Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии
Научная категория | Её интерпретация по этапам (периодам) истории естествознания | |||
античный (натурфилософский) | классического естествознания | неклассического естествознания | постнеклассического естествознания | |
Материя | Материалистическая (милетская школа) и идеалистическая (программа Пифагора–Платона) трактовки реальности. Дискретные (атомизм Левкиппа–Демокрита–Эпикура–Лукреция) и непрерывные (Аристотель) философские (неколичественные) представления о материи. | Корпускулярная (основа – механика Ньютона) концепция описания природы. | Континуальная (основа – электродинамика Максвелла) концепция описания природы. Развитие представлений о строении атома (модели Томсона, Резерфорда–Бора, Иваненко). Разрешение противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы (гипотеза корпускулярно-волнового дуализма). Концепция физического вакуума. | Многообразие элементарных частиц и их классификация. Кварковая модель вещества. Теория струн (суперструн). «Тёмная материя». |
Движение | Философская (неколичест-венная) динамика Аристотеля. | Кинетическая и потенциальная энергия – меры механического движения. Детерминистский подход к решению проблемы состояния. Новые формы движения материи – процессы нагревания и остывания тел, изменение агрегатного состояния вещества, химические реакции. Внутренняя энергия как параметр состояния любой сложной системы (феноменологический подход). | Энергия электромагнитной волны. Новые формы движения материи – процессы радиоактивного распада, ядерные реакции, жизнедеятельность живых организмов, эволюция биосферы. Спектр электромагнитного излучения. Микроскопический подход к решению проблемы состояния и его уточнение с позиций квантовой механики. | «Тёмная энергия» (отрицательная гравитация?). |
Взаимодействие | Насильственное и одностороннее воздействие движущего на движимое в земном (подлунном) мире (Аристотель). | Гравитационное взаимодействие, отвечающее за динамическую устойчивость систем космоса. | Электромагнитное взаимодействие, отвечающее за устойчивость атомов, молекул и вещественных тел. Сильное и слабое взаимодействия, отвечающие за стабильность ядер атомов и за их превращения друг в друга соответственно. | Электрослабое взаимодействие. Бозон Хиггса. Где гравитон? |
Вопросы для самоконтроля
К разделу 1.1
1. Цели духовной и материальной культур, их соотношение. Объекты изучения естест-веннонаучной и гуманитарной культур.
2. Различия естественнонаучной и гуманитарной культур по объекту и субъекту иссле-дования, их взаимоотношению, характеру объекта исследования и функции его иссле-дования.
3. Понятия и ценности как инструменты объяснения и толкования истины в естествен-нонаучной и гуманитарной культуре соответственно.
4. Сущность гипотетико-дедуктивного и ценностно-дедуктивного методов исследова-ния. Понятие методологии познания.
5. Сравнение естественнонаучной и гуманитарной культур по антропоцентричности, влиянию идеологии и областям использования своего продукта (знания).
6. Классификация наук по дисциплинарному признаку. Состав и назначение естествен-ных, общественных и технических наук.
7. Функции науки, их сущность и распределение между видами наук.
8. Функции естественных и общественных наук. Междисциплинарные науки.
9. Причины и сущность отчуждения (конфронтации) естественнонаучной и гуманитар-ной культур.
10. Следствия отчуждения двух культур. Последовательность гуманизации науки как пу-ти решения проблемы двух культур.
К разделу 1.2
1. Определение научного метода. Содержание и результаты его эмпирического этапа.
2. Содержание и результаты теоретического этапа научного метода. Понятие идеализи-рованного объекта.
3. Семь приемов (названия, разновидности и смысл каждого) исследования эмпиричес-кого этапа научного метода.
4. Последовательность реализации эмпирического этапа научного метода. Два ограни-чения, присущие индукционистскому знанию.
5. Семь приемов (названия, разновидности и смысл каждого) исследования теоретичес-кого этапа научного метода.
6. Последовательность реализации теоретического этапа научного метода. Определение теории и два её качества как наиболее совершенной формы научного знания.
7. Анализ, синтез и эксперимент как общенаучные способы исследования.
К разделу 1.3
1. Принцип периодизации истории естествознания. Временные рамки и содержание до-научного этапа его развития (неолита).
