Опознание места по глубинам. лоты
Опознание места по ряду глубин. В районах с равномерно изменяющимися глубинами можно приближенно опознать место судна. Для этого, держась промерного галса (следуя вдоль глубин, отмеченных на карте цифрами) (рис. 148)) и проходя по лагу те же расстояния, что и между отметками глубин на карте, производят промеры. В начальной и конечной точках записывают момент времени и отсчет лага.
Затем проводят на кальке прямую линию и, отложив на ней в масштабе карты расстояния, пройденные между промерами, отмечают измеренные глубины. Кальку накладывают на карту линией промеров. После этого параллельно линии курса перемещают кальку так, чтобы совместить глубины, отмеченные на кальке, с теми же, обозначенными на карте. В точке последнего промера получают место судна.
При этом виде определения возможно, что все промеренные глубины будут отличаться от показанных на карте на одну и ту же величину. Так будет в случае неучтенного изменения уровня моря из-за приливо-отливных колебаний или сгонно-нагонных ветров. В таких районах глубины приводят к принятому уровню (нулю глубин) с помощью специальной поправки.
Если имеется заметный дрейф или наблюдается снос судна, то следует развернуть кальку линией промеров под небольшим углом к линии курса судна на карте, пока глубины не совпадут. Этот угол приблизительно покажет величину дрейфа или сноса.
Если на судне нет лага, то промежутки времени для взятия глубин рассчитывают соответственно расстояниям между обозначенными глубинами по скорости хода судна. Опознание места будет надежнее, если брать пробу грунта и сопоставлять характер его с указанным на карте.
Использовать измерение глубин можно и при хорошей видимости, когда имеется всего один ориентир и в направлении которого глубины увеличиваются или уменьшаются достаточно заметно. Взяв пеленг ориентира, промеряют одновременно глубину места и, найдя ее на карте по линии исправленного пеленга, получают место судна.
гФ"» на калй"е 2m,6uHtii •да" |
Рис. 148. Определение места по курсу и глубинам. |
Опознание места по изобатам. Если судно пересекает две или более изобат (линий равных глубин), не параллельных друг другу (рис. 149), то они могут служить в качестве линий положения судна. Для этого, приближаясь к изобатам, начинают промерять глу
бины и в моменты их обнаружения замечают моменты времени и показания лага. Разность отсчетов лага с учетом поправки или коэффициента лага даст расстояние, пройденное между точками пересечения Линии курса судна с изобатами.
Вместив данное расстояние с помощью параллельной линейки и циркуля между изобатами, показанными на карте в направлении линии курса судна (как в способе крюйс-пеленга), в точке пересечения линии курса со второй изобатой получают место судна.
Лоты. В настоящее время на судах применяются как ручные лоты, так и эхолоты. Ручной лот служит для измерения малых глубин и для контроля эхолота. Он состоит из гири и лотлиня. Гирю обычно делают свинцовой. В нижней части гиря имеет выемку, заполняемую специальной смесью, для взятия проб грунта.
Лотлинь изготовляют из пенькового или капронового троса диаметром 8—12 мм и разбивают на метры. Разбивку (маркировку) лотлиня (рис. 150) выполняют с помощью кожаных марок и цветных лоскутков из флагдуха (материала для флагов). При хорошем навыке можно измерять ручным лотом глубины не только при отсутствии хода, но и на малом или самом малом ходу судна.
Метод измерения глубин, применяемый в эхолотах, заключается в измерении промежутка времени прохождения звука в воде от днища судна до дна моря и возвращения обратно отраженных волн (эха). Так как скорость распространения звука в воде составляет приблизительно 1450 м/с, то расстояние, пройденное за время t звуком от днища судна до грунта и обратно, т. е. равное двойной глубине места, будет равно 1450 t. Отсюда глубину места Н определяют по формуле
Н = • 1450 = 725 t м.
Ультразвуковые колебания посылают и принимают с помощью врезанных в днище судна вибраторов. Колебания, посланные от- правительным вибратором, возвратившись от дна моря, возбуждают в приемном вибраторе э.д.с., которая поступает на вход усилителя, а от туда на указатель глубин.
