла-дает   □ внутреннюю энергию системы количест-венно определить нельзя □ внутренняя энергия системы может быть количественно определена эксперимен-тальным путем
7. Феноменологический подход позволяет определить …
o механическую энергию движущегося тела o энергию электромагнитной волны   o внутреннюю энергию материальной сис-темы o изменение внутренней энергии материа-льной системы  
8. Основой статистического метода (микроскопического подхода) к решению проблемы состояния являлась …
o классическая термодинамика o квантовая механика     o статистическая физика o теория относительности
9. Сколько существует подходов к решению проблемы состояния сложной системы?
o два o три   o четыре o пять
10. Укажите верные утверждения:
□ взаимодействие – результат связи □ связь – необходимый атрибут взаимодей-ствия □ взаимодействие – необходимый атрибут связи □ связь – результат взаимодействия  
11. Первое лабораторное наблюдение гравитационного притяжения между двумя телами осуществил …
o И. Ньютон o М. Фарадей   o Г. Кавендиш o Н. Коперник
12. Между космическими объектами преобладает _________________ взаимодействие.
o электромагнитное o слабое   o сильное o гравитационное
13. Дальнодействие – это передача энергии от объекта к объекту …
o со скоростью, равной скорости света o мгновенно   o с произвольной конечной скоростью o со скоростью, бóльшей скорости света
14. Концепция дальнодействия предполагает, что …
□ взаимодействие материальных тел не требует материального посредника □ взаимодействие между материальными телами может осуществляться мгновенно □ скорость передачи взаимодействия огра-ничена □ взаимодействие на расстоянии должно происходить через материальных посре-дников  
15. В земной реальности доминируют ______________ и ______________ взаимодействия.
o сильное и электромагнитное o электромагнитное и гравитационное   o гравитационное и слабое o слабое и сильное
16. Установите соответствие между материальной системой и доминирующим в ней типом взаимодействия:
1) Вселенная 2) ядро атома 3) атом   ) электромагнитное ) сильное гравитационное
17. Установите соответствие между типом взаимодействия и радиусом его действия:
1) сильное 2) гравитационное 3) слабое   ) радиус действия во много раз меньше размера ядра атома ) радиус действия равен бесконечности ) радиус действия соизмерим с размером ядра атома  
18. Взаимодействие, которое имеет универсальный характер, выступает всегда в виде сил притяжения и является самым слабым на ядерных расстояниях, называется …
o сильным o электромагнитным     o гравитационным o слабым
19. Какие кванты – переносчики фундаментального взаимодействия – еще не обнаружены, а только предсказаны?
o глюоны o фотоны   o гравитоны o бозоны
20. Установите соответствие между принципом передачи взаимодействия и его сущностью:
1) дальнодействие 2) квантово-полевой механизм 3) близкодействие 4) принцип динамики Аристотеля
) одностороннее воздействие движущего на движимое. Воздействие передается только при непосредственном контакте ) мгновенная передача взаимодействия через пустоту на любые расстояния ) тело испускает виртуальные частицы – переносчики соответствующего взаимодейст-вия, поглощаемые другим телом, с которым осуществляется взаимодействие ) взаимодействие передается только через материального посредника – физическое поле – с конечной скоростью  
21. Установите соответствие между взаимодействием и его частицей-переносчиком:
1) сильное 2) электромагнитное 3) слабое ) фотон ) бозон ) глюон  
22. Бозон Хиггса – это …
o квант электрослабого взаимодествия o элементарная частица, участвующая в превращениях фотонов и бозонов o переносчик слабого взаимодействия o элементарная частица, входящая в состав атомов

Литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юра

Наши рекомендации