2. Этапы (только названия с синонимами) истории естествознания. Понятия естествен-нонаучной картины мира и её парадигмы.
3. Временные рамки и суть античного этапа истории естествознания. Принцип периоди-зации и наименования античных научных школ. Ионийская (милетская) школа. Кон-цепция атомизма.
4. Картина мира Аристотеля и её научная парадигма.
5. Александрийский и древнеримский этапы античного периода истории естествозна-ния, их общее отличие от предыдущих двух. Общественная значимость науки антич-ного этапа.
6. Временные рамки периода классического естествознания и положившие ему начало научные достижения.
7. Картина мира Ньютона и её научная парадигма.
8. Общественная значимость этапа классического естествознания и не решенные им научные проблемы.
9. Теоретические и практические научные достижения, положившие начало крушению метафизического естествознания. Временные рамки, тип мышления и научная пара-дигма этапа неклассического естествознания.
10. Квантово-полевая картина мира.
11. Общественная значимость этапа неклассического естествознания.
12. Формирование эволюционного естествознания в рамках неклассического этапа его развития.
13. Временные рамки, научная парадигма и картина мира периода постнеклассического естествознания. Сопоставление естественнонаучных картин мира и принцип этого со-поставления.
14. Тенденции развития естествознания – обусловленность практикой, преемственность в развитии идей и теорий, чередование периодов эволюционного и революционного развития.
15. Тенденции развития естествознания – противоречивость этого развития и повторяемость научных идей (концепций).
16. Тенденции развития естествознания – дифференциация и интеграция его отраслей и возрастание роли естествознания в жизни общества.
К разделу 1.4
1. Современное определение материи, её первая трактовка милетской школой и про-граммой Пифагора – Платона, их сопоставление.
2. Материализм Левкиппа – Демокрита и Аристотеля, различия между ними.
3. Становление корпускулярной концепции описания природы.
4. Становление континуальной концепции трактовки материи. Суть противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы.
5. Развитие представлений о строении атома (модели Томсона, Резерфорда – Бора, Иваненко).
6. Причина и суть «ультрафиолетовой катастрофы».
7. Причина появления и суть квантовой гипотезы. Её использование для объяснения явления фотоэффекта.
8. Последовательность разрешения противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы. Соотношение вещественных и полевых свойств для элементарных частиц и для земных тел.
9. Классификация элементарных частиц. Кварковая модель вещества.
10. Концепция физического вакуума.
11. Теория струн (суперструн) и «темная материя».
К разделам 1.5 – 1.6
1. Философский и естественнонаучный смысл понятия «движение». Представления о нем античного периода и этапа классического естествознания.
2. Суть проблемы состояния и её решение с позиций детерминизма.
3. Термодинамический метод решения проблемы состояния, его отличия и возможности по сравнению с детерминистским подходом.
4. Спектр электромагнитного излучения.
5. Статистический метод решения проблемы состояния и его уточнение с позиций квантовой механики.
6. Сущность понятий «взаимодействие» и «связь». Роль фундаментальных взаимодействий в природе. Гравитационное взаимодействие.
7. Электромагнитное, сильное и слабое взаимодействия.
8. Соотношение фундаментальных взаимодействий в разных областях существования материальных систем. Глюон – переносчик сильного взаимодействия.
9. Становление теории электрослабого взаимодействия и суть её противоречия Стандартной модели физики частиц.
10. Необходимость обоснования существования бозона Хиггса и экспериментальное подтверждение данной гипотезы.
11. Проблемы обнаружения гравитона.
