Средства туманной сигнализации.

ВЕДУЩИЙ КАБЕЛЬ

Средства туманной сигнализации. Для предостережения море­плавателей о приближении к навигационным опасностям при не­достаточной видимости служат звуковые средства так называемой туманной сигнализации, которые устанавливают около этих опас­ностей и препятствий для плавания. Их делят на воздушные (аэроакустические), подводные (гидроакустические) и комбиниро­ванные (радиоакустические).

Воздушные средства подачи туманных сигналов подают раз­личные по тону и тембру звуки, что позволяет распознавать их.

Наутофон — современное наиболее распространенное средство с высоким ровным звуком дальностью слышимости до 5 мйль.

Сирена — основное средство береговых и плавучих маяков, ко­торое производит завывающий звук с дальностью слышимости до 5 миль.

Тифон — наиболее мощное воздушное средство, звук которого быстро повышается и переходит в ровный, затем понижается.

Диафон — аппарат, отличающийся рычащим звуком.

Колокол — приводится в действие силой волнения. Его уста­навливают на буях, концах волноломов, у ворот гаваней и в дру­гих местах, где не требуется значительной слышимости.

Гонг — ударный аппарат с тусклым звуком, слышимый только вблизи. Его устанавливают на молах, у ворот гаваней и т. д.

Ревун — устанавливают на буях. Он действует под влиянием воздуха, засасываемого при отливе из баллона на буе во время волнения.

Подводные средства. Удобны тем, что в воде звук распростра­няется быстрее, чем в воздухе, и на значительно большее расстоя­ние, при этом волнение и течения на него не влияют. Распростра­няясь в воде радиально, звук заметно отклоняется только мо­лами, брейкватерами, дамбами.

Подводный колокол устанавливают в основном на плавучих ма­яках на глубине 7—8 м. Колокол на каждом маяке дает свой сиг­нал, напоминающий знаки азбуки Морзе. Его дальность слыши­мости 5—7 миль. Группы из двух колоколов повышают дальность слышимости до 10 миль.

Подводный осциллятор — это электрический мембранный излу­чатель, который устанавливают на глубине не менее 15—20 м. Он имеет дальность слышимости до 15 миль для одиночного излуча­теля и до 30 миль для группового. Звук его сильнее, чем у под­водного колокола, и может передаваться знаками азбуки Морзе.

Подводные сигналы принимают на судах с помощью специаль­ной аппаратуры.

Радиоакустические средства имеют подводный излучатель в со­четании с радиопередатчиком. Они посылают одновременно оба вида сигналов. По радиопеленгу на такую станцию опр^еляют направление на нее, а по разности моментов прихода радио- и гидроакустического сигналов — расстояние.

Ведущий кабель. На крупных судах применяют аппаратуру для использования ведущего кабеля на прямолинейных фар­ватерах. По такому кабелю пропускают переменный ток час­тотой около 500 Гц. Судно должно иметь по обоим бортам при­емные рамки, соединенные с телефонными трубками на мостике. Если оно следует точно по оси фарватера, то звуки в трубках одинаковы по силе. При отклонении от оси фарватера звук в трубке борта, удалившегося от кабеля, ослабнет, а в трубке приблизившегося борта усилится.

Все рассмотренные средства указывают на картах. Сведения о них приводятся в специальных пособиях и лоциях.

Глава XII. СОДЕРЖАНИЕ МОРСКИХ КАРТ

КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ КАРТ.

МОРСКИЕ АТЛАСЫ '

Карты являются основным пособием для мореплавания. Морские карты издания ГУНиО МО классифицируют по назначению на морские навигационные, специальные, вспомогательные и спра­вочные.

Морские навигационные карты (МНК). Они предназначены не­посредственно для плавания. Эти карты в свою очередь подразде­ляют на общие навигационные, радионавигационные, навигаци- онно-промысловые и речные.

По масштабу навигационные карты подразделяют на следую­щие виды.