Рис. 149. Определение места по изобатам. |
Рис. 150. Маркировка лотлиня. |
Указатель глубин представляет собой диск, вращающийся с
постоянной угловой скоростью, на котором укреплена неоновая лампочка. В момент посылки звука лампочка проходит через нуль на шкале указателя. За время прохождения звука до грунта и обратно диск поворачивается на определенный угол, на котором произойдет вспышка лампочки, что и укажет измеренную глубину.
При измерении глубин необходимо учитывать величину углубления вибраторов, т. е. осадку судна, чтобы определить глубину относительно уровня моря в данный момент.
Большинство эхолотов имеют вместо указателя глубин или совместно с ним самописец (эхограф), непрерывно фиксирующий глубину на бумажной ленте.
Некоторые типы эхолотов для малых глубин имеют приспособление для подачи звукового сигнала при выходе на заданную глубину.
ПЛАВАНИЕ В СТЕСНЕННЫХ ВОДАХ
Под стесненными водами понимают участки, в которых путь судна стеснен близко расположенными опасностями, либо близостью берегов, т. е. узкостями. К стесненным водам относят шхеры — скопления мелких островков, часто скалистых, многие проливы, все каналы и речные участки. В узкостях повышается опасность столкновения судов.
В стесненных водах судовождение должно осуществляться особо тщательно. Поэтому такие районы обставляют более часто береговыми маяками и знаками, в дополнение к которым сам фарватер ограждают плавучими предостерегательными знаками — буями и вехами. Карты этих районов составляют в крупном масштабе 1:50 000, 1:25 000.
Приближаясь к стесненным водам, суда не должны заходить за соответствующие их осадке предостерегательные изобаты.
В стесненных водах приходится учитывать действующие гидрометеорологические факторы — приливо-отливные и ветровые колебания уровня, течения, среди которых могут быть свальные, т. е. уводящие с фарватера, льдообразования. В некоторых районах следование в темное время суток рискованно; подходя к ним, рекомендуется стать на якорь в ожидании рассвета.
Проход узкостей. Если узкость оборудована входным створом, то прежде, чем входить в нее, следует проверить поправку компаса и учесть возможный снос или дрейф. При отсутствии створа, оборудованного знаками, следовать в ней необходимо по компасу или по выбранному в направлении фарватера береговому предмету. При этом необходимо постоянно определять место судна по пеленгам или с помощью РЛС. Однако следует учитывать, что буи могут быть снесены с установленных штатных мест.
Проходя узкости, требуется выполнять правила хорошей морской практики и мер предосторожности, так как маневрирова
ние, в частности для расхождения с другими судами, в узкостях затруднено. Якоря нужно подготовить к срочной отдаче, а машину держать в готовности к внезапным переменам режима работы. В особо узких местах и при малом запасе глубин под корпусом ход снижают, иногда до самого малого. Повороты следует осуществлять, не разгоняя корму, чтобы не навалить ее на мель или бровку канала. На двухвинтовых судах иногда прибегают к поворотам с помощью машин.
При отсутствии видимости проходить узкости можно с помощью РЛС, если берега крутые и безошибочно опознаются на экране, либо, если фарватер оборудован буями с пассивными отражателями. Можно использовать буи и без отражателей, но при
отсутствии волнения, так как оно забивает изображение буев а тл на экране.
Ориентировку по берегам осуществляют с помощью подвижного круга дальности, устанавливая его на расстояния, охватывающие имеющиеся в районе плавания подводные опаснос- ти> ЕСЛИ Круг ДЭЛЬНОСТИ КОСНвТ- ит.д. ся береговой черты, то судно приближается к опасности.
Рис. 151. Следование по радиолока- Некоторые фарватеры обору- ционным отражателям. дованы пассивными радиолока
ционными отражателями, позволяющими вести судно по оси фарватера. Данные отражатели Л, и jSt (рис. 151), называемые (условно) дистанционными радиолокационными створами, расположены не по оси фарватера, а симметрично ему, по обоим берегам. Обнаружив на подходе к узкости эхо-сигналы таких отражателей на экране РЛС (положение Mt), изменяют курс в сторону более дальнего из них и с помощью подвижного круга дальности следят за расстояниями до DA и DB (положение М2). Когда сигналы обоих отражателей окажутся на равных расстояниях, ложатся на курс в направлении оси фарватера и удерживаются на чем с помощью подвижного круга дальности, постепенно сужая его. Сходят с оси фарватера только в случае расхождения со встречными судами.
