Опознание местности на экране рлс

При использовании РЛС наиболее сложным является распоз­нание на экране объектов наблюдения, особенно при подходе к берегу с моря.

Высокий и обрубистый берег резче выделяется на экране, чем отмелый и низкий. Отлогий берег выглядит на экране тонкой часто прерывистой линией и обнаруживается только на близких расстояниях. Такой берег, расположенный на фоне более возвы­шенной местности, может вообще не выделяться на экране. Рас­стояние, измеренное до видимой на экране линии, принимаемой за береговую, окажется больше действительного, что может ввести мореплавателя в заблуждение. Поэтому, подходя при отсутствии видимости к отмелым и низким берегам, необходимо принимать соответствующие меры.

Лед, пологие склоны айсбергов, пляжи обнаруживаются на экранах РЛС лишь на близких расстояниях и выглядят бледно. У льдин отражения дают в основном их кромки. Хорошо обнару­живаются на экране скалистые и лесистые участки, причем лист­венный лес отражает лучи летом лучше, чем зимой.

Более отдаленные, но более возвышенные участки способны засвечивать более близкие, но низменные, из-за чего контуры берега искажаются. Выдающийся в море полуостров можно при­нять за остров. Группа островков, перекрывающих друг друга, создаст впечатление косы. Лучшее средство опознания на экране незнакомой местности — это сделанные ранее фотографии изобра­жения ее на экране.

Хорошо выделяются на экране РЛС высокие, плоские скалы, горы, суда и сооружения — молы, волноломы, причалы, нефте- цистерны и пр. Геометрическая правильность сооружений позво­ляет довольно легко отличать их от береговой линии.

Эхо-сигналы от таких объектов, как малые суда, буи, имеют вид точек, что не позволяет судить о их форме.

При радиолокационных наблюдениях возможны такие помехи как волнение, облака и осадки, теневые секторы и др. Сигналы от волн довольно заметны особенно от их наветренных склонов. Волны выглядят на экране в виде россыпи и могут засвечивать изображения малых объектов и пологого берега. Волны выделяют­ся на экране тем сильнее, чем больше само волнение. Помехи от волн можно устранить или уменьшить, регулируя усиление в при­емнике РЛС.

Облака и осадки также способны отражать радиоимпульсы. Низкие кучевые облака могут выглядеть на экране как берег вводя в заблуждение наблюдателя и создавая помехи в обнаруже­нии нужных объектов. Так, плотный туман может снизить радио­локационную дальность обнаружения объектов до 30% и более. Дождь, град и прочие осадки можно отличить от других на экране тем, что они обычно изменяются по форме.

Некоторые секторы горизонта (теневые секторы) для антенны РЛС обусловлены наличием судовых предметов—трубы, прожек­торы, будки грузовых кранов и др. Их рекомендуется определять опытным путем.

На некоторых маяках и навигационных знаках устанавливают специальную аппаратуру, которая при попадании луча судовой РЛС подает автоматически ответный импульс. Этот импульс вы­зывает на экране судовой РЛС эхо-сигнал отличительной формы, по которому можно опознать маяк. Такие маяки или знаки назы­вают маяками-ответчиками.

Для повышения отражательной способности навигационных знаков и некоторых других объектов, пригодных для опознания местности, они могут иметь отражатели импульсов, называемые пассивными (в отличие от активных, т. е. ответчиков). Это фигуры, состоящие из нескольких металлических плоскостей, расположен­ных под разными углами так, чтобы отражатель хорошо обнару­живался на экране с любых точек моря. Буй, снабженный таким отражателем, можно обнаруживать на расстоянии 4—5 миль. Пас­сивные отражатели особенно ценны, так как обнаруживаются на экране РЛС с любых точек моря.

Для повышения точности опознания местности и определения места судна служит картосличительная приставка к РЛС. Она представляет собой полупрозрачное зеркало, располагаемое под углом 45° между рабочей картой и устанавливаемым над картой переносным индикатором РЛС. Штурман видит одновременно изоб­ражение местности на экране и на карте. Регулированием масш­таба изображения на экране индикатора можно приравнять этот масштаб к масштабу карты и тем совместить оба изобра­жения.

Для удобства работы на чистом месте карты или на листе бума­ги наносят в масштабе карты через целое количество миль или ка­бельтовых несколько концентрических окружностей. Совмещая круги дальности экрана с нанесенными окружностями, добивают­ся точного уравнивания масштабов.

Радиолокационные карты и описания. В помощь судоводителям составляют специальные карты и атласы, изображающие местно­сти такими, какими они выглядят на экранах радиолокаторов. На них могут быть нанесены объекты, отсутствующие на обычных на­вигационных картах, но хорошо выделяющиеся на экранах РЛС.

Кроме таких карт издаются атласы, содержащие так называе­мые радиолокационное описание целых маршрутов, т. е. ряд сфо­тографированных с экранов РЛС изображений прибрежных участ­ков, затруднительных для плавания на данном маршруте.

Опознание местности методом привязки. Данный метод удобен при плавании вдоль берега. Он заключается в том, что, определив сначала место судна надежным образом, измеряют направление и расстояние до следующего четко выделяющегося объекта берего­вой линии (мыса, устья речки) и находят его место на карте. При этом необязательно, чтобы на карте имелось название объекта. Таким же образом опознают следующие объекты. Следуя вдоль побережья, непрерывно как бы привязываются к каждому очередному четко выделяющемуся на экране объекту местности.

Наши рекомендации