История естествознания и тенденции его развития
Как явствует из названия раздела, он четко делится на две взаимосвя-занные части – историю развития естествознания, процесса, который шел параллельно с процессом становления нашей цивилизации, и характерные особенности (тенденции)данного развития, присущие ему на всем много-вековом и даже тысячелетнем пути перехода от первобытного (мифологичес-кого) познания к научному.
История естествознания разбивается на периоды, различающиеся под-ходом к пониманию природы (типом мышления, соответствующим данному периоду, или господствующей в этот период научной парадигмой, см ниже), причем, в сторону усложнения этого понимания. Такая логика развития полностью соответствует научному методу (см. предыдущий раздел), поскольку, как также будет показано ниже, от этапа к этапу росло количество и качество эмпирического знания, что неизбежно влекло за собой повышение достоверности знания теоретического за счет усложнения гипотез, законов и теорий (там же), объяснявших реальный мир на том или ином этапе развития естествознания.
Предварительным или донаучным этапом развития естествознания принято считать эпоху неолита – нового каменного века, длившегося, тем не менее, около двух тысячелетий (10–8 тыс. до н.э.).В это период произошла неолитическая революция, смысл которой заключался в переходе от присва-ивающей экономики к производящей, а конкретно, от охоты и собиратель-ства к земледелию и скотоводству. Присваивающее хозяйство задавало такой тип отношения человека к природе, при котором он был всего лишь пассив-ным потребителем её даров, и, по сути, выступал лишь одним из звеньев су-ществовавших в ту эпоху биоценозов. Однако рост численности людей и, как следствие, интенсификация процессов охоты и собирательства (в частности, за счет изобретения лука и стрел) привели в начале периода неолита к зна-чительному повышению антропогенного давления на природу. Так, загонно-облавная охота на крупных животных привела к истреблению многих их ви-дов (мамонта, пещерного медведя, шерстистого носорога и других), а рост потребности в плодах и кореньях съедобных растений – к истощению флоры даже субтропического пояса. Итогом стал первый в истории человечества экологический и экономический кризис, который был преодолен переходом к активному, преобразовательному отношению к природе, давшему простор для развития производительных сил, общественных отношений и новых форм сознания. Созданное в результате неолитической революции произво-дящее хозяйство базировалось на первом (отделение земледелия от ското-водства) и втором (отделение ремесла от земледелия) разделении труда. При этом скотоводство стало продуктивнее охоты в 20 раз, а земледелие произво-дительнее собирательства в 400–600 раз!
Столь значимые экономические успехи, к которым можно добавить во-зникновение товарного обмена и, как следствие, торговли, совершенствова-ние технологии обработки материалов (камня, меди, железа) и т.д. не дают, тем не менее, основания, считать, как говорилось выше, эпоху неолита эта-пом в развитии естествознания по следующей причине. Все достижения ве-ликих цивилизаций Древнего Востока данного периода – Вавилона, Египта, Индии и других – базировались на разнообразном и, без сомнения, ценном в практическом плане знании об анатомии и физиологии растений и животных, а также на сведениях из области медицины, астрономии, химии и т.д., но только эмпирического характера. Наука в этот период отождествляется с познавательной деятельностью вообще, когда человек в процессе непос-редственной жизнедеятельности начал накапливать и передавать другим знания о мире, причем, как уже говорилось, сугубо с хозяйственными, праг-матическими целями. Проблема же объясненияэтого мира в эпоху неоли-та не ставилась. Такое обстоятельство и не позволяет считать науку созна-тельно и целенаправленно организуемой деятельностью, как частью духов-ной культуры общества данного периода.
История естествознания, как именно науки, разбивается на четыре пе-риода (этапа):
– античный (натурфилософский);
– период классического естествознания, он же аналитический, механисти-ческий и метафизический этап;
– этап неклассического естествознания, он же синтетический и диалекти-ческий период;
– период постнеклассического естествознания, он же эволюционный и сов-ременный этап.
Каждому из этих этапов соответствует своя естественнонаучная кар-тина мира – целостная система представлений об общих свойствах и зако-номерностях мироздания, возникающая в результате обобщения эмпиричес-кого знания (см. раздел 1.2) и теоретических представлений (гипотез, зако-нов и теорий, там же) различных естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии и др.) того или иного периода (этапа) их развития на базе соответствующей (соответствующих) данному периоду научной парадиг-мы (научных парадигм). Парадигма – это структура знания, сведенного в соответствующую естественнонаучную картину мира, определяющая спосо-бность исследователей (ученых) работать в течение того или иного периода в неких рамках, задаваемых господствующим на протяжении данного периода типом научного мышления. Буквальный смысл этого слова – образец. В нем фиксируется существование особого способа организации научного знания, который подразумевает определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений его исследования. Парадигма содержит также и общепринятые образцы решения конкретных проблем.
Парадигмальное знание не является чисто теоретическим (хотя его яд-ром служит, как правило, та или иная конкретная, существующая научная теория), поскольку не выполняет непосредственно объяснительной функции, а дает некую систему отсчета, т.е. является предварительным условием и предпосылкой построения и обоснования будущих таких теорий. Парадигма определяет тип мышления (см. выше), дух и стиль научных исследований, её составляют признанные всеми научные достижения, которые в течение опре-деленного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Содержание научной парадигмы отражено в учебниках и фунда-ментальных трудах крупнейших ученых, а её основные идеи проникают и в массовое сознание. Для научного сообщества она на долгие годы определяет круг проблем, привлекающих внимание ученых, является своеобразным офи-циальным подтверждением подлинной «научности» их занятий. Как видно из сказанного выше и как будет показано ниже, в рамках одной естественно-научной картины мира может быть более одной научной парадигмы. Смена же парадигм есть не что иное, как научная революция, заключающаяся, как опять же будет показано далее, в переходе от одного периода развития есте-ствознания к другому его этапу.