Терминология для обозначения форм береговой черты
Непрерывная водная оболочка земного шара называется мировым океаном. Части мирового океана, в различной степени отделенные от него сушей или возвышениями дна, называются морями. За крупными озерами — Каспийским и Аральским — исторически укрепилось название морей.
Залив — часть моря или океана, заметно вдающаяся в сушу, например Мексиканский залив в Атлантическом океане, Финский залив в Балтийском море.
Бухта — небольшой залив с глубинами значительно меньшими, чем у моря, к которому он прилегает, например бухта Тикси в море Лаптевых.
Губа — залив, образованный речным устьем, например Нарв- ская губа в Финском заливе, Обская губа в Карском море.
Пролив — суженное водное пространство между материками или островами, соединяющее смежные воды, например Ламанш, пролив Лаперуза. Некоторые проливы на севере сохранили поморское название «шар», например Маточкин шар, Югорский шар (Юшар). Узкий пролив, стесненный берегами или пониженными глубинами, называется проходом (проход Невельского в Татарском проливе).
Лиман — мелководный залив с пологими берегами в долине речного устья (Днепро-Бугский, Амурский лиманы). Лиманом называют также затопленную морской водой низменность. Участок побережья, заполненный морской водой, просачивающейся через грунт, называется лагуной.
Фарватер — безопасный проход для судов среди мелей и прочих опасностей и препятствий для плавания, обычно огражденный плавучими или створными знаками. Прямая, проходящая по наиболее глубокому месту фарватера на прямолинейном его участке, называется осью фарватера.
Канал — искусственный, т. е. прорытый, проход между водными участками, например Суэцкий, подходной Ленинградский каналы. Некоторые каналы бывают шлюзованными, например Бе- .ломорско- Балтийский.
Шхеры — скопление островков, надводных и подводных скал, образовавшихся в местах прежнего оледенения. Фарватер в шхерах обычно извилист и требует большого количества ограждающих знаков. Наличием шхер отличаются воды Финляндии, Северной Канады, Шотландии, Югославии.
Бар — наносная мель, отгораживающая устье реки от моря, лапример бар у впадения реки Яна в море Лаптевых.
Рейд — прибрежный участок, используемый для якорных стоянок судов. На рейдах могут производиться перегрузки с судна на судно, а также такие работы, требующие маневрирования, как уничтожение девиации на судах, ходовые испытания. В зависимости от защищенности их берегами от ветров и волнения различают закрытые и открытые рейды. Закрытые рейды располагаются обычно в бухтах или приморских участках рек, например рейд в бухте Находка, Архангельский рейд в Северной Двине. Открытые рейды имеются на западном побережье Камчатки, в западном секторе Арктики.
Порт — пункт, предназначенный для погрузки и разгрузки судов. Порты делят на торговые, обслуживающие транспортные суда, и рыбные — для обслуживания судов флота рыбной промышленности.
Гавань — часть порта или рейда, искусственно защищенная от ветра, волнения и ледохода. Ковш — небольшая гавань продолговатой формы.
Бассейн — часть порта, отделенная от него естественными образованиями или искусственными сооружениями. В морях с приливами искусственные бассейны иногда оборудуют воротами или шлюзами для впуска и выпуска судов.
Дамба — сооружение в виде вала, предохраняющее берега каналов от осыпи и размывания водой, например дамба Ленинградского морского канала.
Волнолом (брейкватер) — внешнее искусственное ограждение входа в гавань, не соединяющееся с берегом.
Мол — искусственное ограждение порта или гавани, идущее от берега. Оконечность мола называется его головой.
Причал — сооружение, к которому швартуются суда для грузовых операций, приема топлива, ремонта и пр. Иногда причал называют береговой стенкой. В некоторых портах, в частности, где приливные колебания, бывают плавучие причалы.
Пирс — массивное сооружение, располагаемое под углом к берегу, позволяющее швартоваться судам с обеих его сторон. Пирс на опорах называется эстакадой.
Бон — плавучее заграждение у входа в гавань или на фарватере, препятствующее проходу судов. Боны бывают разводными.
Выше перечислены только наиболее часто встречающиеся на- вигационно-географические термины, относящиеся к участкам воды и побережья, и необходимые судоводителю при пользовании морскими картами, навигационными и промысловыми пособиями.
ГРУНТЫ МОРСКОГО ДНА.
