Глава XV» Основные сведения по лоции внутренних водных путей 228
§ 101. Понятие о природе рек. Речная терминология .... 228
§ 102. Навигационные опасности на реках...................................................... 230
§ 103. Ведущие и предостерегательные знаки судоходной обстановки 231
§ 104. Путевые знаки судоходной обстановки............................................................ 233
§ 105. Карты и пособия для плавания.............................................................. 234
Глава XVI. Проработка перехода. Обеспечение безопасности перехода 236
§ 106. Проработка перехода............................................................................ 236
§ 107. Запись обстоятельств судовождения. Судовой журнал . 238
§ 108. Обеспечение безопасности перехода.................................................... 240
Список рекомендуемой литературы............................................................................ 243
Приложения ....... 244
ЗАМЕЧЕННЫЕ ОПЕЧАТКИ В РИСУНКАХ
|
Прилож. 6. Дужку, изображающую ИК в правой части рисунка, считать про- веденной от радиального меридиана (как в левой части рисунка).
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ АЛЕКСЕЕВ НАВИГАЦИЯ И ЛОЦИЯ
Редактор Д. Г. Шапошников Художественный редактор Е. К. Селикова Технический редактор Т. С. Пронченкова Корректор 3. В. Коршунова
ИБ № 273
Сдано в набор 21.11.78. Подписано в печать 5.07.79. Т—10684. Формат 60x90'/i6- Бумага типографская 2. Литературная гарнитура. Высокая печать. Объем 18 п. л. (в т. ч. вклейка 2,0). Усл. п. л. 18 (в т. ч. вклейка 2,0). Уч.-изд. л. 17,88 (в т. ч. вклейка 1,57). Тираж 9800 экз. Заказ 869. Цена 80 к.
Издательство «Пищевая промышленность», 113035, Москва, М-35, 1-й Кадашевский пер., д. 12.
Ярославский полиграфкомбннат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфин и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97.
Высота
О-*-0 Дальности видимости
Приложение 2, лист'I Условные обозначения при прокладке
Линии путей и курсов:
без учета дрейфа и течения
с учетом дрейфа
С учетом течения с учетом дрейфа и течения
счислимое место
Примечания: 1. Длина пути наносится более жирной чертой по сравнению с линией курса.
2. Надписи компасного курса, угол дрейфа и сноса течением, а также величины суммарного сноса угла производятся вдоль линии пути.
3. При убранном лаге записывается момент времени без дробной черты.
4. Отметка счислимого места всегда делается на линии пути.
дрейф без хода
KKZ59'0(*iD) 10.00 |
------ f |
невязка между счислимым и обсервованным местами
Приложение 2, ласт 2
. V tj
23.26 |
А2Ш9ГШ |
Поворот ш новый курс
с учетам циркуляции
без учета циркуляции
(на мелкомасштабной карте)
переход с карты на карту
Ф |
Примечание. В точке начала счисления на новой карте ставится знак « + », возле которого пишется время, ол и номер предыдущей карты.
Места якорных стоянок
счислимое
Ои 05 |
обсервованное
путь судна при съемк с пор*
Определение места судна
Основными условными изображениями, используемыми в судовождении при нанесении обсервованно1 о места на навигационную карту, являются два обозначения:
® — обозначение обсервованного места; д — обозначение счислимо-обсервованного места.
Карта изо шний секторных радиомаяке i
Участок рнс «д<*ка>> Использование квазигеографической сетки Приложениеб |
Дабпен. е гетра на ^ т. кГ
-рт |,ш|,|,|1|Г»
s й ёоё
Коле uecmSu сетей I -iopi%e N £
И
Р I 11111111111 к е: - s «^ ~ "опротиЬлРние однСи сети Кс.кГ R
Хс ц
Н 2 Коэффициент уменьшения высоты сеги Формула К— -== — .
