Использование рлс для предупреждения столкновении судов

Международные правила предупреждения столкновения судов в море, принятые в 1972 г. (МППСС—72), предусматривают использование радиолокации для следующих целей:

обеспечения заблаговременного обнаружения встречаемых су­дов и установления элементов их движения;

выбора наилучших маневров для избежания столкновения.

При этом судоводители должны учитывать характеристики, эф­фективность и ограничения радиолокационного оборудования; лю­бые ограничения, накладываемые используемой шкалой дальнос­ти; влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических факторов, а также других источников помех; возможность того, что малые суда могут быть не обнаружены на экране РЛС на достаточном расстоянии; количество, располо­жение и перемещение судов, обнаруженных РЛС.

Кроме того, РЛС необходимо использовать таким образом, чтобы получить заблаговременно предупреждение об опасности столкновения, а также обеспечить радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами.

Опыт мореплавания показал, что только обнаружения друго­го судна на экране и визуальной оценки возможности столкновения с ним недостаточно для расхождения судов. Здесь необхо­димо вести наблюдения за изменением положения обнаруженно­го судна и прокладку его перемещения на карте, бумаге или спе­циальном планшете.

Прокладка может быть истинной, когда элементами движения обнаруженного судна служат его истинный курс и скорость отно­сительно земной поверхности, и относительной, когда направле­ние движения и скорость хода наблюдаемого судна определяют относительно наблюдающего судна.

Истинная прокладка, если ее ведут на карте, показывает по­ложение судна относительно береговых объектов и дает его координаты, что в целях безопасного расхождения судов необя­зательно.

Относительная прокладка представляет взаиморасположение судов и выполняется проще истинной, которую, если потребует­ся, можно выполнить, исходя из относительной, путем дополни­тельных построений.

Относительную прокладку начинают сразу по обнаружении другого судна и ведут до полного расхождения с ним. Промедле­ние в определении элементов движения обнаруженного судна мо­жет привести к столкновению судов.

Вести прокладку следует на маневренном планшете, представ­ляющем собой круг с сеткой полярных координат, равномерно разбитый на радиусы, показывающие направления, и концентри­ческие окружности, показывающие расстояния по этим направ­лениям. Центр планшета, как и центр экрана РЛС, соответствует месту наблюдающего судна.

Допустим, что судоводитель, наблюдая по экрану за обнару­женным судном, по направлению и расстоянию до него, измерен­ным через равные промежутки времени At, взятые в моменты Ти Т2, Т3, наносит на планшет точки А А2 и А3 относительного местонахождения судна (рис. 157). Если прямая, проведенная через

О•

й —AtJ:
12  
10  
__ 81  
/Л в  
/ 1 / flV^-  
   
I ( lOi s" T 1 I
\ \ "Jil
  "л//
№ WO' 158' Рис. 157. I Определение элементов движения встречного судна.

использование рлс для предупреждения столкновении судов - student2.ru Рис. 158. Определение маневра рас­хождения со встречным судном.

эти точки, проходит вблизи центра планшета (точка О), то имеется опасность столкновения.

Прямая Лл А2 А3 называет­ся линией относительного дви­жения (ЛОД) встречного, т. е. наблюдаемого, судна. Расстоя­ние ОК., на котором наблюдае­мое судно должно пройти отно­сительно наблюдающего, изме­ряемое по перпендикуляру к ЛОД из центра планшета, назы­вается дистанцией кратчайшего сближения, или критическим расстоянием DKP. Отношение расстояния между отмеченными на ЛОД точками к промежутку времени между соответствующи­ми моментами наблюдений, на­пример AiA j к Тs—Ти предста­вит величину относительной скорости хода V0 встречного судна.

Действительные элементы движения встречного судна оп­ределяют построением векторно­го треугольника скоростей (см. рис. 157). Из центра планшета проводят вектор VH скорости на­блюдающего судна. Из конца этого вектора проводят парал­лельно ЛОД вектор V0 относи­тельной скорости хода встреч­ного судна. Тогда проведенный из начала вектора VH к концу вектора V0 замыкающий вектор VB выразит действительные ско­рость хода и курс встречного судна.

Треугольник скоростей мож­но строить и при точках пере­мещения наблюдаемого судна. Аналогично треугольнику ско­ростей строят в соответствую­щем масштабе и треугольник расстояний (путей).

Определение маневра расхож-

дения. Допустим, что в моменты Ти Т2 и Т3 встречное судно про­шло через точки At, А2 и А3 (рис. 158). Так как на решение за­дачи требуется некоторое время, то нанесем на ЛОД так назы­ваемую упрежденную точку А4, в которую судно должно прийти к моменту Т4 начала маневра. Из центра планшета радиусом, рав­ным расстоянию Озаю на котором решено разойтись со встреч­ным судном, нанесем по обе стороны ЛОД дуги. Тогда прямые А4т и А4п, проведенные через точку А4 и касательные к нане­сенным дугам, представят новые ЛОД. ЛОД1 относится к про­хождению наблюдающего судна по корме встречного, а ЛОД2 —■ к прохождению по носу последнего.

Для определения возможных маневров расхождения построим при точках At и А4 треугольник расстояний. В нем прямая AtA4 выразит вектор S0 относительного расстояния, которое встречное судно пройдет к моменту начала маневра, т. е. за промежуток времени At = Tt—7\. Умножив скорость хода VH своего судна на величину Aполучим расстояние, пройденное судном за это же время, и проведем вектор S„ этого расстояния в направлении своего курса к началу вектора S0. Тогда проведенный из точки 04 начала вектора S„ замыкающий вектор SB выразит действительные расстояние и курс встречного судна.

Чтобы встречное судно прошло на заданном расстоянии Дзад, надо так изменить курс (либо скорость хода) своего судна, чтобы вектор VH касался новых ЛОД. Для этого радиусом, равным это­му вектору, сделаем из точки Oi засечки на продолженных ЛОД1 (точка С4) и ЛОД2 (точка Bt). Проведенные к этим точкам из точки Oi прямые ОС, и OBj дадут искомые курсы расхождения. Через AKi и А/Сг обозначены соответствующие углы отворота.

Расхождение на заданном расстоянии можно выполнить и на прежнем курсе с помощью изменения скорости хода. Векторы измененной скорости хода получим в соответствующем масштабе в точках пересечения вектора .!>„ с ЛОД1 (точка В2) и с ЛОД2 (точ­ка С2). В первом случае для этого потребуется уменьшить скорость (вектор OiB2), во втором — увеличить (вектор 0С2).

Возможен случай, когда окружность с радиусом, равным Ц,аД, не пересечется ни с одной ЛОД. Это означает, что изменением только курса разойтись с наблюдаемым судном на заданном расстоянии нельзя, т. е. потребуется изменить скорость хода своего судна.

На практике, для удобства расчетов, делать наблюдения же­лательно через промежутки времени, кратные трем (если допуска­ют условия сближения), а скорости выражать числом кабельто­вых в минуту.

Пример. Следуя ИК = 15° со скоростью хода V„ = 13,2 узла, об­наружили эхо-сигнал встречного судна и произвели в соответствующие момен­ты следующие наблюдения:

7\ = 06.30; ЯЯ1 = 54°,0; DL= 11,5 мили.

Тг =06.36; ИП2 = 51°,0; Z>2 = 9,5 мили.

Т3 = 06.42; ИП3 = 46°,0; Я3 = 7,5мили.

Наши рекомендации