Поиск упущенных дрифтерных сетей

/XAVU- зшттТТ г
Щлзл^Ш www? -tCV^VV/
з/о' зго° т'м'т' о' ю' го' зо' 4о'
300 290° 250' 270' № 250' 240°
230' 220' 210'
аГ 70' яГ 90 100 120' 130
Рис. 172. Определение курса сбли­жения с подвижным объектом.
по' т° но- по

При дрифтерном лове возможны случаи обрыва сетей. Если обрыв произошел в свежую погоду или при недостаточной види­мости, то сети могут оказаться упущенными. При этом как судно, так и оторвавшиеся сети находятся под влиянием ветра и течения. Однако глубинное течение воздействует на сети в большей степени, чем на судно, но, как показывают наблюдения, разница в степени этого воздействия невелика.

Влияние ветра на перемещение сетей почти не ощутимо, так как надводная поверхность кухтылей (поплавков, поддерживаю­щих сети) незначительна.

Допустим, что после отрыва сетей судно сдрейфовало на неко­торое расстояние. Затем последовало обратно в точку, где прои­зошел обрыв, но из-за неточности счисления сетей не обнаружило

и должно начать их поиск по разворачи­вающейся прямоугольной спирали (рис. 173, а), изменяя каждый раз курс на 90° в одну и ту же сторону и увеличивая на определенную величину проходимое на каждом курсе расстояние. Этот способ на­зывают также способом расширяющегося квадрата, или способом коробочки.

Судно при данных условиях видимости может усмотреть сети по их поплавкам на определенном расстоянии. Следовательно, район, в пределах которого можно увидеть сети, представит собой круг с радиусом R, равным этому расстоянию. Такой круг можно заменить квадратом ABCD, в точке пересечения диагоналей кото­рого, как в центре круга с радиусом R, находится судно (рис. 173, б). Любая полудиагональ этого квадрата равна радиусу R круга обзора, а стороны его параллельны поисковым галсам в спо­собе коробочки.

Расстояние d между соседними галсами, равное любой стороне квадрата ABCD, называют дальностью наблюдений. Так как ра­диус R равен полудиагонали квадрата, а диагонали в квадрате расположены под углом 45° к его сторонам, то величину d опреде­ляют по формуле

d = 2Rsin 45° — 1,4/?.

На расстоянии, равном величине d, необходимо расположить друг от друга соседние галсы, чтобы обнаружить упущение сети. Протяженность первого и второго галсов составит величину 1 d (см. рис. 173, я); протяженность третьего и четвертого — 2d; пято­го и шестого — 3d; седьмого и восьмого — 4d и т. д. Суммиро­вав соответственно числу галсов все данные величины, определяют расстояние, пройденное на всех галсах, или общее плавание S0. Отношение этой величины к скорости хода судна определит за­траты времени на поиск.

Пример. Судно в поиске отсрвавшихся сетей сделало способом коро» бочки 8 галсов при дальности обнаружения сетей 3 мили. Требуется опреде­лить плавание S и продолжительность tпоиска, если скорость хода Vсудна= = 10,5 узла

Решение.1) d= 1,4-3 = 4,2 мили.

it жл
поиск упущенных дрифтерных сетей - student2.ru спосо-

поиск упущенных дрифтерных сетей - student2.ru

12 a
Рис. 173. Поиск бом коробочки.

2) Подсчитаем плавание иа галсах:

S]_2 = 2 • Id = 2d V 4 = 2 • 2d= 4d S5_0 = 2 • 3d = 6d S,_ 8 = 2 • 4<f =

= 20c( = 20 •4,2 = 84,0 мили.

Счисление на китобойном промысле имеет свои особенности. Судну, преследующему кита, приходится часто менять курс и скорость хода, при этом изменяется поправка лага, а определе­ние скорости хода по оборотам движителя становится недоста­точно точным. На промысле в высоких широтах показания ком­пасов неустойчивы. В штормовую погоду малотоннажные кито­бойные суда испытывают сильную качку, точность показателей электрорадионавигационных приборов снижается, затрудняется взятие высот светил для астрономических обсерваций. Районы развитого китобойного промысла, расположенные в южном по­лушарии, не охвачены РНС дальнего действия. Все это затруд­няет счисление и определение места китобойного судна. Поэтому эти суда на промысле обычно ведут счисление, ориентируясь на плавбазу — крупное судно, находящееся в более благоприятных условиях.

Китобойное судно, маневрируя при преследовании кита, ве­дет счисление, как при плавании во льдах (см. § 65), т. е. судо­водитель должен записывать каждые 5—6 мин курс и скорость хода, затем выводить за 4 ч генеральный курс и плавание и вести прокладку на крупномасштабной карте или планшете.

Если позволяет дальность радиолокационного наблюдения, место китобойного судна относительно базы определяют по ра­диопеленгу и радиолокационному расстоянию. За пределами радиолокационного наблюдения место судна можно определить при работе базы на пеленг (см. § 73). Если кроме базы есть еще судно, работающее на пеленг, то китобойное судно может опре­делить свое место по двум радиопеленгам на них.

На пораженном ките обычно укрепляют радиолокационный отражатель или радиобуй, что позволяет продолжать промысел,, ведя счисление относительно кита, так как под влиянием ветра и течения пораженный кит дрейфует со скоростью до 3 уз. (дрейф может совершаться в различных направлениях).

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЛОЦИЯ

Глава X. ВНЕШНЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ

Наши рекомендации