Пример
Hpmoi рамма Кадильникова Н-1 Давление ветра ..а судно |
Скорости набпяВаеноги Ветра w ы/с |
г f I I 11 И I 11111 Г|111|»11 - g S & L i й У I5SS&, |
Дано Rc= 10 кГ, = 5 кГ Ответ к = 0,71
Сопротивление одной сети Rc, кГ 2 3 4 5 10 15 20 2530354045
1 1 ' 1 1 1 1 1 ui ' I I I I I I I Mil 1 I I I I I I .iji..iliii.llli.ln.il....)
/ / |
Дли посети i,u |llll|llliyi|lllllllll|lll| to I5 2DJ304050 |
a fff x ,
$ *
" /?,/ (7,-? $ 0,5 '1,0 1,5 20 Скорость бетробого дрейфа судна с сетями
% , узлы
Сопротибление сети Кс, кГ ЬЗ Na W О О К, О Q ч, -1 eSSS Р « -sys s Коэффициент уменьшения бы соты сет и, К |
V \ V | |||||
И 1 II 1 1 |П Кэ ho о | II III 1 п j 1 | IT с | j® а ч » <л | OI | 1 1 1 м |
Масса эбена божака к г |
Международный свод сигналов Сигналы о режиме плавания 1. Флаги международного свода сигналов Буквенные
к а
ГШ 2. Мне нужен лоцман |
LE |
В_ Bravt И Враво |
Г* |
пш |
J Jutiett Г Дц|«%ит О Р Papa л л ара |
е
Я |
gig 3. Ваш курс ведет к опасности
4. О подводных лодках
Ответный вымпел |
Сигналы о режиме плавания
Брандвахтенные
чЬ
5. Аварийно-сигнальный буй Пограничные
Я -W
«».<» со
Ночью |
Днем |
Днем |
Ночью |
Ночью
Приложение 9 СИГНАЛЫ О ДВИЖЕНИИ В ГАВАНЯХ И НА РЕЙДАХ
Вид сигнала
Значение сигналПриложение 10 ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ 1. СИГНАЛЫ О ШТОРМАХ И СИЛЬНЫХ ВЕТРАХ
Вид сигнала | |||
№ сигнала | Значение сигнала | ||
днем | ночью |
Ожидается шторм от NW (северо-запада)
Ожидается шторм от SW (юго-запада)
Ожидается шторм от NO (северо-востока)
Ожидается шторм от SO (юго-востока)
Ожидается ветер силой 6—7 баллов
Ожидается сильный шквал |
+ I I + |
Ожидается ураган |
Ожидается ветер от SW (юго-запада) |
Ожидается ветер силой 5 баллов на морях или 4—5 баллов на озерах и водохранилищах
Ожидается ветер от NW (северо-запада)
п 12 ft |
Ожидается ветер от NO (северо-востока)
Ожидается ветер от SO (юго-востока)
Ожидается поворот ветра вправо (по часовой стрелке)
Ожидается поворот ветра влево (против часовой стрелки)
I
Примечания: 1. Сигнал № 8 поднимается только в районах интенсивного плавания малотоннажных судов, для которых такой ветер опасен.
2. В случае если ожидается дальнейшее усиление ветра до 8 баллов и более, сигналы № 5 и 8 с сигналами № 9—12 заменяются сигналами № 1—4 или 6 и 7 с сигналами № $—12.
3. Сигналы № 13 и 14 поднимаются при поднятых сигналах № 1—4 и в случае необходимости с одним из сигналов № 9—12.
2. СИГНАЛЫ О ВРЕМЕНИ НАП УII. II ПИН ОЖИДАЕМОЙ ПОГОДЫ
|
Ожидаемая погода наступит завтра
Ожидаемая погода наступит сегодня
Примечания: 1. Сигналы № 15 и 16 поднимаются только днем одновременно с оиним из сигналов № 1—12 приложения 7.