Тесты
По разделу 1.1
1. Культура – это … | |
o составляющая природы o объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания | o результат человеческой деятельности o абсолютная истина, неподвластная чело-веку |
2. Выберите неверное утверждение: | |
o естествознание исследует стабильные во времени природные процессы матери-ального характера o в естественных науках интерпретация природного явления сугубо индивидуальна, поскольку зависит от личности ученого | o в гуманитарных исследованиях большое значение имеет личная позиция ученого, что часто приводит к многозначности их выводов o гуманитарные науки изучают изменяющиеся во времени социальные явления, преимущественно, идеального характера |
3. Для гуманитарного знания характерна (характерно) … | |
o индивидуальная оценка явлений o выражение знания математическими формулами | o изучение исключительно типичных, уни-версальных процессов o строгая объективность |
4. Научное знание достоверно в том смысле, что … | |
o оно прошло многократную проверку и уже не подлежит пересмотру o оно пригодно для всех людей, живущих в разных уголках планеты | o оно всегда положительно в чувственно-эмоциональном восприятии o его результаты проходят постоянную проверку практикой |
5. Для гуманитарных наук характерен ____________________ метод исследования. | |
□ гипотетико-дедуктивный □ обобщающий | □ ценностно-дедуктивный □ индивидуализирующий |
6. Среди приведенных ниже действий укажите то, которое относится к области гуманитар-ного знания: | |
o открытие закономерностей социальной жизни o познание фундаментальных законов при-роды | o описание природных явлений и процессов o раскрытие смысла текста |
7. Естествознание изучает … | |
o физические, химические и тому подобные явления o Вселенную | o мир за исключением человека o все сущее |
8. На современном этапе развития научного знания естествознание понимается, как … | |
□ сумма частных наук о природе □ целостная наука о природе, которая не сводится к сумме самостоятельных частных наук | □ совокупность наук о живой природе □ система наук о природе, взятых в единстве и взаимодействии |
9. Основой всех естественных наук является … | |
o биология o химия | o математика o физика |
10. Укажите верные утверждения: | |
□в естественнонаучной культуре поступки интерпретируются □ в гуманитарной культуре поступки интерпретируются | □ в гуманитарной культуре факты выводятся (дедуцируются) □ в естественнонаучной культуре факты выводятся (дедуцируются) |
11. К функциям фундаментальных наук не относится _________________ функция. | |
o мировоззренческая o управленческая | o описательная o систематизирующая |
12. К наукам, выполняющим интегрирующие функции по отношению к отраслям естест-вознания, не относится … | |
o кибернетика o синергетика | o физика o математика |
13. Укажите верные утверждения: | |
□ естественнонаучная культура предпола-гает пассивное отношение к природе □ естественнонаучная культура предпола-гает активное отношение к природе | □ гуманитарная культура предполагает ак-тивное отношение к природе □ гуманитарная культура предполагает пас-сивное отношение к природе |
14. Гуманизация науки предполагает _____ этапа (этапов) своего осуществления. | |
o два o три | o четыре o пять |
по разделу 1.2 | |
1. В структуре научного знания выделяют уровни … | |
o опытный и динамический o эвристический и статистический | o символический и рационалистический o эмпирический и теоретический |
2. Установите связь между приёмом научного исследования и соответствующим ему уров-нем научного знания: | |
1) систематизация 2) гипотетико-дедуктивный метод | |
) эмпирический | ) теоретический |
3. Идеализированный объект – это _________ исследования теоретического этапа. | |
o цель o приём | o предмет o составляющая |
4. Способами исследования эмпирического этапа научного метода являются … | |
□ аналогия □ эксперимент | □ описание □ верификация |
5. Установите соответствие между сущностью приёма эмпирического этапа научного ме-тода и его названием: | |
1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств 2) изучение искусственно созданной системы, находящейся с реальным объектом исследования в отношениях сходства (подобия) 3) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект 4) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира | |
) наблюдение ) эксперимент | ) моделирование ) измерение |
6. Систематизация (классификация) эмпирических фактов ________________ их первона-чальный объем. | |
o увеличивает o уменьшает | o как увеличивает, так и уменьшает o не изменяет |
7. Укажите верные утверждения: | |