Генеральные, предназначенные для общего изучения района на пути плавания (1:5 000 000 — 1:3 000 000); общенавигационных расчетов (1:3 000 000— 1:2 500 000), предварительной прокладки (1:2 000 000— 1:1 500 000), фактической прокладки в морях на большом удалении от берегов и в океанах (1:1 ООО ООО — 1:500 ООО).

Путевые — предназначенные для прокладки при плавании вдоль берегов на значительном расстоянии и вне их видимос­ти (1:500 ООО — 1:100 000), подхода к берегам (1:75 000—1:50 000).

Частные — предназначенные для прокладки в непосредствен­ной близости берегов и в стесненных водах (1:40 000 — 1:25 000).

Планы — предназначенные для ориентировки на рейдах, в га­ванях, для постановки на якорь (1:25 000 — 1:10 000), перемеще­ний внутри рейдов, портов и гаваней (1:7 500 — 1:4000), а также производства гидротехнических и дноуглубительных работ (1:3000— 1:1000).

Морские навигационные карты составляют для широт до 85° в нормальной меркаторской проекции, а для более высоких — в поперечной меркаторской и гномонической.

Радионавигационные карты (РНК) — это те же навигационные, но дополненные сетками изолиний для быстрого нахождения мес­та судна, полученного по секторным радиомаякам или РНС. Эти карты составляют в стандартных масштабах, достаточно круп­ных, сообразно точности используемых радионавигационных средств.

Навигационно-промысловые карты (НПК) служат для рыбо­ловства. Они рассмотрены в § 93.

Речные карты (РК) — это карты речных и озерных вод, в ко­торые заходят морские суда. Они оборудованы по системам ог­раждения опасностей, принятыми на море. Это, например, карты низовий Енисея, Ладожского и Онежского озер и др. Эти карты составляют в меркаторской проекции. Однако к ним не относят­ся карты, общепринятые для плавания в реках и озерах (см. § 105).

Специальные карты (СК). Данные карты предназначены для прокладки при использовании особых средств судовождения или в специфических условиях. Поэтому в них могут быть выделены отдельные ориентиры и объекты. Такие карты составляют для от­дельных районов по специальным заданиям.

Вспомогательные и справочные карты. Вспомогательные карты служат для решения отдельных задач.

Карты-сетки не имеют изображения местности. Они служат для прокладки и счисления на большом удалении от берегов, где возможно осуществлять астрономические обсервации и обсерва­ции по РНС. Эти карты строятся в меркаторской проекции в масштабе путевых для нескольких широтных зон и в определен­ных диапазонах долгот. Меридианы на них не оцифровывают. Карты-сетки для широт свыше 85° строят в поперечной меркатор­ской и гномонической проекциях.

Карты для прокладки дуг большого круга — это карты-сетки в гномонической проекции, избавляющие судоводителей от вы­числений при плавании по кратчайшим расстояниям.

Справочные карты включают обзорные карты, карты радио­маяков и радиостанций связи, шлюпочные и др.

Обзорные карты дают общее представление о районах плава­ния. Их составляют в масштабах генеральных карт. Из ориен­тиров наносятся только маяки с дальностью видимости огня не менее 15 миль, радиомаяки и аэромаяки без указания их характе­ристик. Эти карты могут служить для планирования рейса.

Карты радиомаяков и радиостанций связи показывают распо­ложение этих объектов, но не являются радионавигационными.

Шлюпочные карты предназначены для спасательных шлюпок и ботов. Они должны находиться в них на случай оставления суд­на. Эти карты изготовляют из водостойкой бумаги с приложени­ем прокладочного инструмента.

Морские атласы. Они содержат справочные карты для общего ознакомления с навигационно-географическими данными мирово­го океана. В них, например, имеются карты с маршрутами основ­ных морских путей, планы важнейших портов мира, приведены сведения по океанографии, климату, границам распространения морских льдов и пр. •

Наши рекомендации