2. Отсутствие сигналов времени при одном из поднятых сигналов № 1—12 указывает, что ожидаемая погода наступит в течение ближайших 12 ч.
3. СИГНАЛЫ В ПОРТАХ О ПРИЛИВЕ И ОТЛИВЕ
|
Прилив |
Отлив |
Примечание. Конусы, применяемые для производства сигналов № 17 и 18, должны иметь диаметр основания, равный 0,5 м, и высоту, равную 1,5 м.
4. СИГНАЛЫ О ВЫСОТЕ ВОДЫ
|
t + |
Высота воды равна одной единице (20 см)
Высота воды равна пяти единицам (1 м)
Высота воды равна двадцати пяти единицам (5 м)
22 |
Высота воды равна половине единицы (10 см)
Примечание. Высота и диаметр конусов и цилиндров, а также диаметр шаров для производства сигналов № 19—22 должны быть не менее 1 м.
Вид сигнала |
Приложение 11 СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ)
Значение сигнала
или пушечные выстрелы или взрывы, производимые с промежутками около 1 мин |
Выпуск клубов дыма оранжевого цвета |
ТЕРПЛЮ БЕДСТВИЕ, НУЖНА НЕМЕДЛЕННАЯ ПОМОЩЬ |
или сигнал NC (НЦ) по Международному своду сигналов |
или сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним или под ним |
или медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в сторону |
или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов
или сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы
или слова «Мэйдэй», произносимые по радиотелефону
Зн&чеиве сигнала
или пушечные выстрелы или взрывы, производимые с промежутками около 1 мин
I
Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке, через короткие промежутки времени
г
или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов
или пламя на судне (например, от горящей смоляной бочки)
вид сигнала |
Терплю
щщШ. |
или сигнал бедствия бедствие, нужна SOS, передавае- немедленная мый по радиотеле- помощь графу или с помощью другой сигнальной системы
или красный свет ракеты с парашютом
или слова «Мэйдэй», произносимые по радиотелефону
или фальшфейер красного цвета
Примечание. Сигналы могут подаваться одновременно или порознь. Ночиые сиг налы могут подаваться и днем, а дневные — ночью.
Ввд сигнал* |
(А) ОТВЕТЫ СПАСАТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЙ ИЛИ МОРСКИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ, ПОДАВАЕМЫЕ СУДАМИ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЦАМИ
Эиачеияе си ниш
Оранжевый дымовой сигнал
Вас видно — помощь будет оказана так скоро, как это будет возможно
/ |
(повторение сигнала имеет то же значение)
или комбинированный звуко-световой сигнал («гром и молния»), состоящий из трех отдельных сигналов, подаваемых через интервалы приблизительно в 1 мин
\
#
Белая звездная ракета, состоящая из трех отдельных сигналов, следующих с интервалами приблизительно в 1 мин
Примечание- Если необходимо, дневные сигналы могут подаваться ночью, а ночные сигналы— днем
Продолжение приложения 12 (В) СИГНАЛЫ О ВЫСАДКЕ ДЛЯ РУКОВОДСТВА МАЛЫМ СУДАМ С ЭКИПАЖАМИ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЦАМИ, ПОТЕРПЕВШИМИ
Вид сигнала |
БЕДСТВИЕ
Значение сигнала
Горизонтальное движение белого флага с последующей установкой белого флага в землю и передвижение другого флага в указываемом направлении
или подача красного звездного сигнала вертикально и белого звездного сигнала по направлению лучшего места высадки
Высадка здесь чрезвычайно опасна. Более благоприятное место для высадки находится в указываемом направлении
Горизонтальное движение белого огня или факела с- последующей установкой этого белого огня или факела в землю и передвижение другого белого огня или факела в указываемом направлении или подача красного звездного сигнала вертикально и белого звездного сигнала по направлению лучшего места высадки
