Использование рлс для предупреждения столкновении судов
Международные правила предупреждения столкновения судов в море, принятые в 1972 г. (МППСС—72), предусматривают использование радиолокации для следующих целей:
обеспечения заблаговременного обнаружения встречаемых судов и установления элементов их движения;
выбора наилучших маневров для избежания столкновения.
При этом судоводители должны учитывать характеристики, эффективность и ограничения радиолокационного оборудования; любые ограничения, накладываемые используемой шкалой дальности; влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических факторов, а также других источников помех; возможность того, что малые суда могут быть не обнаружены на экране РЛС на достаточном расстоянии; количество, расположение и перемещение судов, обнаруженных РЛС.
Кроме того, РЛС необходимо использовать таким образом, чтобы получить заблаговременно предупреждение об опасности столкновения, а также обеспечить радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами.
Опыт мореплавания показал, что только обнаружения другого судна на экране и визуальной оценки возможности столкновения с ним недостаточно для расхождения судов. Здесь необходимо вести наблюдения за изменением положения обнаруженного судна и прокладку его перемещения на карте, бумаге или специальном планшете.
Прокладка может быть истинной, когда элементами движения обнаруженного судна служат его истинный курс и скорость относительно земной поверхности, и относительной, когда направление движения и скорость хода наблюдаемого судна определяют относительно наблюдающего судна.
Истинная прокладка, если ее ведут на карте, показывает положение судна относительно береговых объектов и дает его координаты, что в целях безопасного расхождения судов необязательно.
Относительная прокладка представляет взаиморасположение судов и выполняется проще истинной, которую, если потребуется, можно выполнить, исходя из относительной, путем дополнительных построений.
Относительную прокладку начинают сразу по обнаружении другого судна и ведут до полного расхождения с ним. Промедление в определении элементов движения обнаруженного судна может привести к столкновению судов.
Вести прокладку следует на маневренном планшете, представляющем собой круг с сеткой полярных координат, равномерно разбитый на радиусы, показывающие направления, и концентрические окружности, показывающие расстояния по этим направлениям. Центр планшета, как и центр экрана РЛС, соответствует месту наблюдающего судна.
Допустим, что судоводитель, наблюдая по экрану за обнаруженным судном, по направлению и расстоянию до него, измеренным через равные промежутки времени At, взятые в моменты Ти Т2, Т3, наносит на планшет точки А1г А2 и А3 относительного местонахождения судна (рис. 157). Если прямая, проведенная через
О•
й | —AtJ: |
12 | |
10 | |
__ 81 | |
/Л в | |
/ 1 / flV^- | |
I ( lOi | s" T 1 I |
\ \ | "Jil |
"л// |
№ WO' 158' Рис. 157. I Определение элементов движения встречного судна. |
0° Рис. 158. Определение маневра расхождения со встречным судном. |
эти точки, проходит вблизи центра планшета (точка О), то имеется опасность столкновения.
Прямая Лл А2 А3 называется линией относительного движения (ЛОД) встречного, т. е. наблюдаемого, судна. Расстояние ОК., на котором наблюдаемое судно должно пройти относительно наблюдающего, измеряемое по перпендикуляру к ЛОД из центра планшета, называется дистанцией кратчайшего сближения, или критическим расстоянием DKP. Отношение расстояния между отмеченными на ЛОД точками к промежутку времени между соответствующими моментами наблюдений, например AiA j к Тs—Ти представит величину относительной скорости хода V0 встречного судна.
Действительные элементы движения встречного судна определяют построением векторного треугольника скоростей (см. рис. 157). Из центра планшета проводят вектор VH скорости наблюдающего судна. Из конца этого вектора проводят параллельно ЛОД вектор V0 относительной скорости хода встречного судна. Тогда проведенный из начала вектора VH к концу вектора V0 замыкающий вектор VB выразит действительные скорость хода и курс встречного судна.
Треугольник скоростей можно строить и при точках перемещения наблюдаемого судна. Аналогично треугольнику скоростей строят в соответствующем масштабе и треугольник расстояний (путей).
Определение маневра расхож-
дения. Допустим, что в моменты Ти Т2 и Т3 встречное судно прошло через точки At, А2 и А3 (рис. 158). Так как на решение задачи требуется некоторое время, то нанесем на ЛОД так называемую упрежденную точку А4, в которую судно должно прийти к моменту Т4 начала маневра. Из центра планшета радиусом, равным расстоянию Озаю на котором решено разойтись со встречным судном, нанесем по обе стороны ЛОД дуги. Тогда прямые А4т и А4п, проведенные через точку А4 и касательные к нанесенным дугам, представят новые ЛОД. ЛОД1 относится к прохождению наблюдающего судна по корме встречного, а ЛОД2 —■ к прохождению по носу последнего.
Для определения возможных маневров расхождения построим при точках At и А4 треугольник расстояний. В нем прямая AtA4 выразит вектор S0 относительного расстояния, которое встречное судно пройдет к моменту начала маневра, т. е. за промежуток времени At = Tt—7\. Умножив скорость хода VH своего судна на величину Aполучим расстояние, пройденное судном за это же время, и проведем вектор S„ этого расстояния в направлении своего курса к началу вектора S0. Тогда проведенный из точки 04 начала вектора S„ замыкающий вектор SB выразит действительные расстояние и курс встречного судна.
Чтобы встречное судно прошло на заданном расстоянии Дзад, надо так изменить курс (либо скорость хода) своего судна, чтобы вектор VH касался новых ЛОД. Для этого радиусом, равным этому вектору, сделаем из точки Oi засечки на продолженных ЛОД1 (точка С4) и ЛОД2 (точка Bt). Проведенные к этим точкам из точки Oi прямые ОС, и OBj дадут искомые курсы расхождения. Через AKi и А/Сг обозначены соответствующие углы отворота.
Расхождение на заданном расстоянии можно выполнить и на прежнем курсе с помощью изменения скорости хода. Векторы измененной скорости хода получим в соответствующем масштабе в точках пересечения вектора .!>„ с ЛОД1 (точка В2) и с ЛОД2 (точка С2). В первом случае для этого потребуется уменьшить скорость (вектор OiB2), во втором — увеличить (вектор 0С2).
Возможен случай, когда окружность с радиусом, равным Ц,аД, не пересечется ни с одной ЛОД. Это означает, что изменением только курса разойтись с наблюдаемым судном на заданном расстоянии нельзя, т. е. потребуется изменить скорость хода своего судна.
На практике, для удобства расчетов, делать наблюдения желательно через промежутки времени, кратные трем (если допускают условия сближения), а скорости выражать числом кабельтовых в минуту.
Пример. Следуя ИК = 15° со скоростью хода V„ = 13,2 узла, обнаружили эхо-сигнал встречного судна и произвели в соответствующие моменты следующие наблюдения:
7\ = 06.30; ЯЯ1 = 54°,0; DL= 11,5 мили.
Тг =06.36; ИП2 = 51°,0; Z>2 = 9,5 мили.
Т3 = 06.42; ИП3 = 46°,0; Я3 = 7,5мили.