Системы ограждения опасностей плавучими предостерегательными знаками
К плавучим предостерегательным знакам (рис. 174) относятся буи, бакены и вехи.
Буй (см. рис. 174, а) представляет собой поставленный на якорь полый металлический корпус округлой, реже конусообразной или цилиндрической формы с ажурной надстройкой. Внутри буя имеется баллон с ацетиленом, а вверху надстройки — световая аппаратура. Иногда надстройка увенчивается отличительным знаком, или топовой фигурой.
Буи окрашивают в определенный цвет, часто фосфоресцирующей краской, хорошо выделяющей его на общем фоне в пасмурную погоду. Для определения буев их нумеруют, обычно от моря к берегу.
Некоторые подходные, или приемные, буи имеют радиолокационные отражатели, улучшающие обнаружение их на экранах РЛС, а также зеркала, отражающие свет судовых прожекторов.
Кроме осветительной аппаратуры некоторые буи имеют ревуны или колокола, действующие от волнения моря, а иногда от специальных механизмов. Это позволяет обнаруживать их при отсутствии видимости. Такие буи устанавливают на стесненных фарватерах.
Трос или цепь, соединяющие буй с его якорем, называется буйрепом.
Бакены, или баканы, — знаки, обычно деревянные, в виде пирамид, располагаемые на плотиках, поставленных на якорь. Бакены применяют в основном на реках, а иногда — лиманах.
Рис. 174. Плавучие предостерегательные знаки: а — морской буй; б — морская веха. |
Вехи (см. рис. 174, б) — деревянные шесты отличительной окраски, поставленные на якорь и поддерживаемые на воде поплавком (шпирт-бакеном). Сверху вехи имеют топовые фигуры в виде раструба из прутьев, реже в виде шаров либо флажки. В настоящее время применяют вехи на металлическом поплавке со вставным деревянным шестом, а также целиком металлические с пассивными радиолокационными отражателями, выполненными в виде спирали, обмотанной вокруг шеста.
Вехи — наиболее дешевый и преимущественный вид плавучих ограждений. Иногда они чередуются с буями, например на подходном фарватере к Архангельску.
Плавучие предостерегательные знаки ограждают данный объект относительно стран света (кардинальная система) или с правой или левой стороны (латеральная система). При кардинальной системе положение опасности или границ района судоводитель в соответствии с видом знака определяет по компасу. При латеральной системе сторону считают правой или левой применительно к судну, идущему с моря. В сложных случаях принадлежность стороны к правой или левой указывается в лоции данного моря или других пособиях.
В некоторых случаях плавучие знаки ставят над самой опасностью (локальная система).
В СССР приняты следующие виды ограждения опасностей и фарватеров плавучими предостерегательными знаками. Вид и окраска этих знаков, а также характеристика огня на буях приведены в приложении 14. Мы ограничимся пояснением только значения знаков и порядка их расстановки.
1. Ограждение навигационных опасностей. Эти опасности, кроме небольших по площади естественных и затонувших судов, ограждают по кардинальной системе буями, вехами, а изредка и бакенами.
Северные знаки — ставят к югу от опасности и оставляются судами к северу.
Южные знаки — ставят к северу от опасности и оставляются судами к югу.
Восточные знаки — ставят к западу от опасности и оставляются судами к востоку.
Западные знаки — ставят к востоку от опасности и оставляются судами к западу.
Крестовые знаки — ограждают опасности, небольшие по площади, например скалы. Их ставят над самой опасностью и оставляются судами по любому румбу.
2. Ограждение затонувших судов. Затонувшие суда ограждают знаками по локальной системе. Положение буя или вехи над судном уточняют в «Извещениях мореплавателям».
3. Ограждение кабелей, обозначение якорных и карантинных стоянок. Данные объекты ограждают по локальной системе. Кабельные знаки, ограждающие кабели, означают, что якорная стоянка там запрещена.
4. Ограждение каналов, фарватеров и рекомендованных курсов. Каналы и фарватеры могут ограждать по латеральной и локальной системам, для чего применяют ходовые и поворотные знаки.
5. Ограждение рыболовных снастей. Рыболовные снасти ограждают по кардинальной системе и только вехами. Вехи могут нести огни (фонари) указанного цвета. Расстановку этих знаков производят рыболовецкие организации по согласованию с местными гидробазами Министерства морского флота или отделами ГУНиО МО.
6. Ограждение промысловых опасностей. Данные опасности могут ограждаться как знаками, принятыми для ограждения навигационных опасностей, так и специальными, предусмотренными Правилами по ведению промысла Министерства рыбного хозяйства СССР.