или передача буквы S (...), а затем буквы R (. — .), если лучшее место для высадки на берег с малого судна, находящегося в опасности, расположено правее направления его подхода, или передача буквы S (...), а затем буквы L (. — . .), если лучшее место для высадки с малого судна, находящегося в опасности, расположено левее направления его подхода
Вид сигнала |
Продолжение приложения 12 (С) СИГНАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЕРЕГОВЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
Значение сигнала
у* |
Вертикальное движение белого флага или рук |
или подача зеленого звездного сигнала |
В общем случае «УТВЕРЖДЕНИЕ» В специальном значении. «Спаса тель- чый линь ракеты удержан»; «Блок со свитнем закреплен»; «Буксирный канат закреплен»; «Человек в спасательном круге со штанами»; «Выбирай ходом»
Вертикальное движение белого огня или факела или подача зеленого звездного сигнала
В общем случае «ОТРИЦАНИЕ» В специальном значении: «Травить», «Стоп выбирать»
Горизонтальное движение белого флага или рук, вытянутых горизонтально
или подача красного звездного сигнала
Горизонтальное движение или подача красного белого флага или рук, вы- чвездногг сигнала тянутых горизонтально
Вид сигнала |
Значение сигнала
Горизонтальное движение или подача красного белого огня или факела звездного сигнала
Высадка здесь чрезвычайно опасна
* | * |
Горизонтальное движение или подача красного белого огня или факела звездного сигнала
или передача буквы S (...) посредством световой или звукосигнальной аппаратуры
белого флага или рук звездного сигнала
t |
_______________________________________________ Здесь лучшее место
для высадки
* | с | ||
■ |
Вертикальное движение или подача зеленого белого огня или факела звездного сигнала
или передача буквы К (—. —) посредством световой или звукосигнальной аппаратуры
Примечание. Сгвор (указывающий направление) может быть показан посредством установки постоянного белого огня или факела на уровне ниже наблюдателя и в створе с ним.
маяков и знаков |
Характер огней,
Постоянный |
Проблесковый |
Непрерывный ровный свет Постоянный с проблеском
Свет короче темноты Группо-проблесковый
Свет, усиливающийся проблесками Затмевающийся
Проблески следуют группами Группо-затмеваюшийся
Затмение короче света или равно ему Переменный
Свет и затмения следуют группами Переменный проблесковый
Непрерывный свет, изменяющийся по Проблески чередуются по цвету цвету
LT |
Ил) |
о«>) |
Я
Флаг плавучих маяков |
ПЛАВУЧИЕ ПРЕДОСТЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
ЗНАКИ ОГРАЖДЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ОПАСНОСТЕЙ ПО КОМПАСУ
ЮЖНЫЕ (ЗЮЙДОВЫЕ)
0,5 + 4,5 = 5,0 ЗНАКИ ОГРАЖДЕНИЯ РЫБОЛОВНЫХ СНАСТЕЙ ( ВЕХИ ) |
Продолжение приложения 14 Знаки ограждения каналов, фарватеров и рекомендованных курсов
Правой стороны каналов и фарватеров |
Левой стороны каналов и фарватеров
20 проблесков в мин # 0,5+2,5 = 3,0 0,5 + 1,0 + 0,5 + 4,0 = 6,0 20 проблесков в мин 0,5 + 2,5 = 3,0 |
0,5 + 1,0 + 0,5 + 4,0 = 6,0 |
Поворотные правой стороны каналов и фарватеров |
Поворотные левой стороны каналов и фарватеров |
40 проблесков в мин 0,5 +"1,0 = 1,5
0,3 + 0,6 + 0,3 + 1,8 = 3,0 40 проблесков в мин
0,5+ 1,0 = 1,5 0,3 + 0,6 + 0,3+1,8 = 3,0
Разделения и соединения каналов и фарватеров
Осевые фарватеров и рекомендованных курсов
Поворотные осевые фарватеров и рекомендованных курсов
10 проблесков в мин
12 проблесков в мин 0,5 + 4,5 = 5,0 |
30 проблесков в мин, |
2,о"+То = 6,0
0,5 + 4,5 = 5,0
Якорных стоянок 20 проблесков в мин 0,5 + 2,5 = 3,0 |