□ эмпирический закон выражен в вербаль-ной форме □ эмпирический закон выражен в матема-тической форме | □ эмпирическая зависимость выражена в математической форме □ эмпирическая зависимость выражена в словесной форме |
8. Сворачивание информации – результат … | |
□ систематизации □ абстрагирования | □ верификации □ классификации |
9. Результатом индукции являются эмпирические … | |
o факты и объекты o объекты и зависимости | o зависимости и законы o законы и факты |
10. Какие результаты научного метода обладают свойством объяснять изучаемые процес-сы и явления? | |
□ законы □ данные эксперимента | □ гипотезы □ эмпирические зависимости |
11. Идеализированным называется объект, который, … | |
□ изучается только теоретически, а не экс-периментально □ наделяется всеми признаками, имеющи-мися у объект реального | □ является наилучшим для научного иссле-дования □ представляет собой результат абстрагирования или аналогии |
12. Гипотетико-дедуктивный метод – приём получения ____________________ знания. | |
□ эмпирического □ дедукционистского | □ индукционистского □ теоретического |
13. Способами создания идеализированного объекта являются … | |
□ абстрагирование □ аналогия | □ гипотетико-дедуктивный метод □ формализация |
14. Процедура верификации предполагает, что какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно … | |
o логически непротиворечиво o эмпирически проверяемо | o математически доказуемо o теоретически неопровержимо |
15. Исходной информацией для получения законов природы являются … | |
o фальсифицированные гипотезы o эмпирические зависимости | o эмпирические факты o верифицированные гипотезы |
16. Формулировка гипотезы – это начало … | |
o мысленного эксперимента o теоретического этапа научного метода | o доказательства закона o эмпирического обобщения данных наб-людения |
17. Расположите формы научного знания в том порядке, в каком они возникают при реа-лизации научного метода: | |
) фальсифицированная гипотеза ) данные измерения ) принцип ) результаты мысленного эксперимента | |
18. Укажите верные утверждения: | |
□ любая теория является верной навсегда □ теория обладает только определенной за-вершенностью | □ теория обладает лишь относительно без-условной истинностью □ любая теория является полностью завер-шенной |
19. К общенаучным приёмам (способам) исследования относятся … | |
□ синтез □ дедукция | □ индукция □ анализ |
по разделу 1.3 | |
1. Суть неолитической революции заключается в … | |
o возникновении письменности o создании государства, как социального института | o переходе от присваивающей экономики к производящей o переходе от мифологического сознания к научному |
2. Укажите верные утверждения: | |
□ естественнонаучная картина мира – составляющая научной парадигмы □ научная парадигма определяет тип мыш-ления соответствующего периода | □ научная парадигма – структура естестве-ннонаучной картины мира □ естественнонаучная картина мира опре-деляет содержание научной парадигмы |
3. Представление об апейроне, как первоэлементе бытия, было высказано … | |
o Анаксименом o Анаксимандром | o Анаксагором o Архимедом |
4. В какой античной научной школе были впервые высказаны идеи о первоэлементах (стихиях)? | |
o афинской o древнеримской | o милетской (ионийской) o александрийской |
5. Демокрит и Левкипп утверждали, что атомы различаются между собой … | |
□ весом и формой □ формой и размером | □ размером и положением □ положением и весом |
6. Картина мира Аристотеля была создана в ________________ период античного этапа. | |
o милетский o афинский | o александрийский o древнеримский |
7. Согласно представлениям Аристотеля о Вселенной, … | |
o планеты равномерно обращаются вокруг Солнца по круговым орбитам o Вселенная шарообразна, конечна, неод-нородна и неизменна | o Вселенная бесконечна, однородна и изот-ропна o планеты неравномерно движутся по кру-говым орбитам, центры которых обра-щаются вокруг неподвижной Земли |
8. Первую в истории науки классификацию живых организмов составил … | |
o Дарвин o Ламарк | o Аристотель o Линней |
9. Закончите утверждение: «В период античности наука – это … | |
□ вид профессиональной деятельности □ составляющая духовной культуры | □ источник фундаментальных знаний □ сумма знаний прикладного характера |
10. Эксперимент, как средство проверки практикой достоверности теоретического знания, в науку ввёл … | |
o Кеплер o Бруно | o Галилей o Коперник |
11. Укажите верные утверждения механики Ньютона: | |
□ движение земных и небесных тел подчи-няется разным законам □ время и пространство независимы друг от друга | □ движение земных и небесных тел подчи-няется одним и тем же законам □ время и пространство связаны друг с другом |
