Где L — длина судна, м; t — отсчет секундомера.
Если на судне имеется РЛС, то скорость хода определяют следующим образом. Выбирают прямо по носу льдину, изображение которой четко выделяется на экране, и дважды измеряют расстояние до нее в моменты времени, точно замеченные по часам. Разделив разность измеренных расстояний на разность моментов, получают скорость хода судна в соответствующих единицах.
Если прямо по носу льдины нет, то можно применить такой прием. Выбрав льдину в стороне от линии курса (точка А) (рис. 155), измеряют расстояние до нее £>i и одновременно замечают момент 7V Следуя неизменным курсом и придя на траверз льдины, вновь измеряют расстояние до нее £>2 и замечают момент времени Т2. Отложив расстояние D2 перпендикулярно линии курса, получают место судна относительно льдины (точка М2) на момент второго измерения расстояния. Раствором циркуля, равным измеренному расстоянию Du делают засечку на линии курса и получают место судна относительно льдины на момент первого измерения (точка Mt). Расстояние MtM2 в масштабе карты представит пройденное расстояние. Разделив его на разность моментов Tt и Т2, получают скорость хода судна.
Определение элементов дрейфа во льдах. Определить скорость и направление дрейфа, совершаемого судном вместе со льдами, на глубинах не более 50 м можно следующим образом. Выбрав на достаточно широкой полынье льдину у себя под ветром и привалив осторожно к ней, остановив машину и погасив инерцию,, опускают ручной лот (положение I) (рис. 156). В момент Tt касания гирей грунта замечают (считая от планшира) длину АВ вытравившейся части лотлиня, включают секундомер и начинают травить лотлинь.
Льдина Рис. 155. Определение скорости хода во льдах с помощью РЛС. |
0 —— Дрейф I п-яс Рис. 156. Определение скорости дрейфа во льдах с помощью лота. |
Когда лотлинь по мере дрейфового перемещения судна с льдиной вытравится приблизительно на 1,5—2 глубины (положение//),
задерживают лотлинь и в момент Т2, когда он натянется, вновь замечают длину вытравившейся части ВС и останавливают секундомер. Так как треугольник ABC прямоугольный, то расстояние АС, на которое сдрейфовали лед и судно, выразится формулой
АС = V В& — АВ? .
Отсюда найдем и скорость дрейфа (Удр)
АС
Удр —2 —---------- узлов,
J 2 — I 1
где АС — расстояние, м; Та—Т\ — разность моментов, мин.
О направлении дрейфа можно приблизительно судить по курсовому углу лотлиня в момент его натяжения
ЯУдр = ИК± КУп$°, где Л Удр — п>тевой угол дрейфа.
В том случае, если нельзя определить скорость и направление ледового дрейфа рассмотренным способом или из обсерваций, можно исходить из следующих зависимостей (по Н. Н. Зубову):
льды дрейфуют со скоростью, приблизительно в 50 раз меньшей, чем скорость ветра, вызывающего этот дрейф;
льды дрейфуют в направлении, приблизительно на 30° правее ветра, вызвавшего дрейф в северных широтах, и на 30° левее в южных.
Как уже отмечалось, циркуляция и изменение скорости хода судьа вносят погрешности в показания гирокомпаса, особенно в высоких широтах. Так как именно в них происходит преимущественно ледовое плавание, то обходить льдины рекомендуется, совершая Еокруг них плавный зигзаг — так называемый коордонат, т. е. следует, уклонившись в одну сторону, уклониться затем в другую на столько же и уже после этого возвратиться на основной курс. Тогда погрешности, возникшие на обоих отклонениях от курса, компенсируются.
Плавание в высоких широтах. Плавание в высоких широтах, которые сравнительно мало изучены, имеют свои особенности. Так, на картах подробности подводного рельефа и береговой линии могут быть не обозначены, а берега недостаточно оснащены маяками и знаками.
В околополюсных районах компасы, как магнитный, так и гироскопический, теряют направляющую силу и дают неверные показания. Кроме того, частые испарения и облачность не позволяют определять поправку компаса по небесным светилам. Поэтому в качестве курсоуказателя применяют гироскопический прибор — гироазимут, действие которого основано на свойстве гироскопа сохранять неизменным направление оси своего вращения, данное ей при пуске.
На гироазимут не действуют сотрясения корпуса судна при плавании во льдах. Гироазимут дает возможность просто осуществлять плавание по ортодромии. Однако в связи с тем, что плоскость истинного меридиана непрерывно поворачивается в мировом пространстве, между ней и осью гироазимута возникает угол, постепенно увеличивающийся на V4° каждую минуту. Этот угол учитывают с помощью корректора, вносящего в показания прибора поправку.
Однако силы трения и другие причины не позволяют точно предвычислять поправку. В результате этого показания прибора с течением времени приходится подправлять, например, с помощью радиотехнических средств.
При плавании в околополюсных районах применяют карты в поперечной меркаторской и гномонической проекциях. На картах в поперечной меркаторской проекции (для удобства прокладки) наносят вспомогательную так называемую квазигеографическую сетку (т. е. как бы или вроде географической) системы координат (приложение 6). В данной системе меридиан 90°0st—90°касающийся цилиндра, называется квазиэкватором. Прямые, или квазимеридианы, получают как следы плоскостей, проходящих через ось цилиндра, а прямые, или квазипараллели, образуются как следы плоскостей, параллельных квазиэкватору.
Прокладываемые на картах с такой сеткой прямыми линиями ортодромические курсы и пеленги по отношению к квазимеридианам называются квазикурсами Kq и квазипеленгами Uq. Они отличаются от истинных курсов и пеленгов, считаемых относительно радиальных меридианов, на величину так называемого угла перехода, приблизительно равного долготе места судна в исходной точке (точка А). При этом
Kq = ИК Т ^ и Пя = ИП т .
Для прокладки по заданному направлению ортодромического курса или пеленга вводят в него поправку X и полученный К или Пч прокладывают из исходной точки под рассчитанным углом к любому квазимеридиану.
Если требуется проложить курс по локсодромии, то это выполняют по частям — отрезкам между соседними квазимеридианами. На картах в гномонической проекции прокладку осуществляют, переводя истинные курсы в гномонические.