Затонувших судов |
12 проблесков в мин |
12 проблесков в мин 0,5 + 4,5 = 5,0 |
1,0 + 2,0+1.0 + 6,0 =7оО
0,5 + 0,5 + 0,5 + 2,5 = 4,0 Карантинных мест
а) Камни надводные с б) Камни надводные g на некоторых картах иностранных вод[2]
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ МОРСКИХ КАРТ 1. НАВИГАЦИОННЫЕ ОПАСНОСТИ |
Камни и скалы подводные и камни и скалы, находящиеся на одном уровне с малой водой (Зз м — глубина над камнем или скалой)"
(J ос». о il*" |
i+Л'э* |
\iS/ \1/ |
Камни осыхающие и камни, находящиеся на одном уровне с полной водой (18 м — высота осыхания)*
Буруны
Рифы осыхающие и рифы, находящиеся на одном уровне с полной водой:
а) на картах крупных масштабов;
б) на картах мелких масштабов
Осушки, состоящие из мягких пород и не выражающиеся в масштабе карты (14 м — высота осы- хания)
Места подводных вулканических извержений и выходы горячих газов (1951 — год, 21 — глубина)
Банки, не выражающиеся в масштабе карты (42 м —глубина над банкой) Отдельные острова и надводные скалы, не выражающиеся в масштабе карты (53 — высота острова или скалы) Рифы подводные и рифы, находящиеся на одном уровне с малой водой а) на картах крупных масштабов; б) на картах мелких масштабов |
Водоросли Подводные препятствия (54 м — глубина над препятствием; О 9 м — высота осы- хания) |
■О }(Я) |
Предметы (монолиты, корпуса ботов и т. п.), затопленные в целях рыболовства |
: рыб. |
Районы грунта |
нечистого |
■ ичГ |
!. ) ПЛК Г |
Плохой грунт (слабо держит якоря)
1атонувшие суда
а) с частями корпуса над водой;
б) с мачтами над боном,
в) с глубинами над ними 18 м и менее (12< м — глубина над зато 1увшим судном);
г) с 1 луб.шами над ними оолее 18 м (1941 — год гибели судна)
д* осыпающие
(12 м — высота осы
» г |
хания)
Подводные мишени звуковые (3 — количество мишеней; 10—20 м — мини- мал! ная и макси мальная глубина над мишенями)
Рыболовные сети и заколы
Скопления тотяков и карчей (на картах внутрен 1их водных путей)
Глубина траления н:.д навигационными опасностями а) без указания способа траления, б) протралено гибким тралом; в) протралено жестким тралом |
Скопления подводных камней (огрудки) |
ЧатопленныГ. ,iec
Навигационные опасности. положение (а) или существование О6) которых сомнительно |
а I (А) пс J№ сс |
ГЛь- |
Затогпенные вырубки |
Навигационные опасности. нанесенные по донесению (1931 — год донесения) |
iV:(*J# "А |
Зоны торфа |
всп швшего |
Торф |
Затопленные объекты 'вышки, церкви и т. п.) (52 м и 2б м — глубины над объе! тами) |
Подводные лици ни Я* пи (10 м - глубина над 2'м
мишенью)
Условное сокращение «ПД» на картах укатано у опасностей, нанесенных по донесению в том случае, если неи-шестен гол
2. СТАЦИОНАРНЫЕ СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
(И SO')
йзро |
* '.JpeM'-fK иг
Mf ★
Верг а
V
t |
* |
Н г приз 5
Маяки и светящие знаки с огнями кругового освещения
Маяки и светящиг знаки кругового осве щения с переменными Oi НЯМИ
Маяки и светящие знаки с секторными
ОГНЯМИ
Направленны) огни маяков и светящих знаков (Н 90° — направление, по которому свети, сильный свет;
С ОВНЫа знаь выводит нэ употребления. |
Аэромаяки с огнями кругового осьещения
AjpnMa*KH с переменными огнями кругового освещения
Азромаяки с секторными огнями
Портовые, рыбацкие и лоугие огни
а) Огни, расположенные по в< ртикали
б) Огни, распо южен- ные по горизонтали
""■А-
* Уг пр(ТЬгн
И 1рт Ьасн'ц
Кр.ог Ш or
L кр.ог £ or О кр.ог
А Ш ** 7
* I р
Зн
Т ПН
О тпе
Маяки, светящие знаки, огни и аэромаяки, положение которых на карте приближенно
Огни на сооружениях (нефтяных вышках, основания] буровых вышек и т. п.)