По прохождении траверза отражателей расстояние между ними увеличивается. В данном случае вести судно по оси фарватера следует также с помощью подвижного круга дальности, постепенно расширяя его. Такие отражатели позволяют проводить суда в узкостях с большой точностью.
Плавание в шхерах. Фарватеры в шхерах подразделяют на лоцманские и рекомендованные. Лоцманские фарватеры не описаны в официальных пособиях, и плавание по ним требует хорошего знания обстановки и местных условий. Поэтому его осуществляют
с помощью лоцманов. Рекомендованные фарватеры достаточно подробно описаны, так что плавание по ним допустимо и без лоцмана в зависимости от опыта судоводителя.
В финских и норвежских шхерах в результате часто изменяющихся узкостей и извилистостей фарватеров плавание по знакам навигационной обстановки требует особого внимания и навыков маневрирования. Навигационные знаки расставлены здесь часто, что не дает возможности вахтенному штурману вести прокладку. Поэтому ее следует поручать другому судоводителю.
В шхерных районах с приливными колебаниями вид местности при отливе из-за обнажения мелей изменяется, что затрудняет ориентировку.
Рис. 152. Ограждающий пеленг. |
Использование сеток изолиний. При плавании в стесненных водах важно ускорить нанесение на карту обсервованных мест . Это можно выполнять, используя карты с сетками изолиний.
ОГРАЖДАЮЩИЕ ЛИНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
Когда нет возможности получить две линии положения для определения места судна, одна линия положения может оказать существенную помощь мореплавателю в качестве ограждающей линии положения, т. е. линии, ограждающей судно от опасности. Навигационными величинами, по которым можно получить ограждающие линии положения, являются ограждающий пеленг, ограждающий угол и ограждающее расстояние.
Ограждающий пеленг. Допустим, судно, следуя истинным курсом, должно пройти узкость, минуя опасность (мель) (рис. 152). Впереди опасности имеется ориентир А. Для обхода опасности на карте прокладывают истинный пеленг ориентира так, чтобы линия пеленга проходила в достаточном расстоянии от опасности. Эта линия и будет ограждающей линией положения, а сам пеленг — ограждающим пеленгом. Проложенный пеленг переводят в компасный и, проходя опасность, следят по пеленгатору за наблюдаемым пеленгом ориентира. Если он приближается к рассчитанному, то отворачивают в сторону, противоположную опасности.
Огни маяков и знаков в подобных районах делают светящими в пределах определенных горизонтальных секторов с различным цветом огня так, чтобы один из секторов (обычно сектор красного огня) охватывал опасную зону. Граница между секторами явля
ется как бы ограждающей линией положения, подобно линии ограждающего пеленга.
Ограждающий угол. Так называют горизонтальный угол между двумя ориентирами А и В, вписанный в окружность, проходящую через эти ориентиры и ограждающую внутри себя опасность (рис. 153). ПрсЕедя на карте такую окружность и измерив из любой
ее точки угол 0 между ориентирами, устанавливают секстан на соответствующий отсчет и, проходя район опасности, наблюдают за углом между ориентирами. Если он достигает величины установленного угла 0, то это значит, что судно приблизилось к ограждающей линии и следует от нее отклониться.
Ограждающее расстояние. Если имеется только один ориентир, то ограждающей линией может служить описанная вокруг опасности, окружность с центром в месте данного ориентира (рис. 154). Следовательно, мореплаватель может считать себя вне опасности, пока он находится на расстоянии от ориентира D0np не меньшем, чем радиус R данной окружности. Для этого, проходя данный район, он должен измерять расстояние до ориентира, что проще всего выполнить с помощью РЛС.
Если на судне нет РЛС, но известна высота ориентира, то контролировать расстояние до него можно по его вертикальному углу. Если расстояние станет равным или меньше радиуса R, то немедленно изменяют курс так, чтобы уклониться от опасности.