Общие понятия о гиперболических
РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ.
ИМПУЛЬСНЫЕ СИСТЕМЫ
Общие понятия. Гиперболические радионавигационные системы определения места судна основаны на возможности измерения радиотехническими средствами разности расстояний от судна до двух ориентиров, что дает на карте гиперболу — навигационную изолинию.
Гиперболы обладают следующим свойством. Возьмем гиперболу / с фокусами в точках А и В (рис. 135) и ряд точек 1, 2, 3 и т. д. на этой гиперболе. Каждая из этих точек будет находиться в расстоянии DA от точки Лив расстоянии DB до точки В. При этом разность расстояний AD=Da—DB для любой из точек, находящихся на данной гиперболе, будет одной и той же, т. е. величиной постоянной.
Следовательно, если знать разность расстояний AD=Da— —DB, измеренных от этой точки до точек А и В, то по ним можно построить гиперболу, на которой должна находиться данная точка.
Это свойство гипербол используют в радионавигационных системах. Пусть в точках А к В расположены передающие радиостанции, а на одной из точек 1, 2, 3 и т. д. — судно. С помощью специальной аппаратуры можно определить разность расстояний до этих станций. Построенная на карте гипербола с фокусами в точках Л и Л явится изолинией, проходящей через место судна. Эта гипербола будет иметь мнимую ось, равноотстоящую от точек Л и В и перпендикулярную к линии АВ, называемой базой.
Рис. 135. Гипербола как навигационная изолиния. |
Определив разность расстояний до какой-либо другой пары
Рис. 136. Станции гиперболической РНС в группе. |
станций и построив на карте вторую гиперболу, в точке пересечения обеих гипербол можно получить место судна.
Гиперболические системы называют также разностно-дально- мерными. Радиостанции этих систем располагают так, чтобы гиперболы, построенные на разностях расстояний до них, пересекались в районах, где используют данные станции под наиболее выгодными углами.
В гиперболических системах как минимум применяют три пары станций, из которых первая А и вторая В (рис. 136) образуют одну пару, а первая же и третья (С) — другую. Станцию А делают задающей или ведущей, а станции В к С — ведомыми. Судно, использующее станции, должно иметь по числу их трехканаль- ный приемник.
По радиотехническим признакам гиперболические системы делят на импульсные, фазовые и импульсно-фазовые. Все они именуются РНС (радионавигационные системы).
Импульсные системы дальнего действия. Предположим, что в
точках А и В имеются станции, а в точке М —• судно. Обе станции излучают периодически и строго одновременно короткие серии радиоволн — импульсы каждый длительностью около 40 мкс. Расстояние D, проходимое радиосигналами, прямо пропорционально скорости С распространения радиоволн и времени их прохождения до точки приема. Соответственно и разность расстояний AD=Da — —DB определится как произведение разности между моментами AT прихода на судно сигналов обеих станций на величину С, т. е.
AD = ДГС = (Т1 — Т2) С,
где Т1и Т2 — моменты прихода на судио сигналов, Т1— от станции Аи Т2— от станции В.
Одной и той же разности расстояний соответствуют две симметричные гиперболы, одна из которых Г показана на рис. 135. Чтобы выбрать нужную из них независимо от счисления, а также для того, чтобы импульсы одной станции не смешивались с импульсами другой, приходящими ранее, ведомая станция посылает свои импульсы по сигналам ведущей с запаздыванием на постоянную величину Т3, не меньшую, чем полупериод всего цикла подачи сигналов. Тогда получим
АТ = Т1 — Т2 — Т3.
Для использования импульсных РНС на добывающих судах применяют приемоиндикаторы типа КПИ-3 и КПИ-4. Приходящие от станций импульсы усиливаются и появляются на экране электронно-лучевой трубки в виде пиков по двум линиям развертки.
Точность определения места судна с помощью импульсных РНС примерно та же, что и у астрономических способов. Она зависит в основном от точности измерения промежутка времени AT. Неточность в 1 мкс вызывает ошибку в разности расстояний около 300 м (1,6 кб). Такой же будет и ошибка в обсервации для судна, находящегося на линии базы. С удалением судна от базы точность определения места понижается.