Предостерегательны!; огни (на нефтг ных вышках основ? ниях буровых ВЫШсК и т п.)
Заградительные авиационные огни
Несветящие навига- иионные знаки (20,3 — высота от г ринятого нуля вы сот до вершины зна ка, 7 — высота от основания до вершины знака)
Гурии
Знаки, ограждающие подводные кабели трубопровода' и т. п.
С ветовые отражатели
стационарные вехи (укрепленные в грунте j
llrvflot герегающие надписи
Теплопеленгаторные станции
Ведущие кабели
Акустические средстве
а, °вукосигна 1ьные установки;
6} гидроакустические установки,
в) гидролокационные маякл:
г) гидролокэчион- ные пассивна» отражатели
Створы маяков и светящих знаков (90° — направление створа с берега, 270° — направление створа с моря)
Огни створных маяков и светящих знаков, светящие в узком секторе
Щелевые створы (При плавании по створу средний огонь или знак должен быть виден между крайними огнями или знаками)
Створы огней
N • —4'.....
Зн > (
Створы иесветящих знаков
Зн | Зн Г |
Створы знаков, ограждающих подводные кабели, трубопроводы и т. д. |
Черное линия 270 -SO \
Ограничительные створы |
Мерные линии с ведущим створом
4с
1ииля мерная пинии Z70 ° - 90' |
Мерные линии с рекомендованным курсом |
Т
90'-170'
Прицельные створы
(При плавании по створу задний
огонь или знак должен быть виден
точно посредине между передними
огнями или знаками.
Створ обеспечивает плавание по
о'-гго' |
заданному направлению)
Условный знак выходит из употребления
3. РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
© Лором © Деккп |
ПН'скт |
Станции радионавигационных систем
Секторные радиомаяки дальнего действия
Радиостанции, рабо- I тающие по запросу
(требованию) для пеленгования (QTG — ЩТГ)
Радиопеленгаторные | рпс станции
Радиомаяки |
Радиолокационные маяки (непрерывно изучающие импульсы)
X. rue[3] о»4>Р)(«') 'MOW |
Радиомаяки при световых маяках |
i Н\такет «Ч,-рШа■) 1MPUP |
рлм'огя Радиолокационные маяки-ответчики
* © рля
Радиолокационные маяки для калнбров- © <wm"h/tS ки судовых радиолокационных станций
Радиомаяки на светящих буях |
® ГрИр* |
Береговые радиолокационные станции |
# |
Я РЛС |
9 л?"" * © ЯзроРМ' |
Радиолокационные станции, имеющие значение только навигационных ориентиров |
Аэрорадиомаяки |
РПС |
Нчт
Аэрорадиомаяки при ♦ & ЯзраМ'ри' аэромаяках
Радиолокационные ряя отражатели
рпО Радиолокационные ориентиры |
лл <в рм* |
Р по |
Радиомаяки и аэрорадиомаяки, положение которых на карте приближенно
Условный знак выходит из употребления.
Огни на судах для буровых работ |