Опознание местности на экране рлс
При использовании РЛС наиболее сложным является распознание на экране объектов наблюдения, особенно при подходе к берегу с моря.
Высокий и обрубистый берег резче выделяется на экране, чем отмелый и низкий. Отлогий берег выглядит на экране тонкой часто прерывистой линией и обнаруживается только на близких расстояниях. Такой берег, расположенный на фоне более возвышенной местности, может вообще не выделяться на экране. Расстояние, измеренное до видимой на экране линии, принимаемой за береговую, окажется больше действительного, что может ввести мореплавателя в заблуждение. Поэтому, подходя при отсутствии видимости к отмелым и низким берегам, необходимо принимать соответствующие меры.
Лед, пологие склоны айсбергов, пляжи обнаруживаются на экранах РЛС лишь на близких расстояниях и выглядят бледно. У льдин отражения дают в основном их кромки. Хорошо обнаруживаются на экране скалистые и лесистые участки, причем лиственный лес отражает лучи летом лучше, чем зимой.
Более отдаленные, но более возвышенные участки способны засвечивать более близкие, но низменные, из-за чего контуры берега искажаются. Выдающийся в море полуостров можно принять за остров. Группа островков, перекрывающих друг друга, создаст впечатление косы. Лучшее средство опознания на экране незнакомой местности — это сделанные ранее фотографии изображения ее на экране.
Хорошо выделяются на экране РЛС высокие, плоские скалы, горы, суда и сооружения — молы, волноломы, причалы, нефте- цистерны и пр. Геометрическая правильность сооружений позволяет довольно легко отличать их от береговой линии.
Эхо-сигналы от таких объектов, как малые суда, буи, имеют вид точек, что не позволяет судить о их форме.
При радиолокационных наблюдениях возможны такие помехи как волнение, облака и осадки, теневые секторы и др. Сигналы от волн довольно заметны особенно от их наветренных склонов. Волны выглядят на экране в виде россыпи и могут засвечивать изображения малых объектов и пологого берега. Волны выделяются на экране тем сильнее, чем больше само волнение. Помехи от волн можно устранить или уменьшить, регулируя усиление в приемнике РЛС.
Облака и осадки также способны отражать радиоимпульсы. Низкие кучевые облака могут выглядеть на экране как берег вводя в заблуждение наблюдателя и создавая помехи в обнаружении нужных объектов. Так, плотный туман может снизить радиолокационную дальность обнаружения объектов до 30% и более. Дождь, град и прочие осадки можно отличить от других на экране тем, что они обычно изменяются по форме.
Некоторые секторы горизонта (теневые секторы) для антенны РЛС обусловлены наличием судовых предметов—трубы, прожекторы, будки грузовых кранов и др. Их рекомендуется определять опытным путем.
На некоторых маяках и навигационных знаках устанавливают специальную аппаратуру, которая при попадании луча судовой РЛС подает автоматически ответный импульс. Этот импульс вызывает на экране судовой РЛС эхо-сигнал отличительной формы, по которому можно опознать маяк. Такие маяки или знаки называют маяками-ответчиками.
Для повышения отражательной способности навигационных знаков и некоторых других объектов, пригодных для опознания местности, они могут иметь отражатели импульсов, называемые пассивными (в отличие от активных, т. е. ответчиков). Это фигуры, состоящие из нескольких металлических плоскостей, расположенных под разными углами так, чтобы отражатель хорошо обнаруживался на экране с любых точек моря. Буй, снабженный таким отражателем, можно обнаруживать на расстоянии 4—5 миль. Пассивные отражатели особенно ценны, так как обнаруживаются на экране РЛС с любых точек моря.
Для повышения точности опознания местности и определения места судна служит картосличительная приставка к РЛС. Она представляет собой полупрозрачное зеркало, располагаемое под углом 45° между рабочей картой и устанавливаемым над картой переносным индикатором РЛС. Штурман видит одновременно изображение местности на экране и на карте. Регулированием масштаба изображения на экране индикатора можно приравнять этот масштаб к масштабу карты и тем совместить оба изображения.
Для удобства работы на чистом месте карты или на листе бумаги наносят в масштабе карты через целое количество миль или кабельтовых несколько концентрических окружностей. Совмещая круги дальности экрана с нанесенными окружностями, добиваются точного уравнивания масштабов.
Радиолокационные карты и описания. В помощь судоводителям составляют специальные карты и атласы, изображающие местности такими, какими они выглядят на экранах радиолокаторов. На них могут быть нанесены объекты, отсутствующие на обычных навигационных картах, но хорошо выделяющиеся на экранах РЛС.
Кроме таких карт издаются атласы, содержащие так называемые радиолокационное описание целых маршрутов, т. е. ряд сфотографированных с экранов РЛС изображений прибрежных участков, затруднительных для плавания на данном маршруте.
Опознание местности методом привязки. Данный метод удобен при плавании вдоль берега. Он заключается в том, что, определив сначала место судна надежным образом, измеряют направление и расстояние до следующего четко выделяющегося объекта береговой линии (мыса, устья речки) и находят его место на карте. При этом необязательно, чтобы на карте имелось название объекта. Таким же образом опознают следующие объекты. Следуя вдоль побережья, непрерывно как бы привязываются к каждому очередному четко выделяющемуся на экране объекту местности.