12. Научными достижениями, которые легли в основу картины мира Ньютона, были … | |
□ создание классической механики □ разработка теории электромагнитного поля | □ формулировка гипотезы квантов □ возникновение экспериментального есте-ствознания |
13. Первой, в математическом смысле этого слова, «научной» картиной мира была его __________________ картина. | |
o электромагнитная o механистическая | o натурфилософская o квантово-полевая |
14. Дифференциальное и интегральное счисление Ньютона – Лейбница – инструмент ________________ описания поведения материальных систем. | |
□ словесного □ формализованного | □ математического □ вербального |
15. Прикладные науки возникли на _______________ этапе развития естествознания. | |
o первом o втором | o третьем o четвертом |
16. Противоположными по смыслу по отношению к метафизике понятиями являются … | |
□ эволюция □ детерминизм | □ диалектика □ однозначность |
17. В электромагнитной картине мира материя присутствовала в форме … | |
o физического вакуума o вещества | o элементарных частиц o физического поля |
18. Кризис физики и всего метафизического естествознания на рубеже 19 – 20 веков был связан с … | |
□ формулировкой принципа относительно-сти □ открытием естественной радиоактивнос-ти | □ открытием рентгеновского излучения □ формулировкой квантовой гипотезы |
19. Укажите положения, относящиеся к квантово-полевой картине мира: | |
□ континуальность материи □ атомизм энергии (взаимодействия) | □ однозначность причинно-следственных связей □ идея всеобщей связи |
20. Кризис физики рубежа 19 – 20 веков разрешило … | |
o открытие электрона o создание квантово-релятивистской кон-цепции | o введение принципа антропоцентризма o превращение науки в непосредственную производительную силу |
21. Единство всех видов материи – идея … | |
o квантовой гипотезы М. Планка o общей теории относительности А. Эйнш-тейна | o гипотезы корпускулярно-волнового дуа-лизма Л. де Бройля o периодической системы элементов Д.И. Менделеева |
22. Связь материи с формами её существования – пространством и временем – была доказана на ___________________ этапе истории естествознания. | |
o античном o механистическом | o неклассическом o современном |
23. Эпоха «экономики знаний» соответствует _______________ периоду истории естество-знания. | |
o натурфилософскому o механистическому | o диалектическому o эволюционному |
24. Согласно принципу соответствия, с появлением релятивистской физики физика клас-сическая не утратила своего значения и достаточно точно описывает движение … | |
o тел с любыми скоростями v o тел со скоростями v, соизмеримыми со скоростью света c (v ≈ c) | o элементарных частиц o тел со скоростями v, пренебрежимо малыми по отношению к скорости света c (v <<< c) |
25. Обнаружение и раскрытие противоречий объектов природы ________________ качество наших знаний о ней. | |
o снижает o не изменяет | o непредсказуемо изменяет o повышает |
26. Противоречие одних естественнонаучных концепций другим … | |
o препятствует развитию естествознания o не влияет на развитие естествознания | o способствует развитию естествознания o в естествознании в принципе невозможно |
27. Идея интеграции отраслей естественнонаучного знания начала утверждаться с (со) ___________ этапа его развития. | |
o первого o второго | o третьего o четвертого |
28. Дифференциация отраслей естествознания вызвана … | |
□ появлением научных проблем междисци-плинарного характера □ выделением все более локальных облас-тей исследования объективной реально-сти | □ ставкой на науку, как на источник эконо-мического развития □ раздвижением границ познаваемого мира |
По разделу 1.4
1. Первые представления о материи относятся к _______________________ этапу истории естествознания. | |
o натурфилософскому o механистическому | o диалектическому o эволюционному |
2. Чисто философские (гуманитарные) представления о материи были свойственны научной программе … | |
o Левкиппа – Демокрита o Аристотеля | o милетской школы o Пифагора – Платона |
3. В античный период материя представлялась в виде … | |
□ всего того, что ощущается органами чувств человека □ комбинации первоэлементов («стихий») | □ «вихрей человеческих эмоций» □ мира идей, первичного по отношению к миру вещей |
4. Атомистическая гипотеза Левкиппа – Демокрита получила развитие во взглядах … | |
□ Аристотеля □ Эпикура | □ Птолемея □ Лукреция |
5. Волновая гипотеза впервые была сформулирована по отношению к _________________ природным явлениям. | |