НАВИГАЦИОННЫЕ ОПАСНОСТИ
Грунт — поверхностный слой морского дна. Это отложения моря, либо выход коренных пород, связанных с геологической структурой дна и берегов. Вынос этих пород происходит в результате воздействия морского волнения, ветров и течений. Для мореплавателей грунты представляют интерес с точки зрения держащей силы якорей и как признаки для опознавания местности при недостаточной видимости. Поэтому характеристики грунтов в местах промеренных глубин указывают на морских картах. Наиболее характерные грунты — это песок, ил, глина, камень, галька, ракушка и др.
Навигационные опасности. Это опасности в виде недостаточных глубин или предметов на морском дне, а также в виде свободно плавающих неуправляемых объектов, способных причинить судам повреждения.
Навигационные опасности бывают естественными и искусственными. Оба эти вида могут быть постоянными и временными.
К навигационным опасностям не относятся неровности морского дна, т. е. такие его поднятия, глубины над которыми достаточны для судоходства. Неровностями морского дна называют и его понижения, незначительные по площади, например ямы.
Основные виды естественных навигационных опасностей и неровностей морского дна рассмотрены ниже.
Мель — участок с пониженными глубинами и нетвердым грунтом, не соприкасающийся с берегом. Мели с глубинами над ними менее 20 м считают опасными для судов.
Отмель — это мель, идущая от берега с постепенно увеличивающимися глубинами.
7-869
Подводная коса — узкая вытянутая мель, образованная продолжением надводной косы.
Банка — резкое поднятие морского дна, относительно небольшое по площади. Банки могут быть несудоходными (с безопасными глубинами вокруг) и судоходными. К последним относятся, например, Ньюфаундлендская банка, Доггер-банка и др.
Пятно — большой по площади участок или скопление малых, резко повышенных или пониженных по глубине в сравнении с окружающими.
Осушка — часть отмели или мели, обнажающаяся при отливе.
Риф — подводное или осыхающее при отливе возвышение морского дна, скалистое или состоящее из скопления камней, а в тропических морях — также из кораллов (коралловые рифы). Рифы опасны для судоходства.
Скалы — торчащие на дне гранитные, базальтовые или известняковые глыбы (обычно крутосклонные) с судоходными глубинами вокруг.
Камни в навигационном отношении — это небольшие скалы, расположенные вблизи берега. Скалы и камни бывают также надводными и осушными. Все виды скал опасны для судоходства.
Временные естественные опасности. К ним относятся уменьшение глубин на барах из-за выноса песка речным течением, поднятия дна, вызванные землетрясениями. Такие опасности могут быть устранены с помощью дноуглубительных работ.
Искусственные навигационные опасности. Это свалки грунта, вывозимого с мест дноуглубительных работ, и строительные отходы, а также свалки взрывчатых веществ и районы, опасные от мин, т. е. непротраленные.
Затонувшие суда опасны для мореплавания, если они выступают над водой либо если глубины над ними меньше осадки самых глубоко сидящих судов. В этом случае затонувшие суда ограждают светящими специальными знаками.
Временные искусственные опасности. Это плавающие мины, сорванные со своих мест, оторвавшиеся боны заграждения, покинутые суда и другие подобные объекты.
Навигационные опасности, кроме временных, указывают на морских картах. О вновь обнаруженных и временных опасностях публикуются сведения в периодически выпускаемых ГУНиО МО «Извещениях мореплавателям» (ИМ).
ПРОМЫСЛОВЫЕ ОПАСНОСТИ
Промысловые опасности не представляют угрозы судоходству, но угрожают потерей или повреждением орудий лова. К ним относятся также объекты и факторы, вызывающие потерю добычи или нарушение хода промысла.
Задевы, или цапы, — это подводные скалы, рифы с неровной поверхностью, а также затонувшие плавсредства, якоря, тросы.
В речных водах, озерах и водохранилищах это могут быть пни и коряги. Задевы представляют опасность для тралов, неводов и других орудий лова.
Каменистый грунт — это грунт, изобилующий камнями или валунами. Шероховатый грунт — грунт, состоящий из гальки, камней или щебня. Оба эти виды грунтов, а также грунт с губкой, кораллами и литотамнием являются тяжелыми, быстро изнашивающими донные орудия лова.
Вязкий грунт —■ илистый или глинистый липкий грунт, может явиться причиной потери или значительных повреждений донных орудий лова.
Зыбучий грунт — очень нестойкий мягкий ил или песок, в котором орудия лова могут завязнуть.
Крутой склон — уклон морского дна под углом 10° и более, который обусловливает нарушения траления в результате резкого изменения глубины.
Нечистый грунт — любой участок дна, имеющий камни, валуны, коряги и затонувшие предметы.