Основные условные обозначения и сокращения
Координаты
9 — широта К — долгота РШ — разность широт РД — разность долгот
Направления
ИК, К — истинный курс ИП, П — истинный пеленг МК — магнитный курс МП — магнитный пеленг КК — компасный курс КП — компасный пеленг ОИП — обратный истинный пеленг О МП — обратный магнитный пеленг ОКП — обратный компасный пеленг ГКК — гирокомпасный курс ГКП — гирокомпасный пеленг ПУ — путевой угол (путь) КУ — курсовой угол (в круговом счете) КУпр/б — курсовой угол правого борта КУл/б — курсовой угол левого борта
С — невязка счисления РКУ — радиокурсовой угол без учета радиодевиации ИРКУ — раднокурсовой угол с учетом радиодевиэции
Расстояния и скорости. Маневренные элементы
D, d — расстояние до объекта, между объектами De — дальность видимости предмета Оц — тактический диаметр циркуляции de — дальность видимого горизонта /?ц — тактический радиус циркуляции ОЛ — отсчет лага РОЛ — разность отсчетов лага
ЛJI — поправка лага Кл — коэффициент лага
ел — погрешность (ошибка) в поправке или коэффициенте лага S — истинное расстояние, пройденное судном относительно грунта (земной поверхности)
5л — расстояние, пройденное судном относительно воды с учетом поправки лага (плаванье по лагу) V — истинная скорость хода судна
Ул — скорость судна относительно воды с учетом поправки лага V„D — скорость перемещения дрейфующего судна w — скорость наблюдаемого ветра Vr — скорость течения МЧ — меридиональная часть РМЧ — разность меридиональных частей
ОТIII — отшествие 1
РП — радиопеленг (без учета радиодевиации) ИРП — радиопеленг (с учетом радиодевиации) ОртП — истинный ортодромический пеленг Лок.П — истинный локсодромический пеленг
R — направление изоазимуты относительно истинного меридиана 0, о) — горизонтальный угол f — вертикальный угол
Поправки направлений
d — магнитное склонение Ad — изменение магнитного склонения
5 — девиация магнитного компаса ДК — общая поправка магнитного компаса Д Г К — общая поправка гирокомпаса
6П ■— постоянная составляющая поправки гирокомпаса 8со — переменная составляющая поправки гирокомпаса "пр/г — поправка на дрейф (угол дрейфа) правого галса алд — поправка на дрейф (угол дрейфа) левого галса Кя — коэффициент дрейфа jj — поправка на течение (угол сноса) с — общая поправка на дрейф и снос (общий угол сноса).
Высоты и глубины. Приливные термины
h — высота предмета е — высота глаза наблюдателя; MB — малая вода ПВ — полная вода НМВ — низкая малая вода ВМВ — высокая малая вода НПВ — низкая полная вода ВПВ — высокая полная вода hnB — высота полной воды ймв — высота малой воды hr — высота воды на заданный момент (поправка глубины) Ah — поправка высоты #к — глубина места, указанная на карте Нк — глубина места на заданный момент Тр — продолжительность роста уровня 7"п — продолжительность падения уровня ПЧ — прикладной час порта ДПЧ — поправка прикладного часа АН — запас глубины под килем Т0 — осадка судна^
Разные величины
R, R3 — земной радиус
г — радиус видимого горизонта t — промежуток времени
Т — момент времени (в приливах—продолжительность явления) да — курсовой угол ветра <7т — курсовой угол течения ек — погрешность (ошибка) в поправке компаса / — радиодевиация
■Ь — ортодромическая поправка (поправка Живри)
Навигационное оборудование морей. Карты и пособия
для плавания
СНО — средства навигационного оборудования (визуальные) РТСНО — радиотехнические средства навигационного оборудования МК — маяк РМК — радиомаяк
ППЗ — плавучие предостерегательные знаки МСС — международный свод сигналов РСВТ — радионавигационная система высокой точности БРАС — базовая радионавигационная автономная система МНК — морские навигационные карты РНК — радионавигационные карты НПК — навигационно-промысловые карты РК — речные карты ИМ — извещения мореплавателям НАВИМ — навигационные извещения, передаваемые по радио НАВИП — навигационные предупреждения, передаваемые по радио МППСС — 72 — Международные правила предупреждения столкновения судов 1972 г.
h — число оборотов в единицу времени (частота вращения) 2 — вертикальная составляющая земного магнетизма Т — полная сила земного магнетизма Н — напряженность магнитного поля f — частота электрических колебаний X — длина электромагнитной волны 9 — фазовый угол (сдвиг по фазе) А<? — разностный фазовый угол N — целое число фазовых циклов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
НАВИГАЦИЯ
Глава I. Основные понятия и определения.......................................................... 5
§ 1. Форма и размеры Земли ........................................................................... 5
§ 2. Основные точки, линии и плоскости на Земле. Географические
координаты .................................................................................................................... 6
§ 3. Счет направлений в навигации .............................................................................. 8
§ 4. Истинный курс и истинный пеленг. Курсовой угол ... 12
§ 5. Разность широт и разность долгот .......................................................... 16
§ 6. Морские меры расстояний и скорости..................................................... 18
§ 7. Дуга большого круга и локсодромия...................................................... 20
§ 8. Видимый горизонт и его дальность...................................................................... 21
§ .9.' Дальность видимости предметов на море.......................................................... 23
* § 10. Основные сведения о створах................................................................................. 25
Глава II.Определение направлений наморе.................. 26
§11. Значение компаса. Понятие о земном магнетизме .... 26 § 12. Общие сведения об устройстве магнитных компасов ... 30 § 13, Магнитное склонение. Магнитные курсы и пеленги ... 32 § 14. Изменяемость склонения. Магнитные аномалии и бури . . 34 § 15. Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги 36 § 16. Зависимость девиации от курса и магнитной широты. Изменяемость девиации 38
§ 17. Понятие об уничтожении девиации. Таблица девиации . . 41
§ 18. Общая поправка компаса. Перевод и исправление румбов . 43
§ 19. Определение девиации и общей поправки компаса ... 47
§ 20. Использование гирокомпаса................................................................... 51
Глава III.Определение расстояний, проходимых судном •. . . 54
§ 21. Общие сведения о лагах......................................................................... 54
§ 22. Поправка лага. Коэффициент лага ......................................................... 55
§ 23. Определение скорости хода судна и пройденного расстояния
без лага ............................................................................................................ 60
Глава IV.Построение морских карт.......................................................... 61
§ 24. Общие сведения о картах. Масштаб карты ............................................ 61
§ 25. Понятие о меркаторской проекции .................................................................... 63
§ 26. Вид карты в меркаторской проекции...................................................... 65
§ 27. Прокладочный инструмент ....................................................................
§ 28. Понятие о картах в поперечной меркаторской и азимуталь ной проекциях