o магнитным o тепловым | o оптическим o электрическим |
6. Волновая концепция природы света была предложена … | |
o Ньютоном o Герцем | o Гюйгенсом o Галилеем |
7. Сущность корпускулярной концепции трактовки материи заключается в (во) … | |
o динамичности её свойств, приводящей к скачкообразным их изменениям o несводимости закономерностей поведения сложных материальных систем к закономерностям поведения простых | o существовании отграниченных друг от друга материальных систем o включении менее сложных материальных систем в более высокоорганизованные |
8. Теоретической основой континуальной концепции описания природы была … | |
o квантовая механика o классическая механика | o динамика Аристотеля o электродинамика Максвелла |
9. В чем состояла суть противоречия между корпускулярной и континуальной концепция-ми описания природы? | |
o в отрицании возможности одновременного существования двух форм материи – вещества и поля o в том, что одна из этих концепций подтверждалась эмпирическими фактами, а другая – нет | o в существовании двух форм одной и той же субстанции – материи – с диаметрально противоположными свойствами o в отсутствии теоретической основы у одной из этих концепций |
10. Электродинамика Максвелла доказала единую природу ________________ явлений. | |
o электрических и магнитных o магнитных, тепловых и электрических | o электрических, оптических и тепловых o тепловых, магнитных, электрических и оптических |
11. Масса атома … | |
□ равномерно распределена по его объему □ сосредоточена, в основном, вокруг его яд-ра | □ сосредоточена, в основном, в его ядре □ неравномерно распределена по его объему |
12. Какое утверждение является верным? | |
o число электронов в атоме = числу протонов в нём ≠ числу его нейтронов o число электронов в атоме ≠ числу протонов в нём = числу его нейтронов | o число электронов в атоме = числу протонов в нём = числу его нейтронов o число электронов в атоме ≠ числу протонов в нём ≠ числу его нейтронов |
13. Для объяснения каких природных явлений была выдвинута квантовая гипотеза? | |
o нагревания тел o остывания тел | o нагревания и остывания тел o изменения агрегатного состояния тел |
14. «Ультрафиолетовая катастрофа» – проблема ____________________ характера. | |
o фундаментального научного o прикладного научного | o коммерческого (экономического) o междисциплинарного научного |
15. Опыт Дэвиссона – Джермера доказал наличие … | |
o вещественных свойств у излучения o волновых свойств у вещества | o электронов в атоме o протонов в ядре атома |
16. Какие утверждения являются верными? | |
□ вокруг фотона имеет место конструктивная интерференция волн □ вокруг фотона имеет место деструктивная интерференция волн | □ внутри фотона имеет место деструктивная интерференция волн □ внутри фотона имеет место конструктив-ная интерференция волн |
17. Согласно современным представлениям, свет … | |
o имеет двойственную природу o представляет собой поток частиц – фотонов – и обладает только корпускулярными свойствами | o является потоком частиц – электронов, фотонов, протонов – и обладает только корпускулярными свойствами o является электромагнитной волной и проявляет только континуальные свойства |
18. Из кварков состоят … | |
o лептоны o фотоны | o адроны o бозоны |
19. Наименьшей частицей вещества является … | |
o электрон o квант | o кварк o атом |
20. Виртуальные элементарные частицы образуют … | |
o ядра атомов o рентгеновское излучение | o молекулы вещества o физический вакуум |
21. Экспериментально не обнаружены … | |
o протоны o кварки | o электроны o нейтроны |
22. Последний по времени результат развития представлений о материи – это … | |
o кварковая модель вещества o гипотеза корпускулярно-волнового дуализма | o предположение о существовании «темной материи» o классификация элементарных частиц |
23. Экспериментальное подтверждение существования «темной материи» – это … | |
o образование «черных дыр» o ускорение процесса расширения Вселенной | o обнаружение «реликтового излучения» o замедление процесса сжатия Вселенной |
по разделам 1.5 – 1.6 | |
1. Главным и неотъемлемым свойством материи движение считается с (со) _____________ этапа истории естествознания. | |
o первого o второго | o третьего o четвертого |
2. В механистической картине мира движение рассматривалось, как … | |
o распространение волн и перемещение тел o перемещение тел | o распространение волн o любое изменение состояния материальных объектов |
3. Расположите представления о движении в порядке их возникновения: | |
