Средства туманной сигнализации.
ВЕДУЩИЙ КАБЕЛЬ
Средства туманной сигнализации. Для предостережения мореплавателей о приближении к навигационным опасностям при недостаточной видимости служат звуковые средства так называемой туманной сигнализации, которые устанавливают около этих опасностей и препятствий для плавания. Их делят на воздушные (аэроакустические), подводные (гидроакустические) и комбинированные (радиоакустические).
Воздушные средства подачи туманных сигналов подают различные по тону и тембру звуки, что позволяет распознавать их.
Наутофон — современное наиболее распространенное средство с высоким ровным звуком дальностью слышимости до 5 мйль.
Сирена — основное средство береговых и плавучих маяков, которое производит завывающий звук с дальностью слышимости до 5 миль.
Тифон — наиболее мощное воздушное средство, звук которого быстро повышается и переходит в ровный, затем понижается.
Диафон — аппарат, отличающийся рычащим звуком.
Колокол — приводится в действие силой волнения. Его устанавливают на буях, концах волноломов, у ворот гаваней и в других местах, где не требуется значительной слышимости.
Гонг — ударный аппарат с тусклым звуком, слышимый только вблизи. Его устанавливают на молах, у ворот гаваней и т. д.
Ревун — устанавливают на буях. Он действует под влиянием воздуха, засасываемого при отливе из баллона на буе во время волнения.
Подводные средства. Удобны тем, что в воде звук распространяется быстрее, чем в воздухе, и на значительно большее расстояние, при этом волнение и течения на него не влияют. Распространяясь в воде радиально, звук заметно отклоняется только молами, брейкватерами, дамбами.
Подводный колокол устанавливают в основном на плавучих маяках на глубине 7—8 м. Колокол на каждом маяке дает свой сигнал, напоминающий знаки азбуки Морзе. Его дальность слышимости 5—7 миль. Группы из двух колоколов повышают дальность слышимости до 10 миль.
Подводный осциллятор — это электрический мембранный излучатель, который устанавливают на глубине не менее 15—20 м. Он имеет дальность слышимости до 15 миль для одиночного излучателя и до 30 миль для группового. Звук его сильнее, чем у подводного колокола, и может передаваться знаками азбуки Морзе.
Подводные сигналы принимают на судах с помощью специальной аппаратуры.
Радиоакустические средства имеют подводный излучатель в сочетании с радиопередатчиком. Они посылают одновременно оба вида сигналов. По радиопеленгу на такую станцию опр^еляют направление на нее, а по разности моментов прихода радио- и гидроакустического сигналов — расстояние.
Ведущий кабель. На крупных судах применяют аппаратуру для использования ведущего кабеля на прямолинейных фарватерах. По такому кабелю пропускают переменный ток частотой около 500 Гц. Судно должно иметь по обоим бортам приемные рамки, соединенные с телефонными трубками на мостике. Если оно следует точно по оси фарватера, то звуки в трубках одинаковы по силе. При отклонении от оси фарватера звук в трубке борта, удалившегося от кабеля, ослабнет, а в трубке приблизившегося борта усилится.
Все рассмотренные средства указывают на картах. Сведения о них приводятся в специальных пособиях и лоциях.
Глава XII. СОДЕРЖАНИЕ МОРСКИХ КАРТ
КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ КАРТ.
МОРСКИЕ АТЛАСЫ '
Карты являются основным пособием для мореплавания. Морские карты издания ГУНиО МО классифицируют по назначению на морские навигационные, специальные, вспомогательные и справочные.
Морские навигационные карты (МНК). Они предназначены непосредственно для плавания. Эти карты в свою очередь подразделяют на общие навигационные, радионавигационные, навигаци- онно-промысловые и речные.
По масштабу навигационные карты подразделяют на следующие виды.
Генеральные, предназначенные для общего изучения района на пути плавания (1:5 000 000 — 1:3 000 000); общенавигационных расчетов (1:3 000 000— 1:2 500 000), предварительной прокладки (1:2 000 000— 1:1 500 000), фактической прокладки в морях на большом удалении от берегов и в океанах (1:1 ООО ООО — 1:500 ООО).
Путевые — предназначенные для прокладки при плавании вдоль берегов на значительном расстоянии и вне их видимости (1:500 ООО — 1:100 000), подхода к берегам (1:75 000—1:50 000).
Частные — предназначенные для прокладки в непосредственной близости берегов и в стесненных водах (1:40 000 — 1:25 000).
Планы — предназначенные для ориентировки на рейдах, в гаванях, для постановки на якорь (1:25 000 — 1:10 000), перемещений внутри рейдов, портов и гаваней (1:7 500 — 1:4000), а также производства гидротехнических и дноуглубительных работ (1:3000— 1:1000).
Морские навигационные карты составляют для широт до 85° в нормальной меркаторской проекции, а для более высоких — в поперечной меркаторской и гномонической.
Радионавигационные карты (РНК) — это те же навигационные, но дополненные сетками изолиний для быстрого нахождения места судна, полученного по секторным радиомаякам или РНС. Эти карты составляют в стандартных масштабах, достаточно крупных, сообразно точности используемых радионавигационных средств.
Навигационно-промысловые карты (НПК) служат для рыболовства. Они рассмотрены в § 93.
Речные карты (РК) — это карты речных и озерных вод, в которые заходят морские суда. Они оборудованы по системам ограждения опасностей, принятыми на море. Это, например, карты низовий Енисея, Ладожского и Онежского озер и др. Эти карты составляют в меркаторской проекции. Однако к ним не относятся карты, общепринятые для плавания в реках и озерах (см. § 105).
Специальные карты (СК). Данные карты предназначены для прокладки при использовании особых средств судовождения или в специфических условиях. Поэтому в них могут быть выделены отдельные ориентиры и объекты. Такие карты составляют для отдельных районов по специальным заданиям.
Вспомогательные и справочные карты. Вспомогательные карты служат для решения отдельных задач.
Карты-сетки не имеют изображения местности. Они служат для прокладки и счисления на большом удалении от берегов, где возможно осуществлять астрономические обсервации и обсервации по РНС. Эти карты строятся в меркаторской проекции в масштабе путевых для нескольких широтных зон и в определенных диапазонах долгот. Меридианы на них не оцифровывают. Карты-сетки для широт свыше 85° строят в поперечной меркаторской и гномонической проекциях.
Карты для прокладки дуг большого круга — это карты-сетки в гномонической проекции, избавляющие судоводителей от вычислений при плавании по кратчайшим расстояниям.
Справочные карты включают обзорные карты, карты радиомаяков и радиостанций связи, шлюпочные и др.
Обзорные карты дают общее представление о районах плавания. Их составляют в масштабах генеральных карт. Из ориентиров наносятся только маяки с дальностью видимости огня не менее 15 миль, радиомаяки и аэромаяки без указания их характеристик. Эти карты могут служить для планирования рейса.
Карты радиомаяков и радиостанций связи показывают расположение этих объектов, но не являются радионавигационными.
Шлюпочные карты предназначены для спасательных шлюпок и ботов. Они должны находиться в них на случай оставления судна. Эти карты изготовляют из водостойкой бумаги с приложением прокладочного инструмента.
Морские атласы. Они содержат справочные карты для общего ознакомления с навигационно-географическими данными мирового океана. В них, например, имеются карты с маршрутами основных морских путей, планы важнейших портов мира, приведены сведения по океанографии, климату, границам распространения морских льдов и пр. •