) движение любых материальных тел описывается законами механики ) источник насильственного движения земных тел – внешняя причина, некая сторонняя сила ) кроме механической существуют и другие, более сложные формы движения | |
4. Какой формой движения материи является процесс излучения энергии Солнцем? | |
o физической o механической | o биологической o химической |
5. Проблему состояния с позиций детерминизма решают … | |
□ динамика Аристотеля □ классическая механика | □ классическая термодинамика □ электродинамика Максвелла |
6. Укажите верные суждения о сути внутренней энергии системы: | |
□ внутренняя энергия системы – это сумма кинетической и потенциальной энергии её элементов □ внутренняя энергия системы – это сумма энергий всех видов, которыми она обла-дает | □ внутреннюю энергию системы количест-венно определить нельзя □ внутренняя энергия системы может быть количественно определена эксперимен-тальным путем |
7. Феноменологический подход позволяет определить … | |
o механическую энергию движущегося тела o энергию электромагнитной волны | o внутреннюю энергию материальной сис-темы o изменение внутренней энергии материа-льной системы |
8. Основой статистического метода (микроскопического подхода) к решению проблемы состояния являлась … | |
o классическая термодинамика o квантовая механика | o статистическая физика o теория относительности |
9. Сколько существует подходов к решению проблемы состояния сложной системы? | |
o два o три | o четыре o пять |
10. Укажите верные утверждения: | |
□ взаимодействие – результат связи □ связь – необходимый атрибут взаимодей-ствия | □ взаимодействие – необходимый атрибут связи □ связь – результат взаимодействия |
11. Первое лабораторное наблюдение гравитационного притяжения между двумя телами осуществил … | |
o И. Ньютон o М. Фарадей | o Г. Кавендиш o Н. Коперник |
12. Между космическими объектами преобладает _________________ взаимодействие. | |
o электромагнитное o слабое | o сильное o гравитационное |
13. Дальнодействие – это передача энергии от объекта к объекту … | |
o со скоростью, равной скорости света o мгновенно | o с произвольной конечной скоростью o со скоростью, бóльшей скорости света |
14. Концепция дальнодействия предполагает, что … | |
□ взаимодействие материальных тел не требует материального посредника □ взаимодействие между материальными телами может осуществляться мгновенно | □ скорость передачи взаимодействия огра-ничена □ взаимодействие на расстоянии должно происходить через материальных посре-дников |
15. В земной реальности доминируют ______________ и ______________ взаимодействия. | |
o сильное и электромагнитное o электромагнитное и гравитационное | o гравитационное и слабое o слабое и сильное |
16. Установите соответствие между материальной системой и доминирующим в ней типом взаимодействия: | |
1) Вселенная 2) ядро атома 3) атом | ) электромагнитное ) сильное гравитационное |
17. Установите соответствие между типом взаимодействия и радиусом его действия: | |
1) сильное 2) гравитационное 3) слабое | ) радиус действия во много раз меньше размера ядра атома ) радиус действия равен бесконечности ) радиус действия соизмерим с размером ядра атома |
18. Взаимодействие, которое имеет универсальный характер, выступает всегда в виде сил притяжения и является самым слабым на ядерных расстояниях, называется … | |
o сильным o электромагнитным | o гравитационным o слабым |
19. Какие кванты – переносчики фундаментального взаимодействия – еще не обнаружены, а только предсказаны? | |
o глюоны o фотоны | o гравитоны o бозоны |
20. Установите соответствие между принципом передачи взаимодействия и его сущностью: | |
1) дальнодействие 2) квантово-полевой механизм 3) близкодействие 4) принцип динамики Аристотеля | |
) одностороннее воздействие движущего на движимое. Воздействие передается только при непосредственном контакте ) мгновенная передача взаимодействия через пустоту на любые расстояния ) тело испускает виртуальные частицы – переносчики соответствующего взаимодейст-вия, поглощаемые другим телом, с которым осуществляется взаимодействие ) взаимодействие передается только через материального посредника – физическое поле – с конечной скоростью | |
21. Установите соответствие между взаимодействием и его частицей-переносчиком: | |
1) сильное 2) электромагнитное 3) слабое | ) фотон ) бозон ) глюон |
22. Бозон Хиггса – это … | |
o квант электрослабого взаимодествия o элементарная частица, участвующая в превращениях фотонов и бозонов | o переносчик слабого взаимодействия o элементарная частица, входящая в состав атомов |
Литература
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юра