Радиодевиация. ошибки радиопеленговакия
На металлических судах приходящие волны пеленгуемой станции будут возбуждать э.д.с. не только в рамке радиопеленгатора, но и в корпусе судна с его надстройками, рангоуте и такелаже,
вызывая в них так называемое вторичное излучение электромагнитной энергии.
Вторичное излучение отклоняет приходящую волну от направления своего распространения, т. е. от линии истинного пеленга излучающей станции на угол Д называемый радиодевиацией (рис. 123). Поэтому и радиокурсовой угол, полученный на лим- дем" . , , UDKV бе радиопеленгатора, не пред-
a — ИРКУ при положительном f; 6 — ИРКУ при г ** „ 1 ' „ 1
отрицательной Л , СТЭВИТ СОбОИ ИСТИННЫЙ раДИО-
курсовой угол (ИРКУ) на станцию, который будет отличаться от РКУ на величину радиодевиации, т. е.
ИРКУ = РКУ + /.
Радиодевиацию принято считать положительной (со знаком «плюс»), если истинное направление на станцию пролегает правее направления, при котором наступает минимум слышимости (см. рис. 123, а), и отрицательной (со знаком «минус») — в противоположном случае (см. рис. 123, б). Иначе говоря, при положительном значении радиодевиации ИРКУ будет численно больше, чем РКУ, а при отрицательном — меньше его.
Рис. 123. Вторичное излучение радио- |
Так как при изменении курсовых углов судна на пеленгуемую станцию направление вторичного излучения относительно рамки
радиопеленгатора изменяется, то на каждом курсовом угле будет своя радиодевиация.
Чем меньше радиодевиация, тем меньше и возможные в ней неточности и ошибки. Поэтому радиодевиацию, подобно девиации магнитного компаса, стремятся уничтожить. Уничтожение, вернее компенсацию, радиодевиации у радиопеленгаторов с неподвижными рамками осуществляют, вводя в цепь полевых катушек так называемые девиационные дроссели. У радиопеленгаторов с вращающейся рамкой радиодевиацию исключают из отсчета на лимбе прибора с помощью механического приспособления.
Скомпенсировать радиодевиацию удается обычно лишь от 6 до 8°. Эту остаточную радиодевиацию определяют сравнением радиокурсовых углов, взятых на передающую станцию через каждые 10—15° с визуальными курсовыми углами той же станции, наблюденными по азимутальному кругу компаса. Следует учитывать, что исправленный радиокурсовой угол — это тот же истинный курсовой угол, но полученный по радиопеленгатору с учетом радиодевиации, т.е. ИРКУ=РКУ+НКУ. Поэтому величину / можно представить следующим образом:
/ = ИРКУ — РКУ = КУ — РКУ.
Наблюдения и расчеты выполняют по схеме, приведенной в табл. 9.
Таблица 9
Дата... Объект наблюдения... Длина волны-.. Осадка... м.
|
График радиодевиации. |
Остаточную табл. 10. |
радиоде- |
Остаточную радиодевиацию, рассчитанную в результате наблюдений, представляют в виде графика (рис. 124), проведя через точки полученных значений плавную кривую, которая сгладит неточности наблюдений. Остаточная радиодевиация носит приблизительно четвертной характер, т. е. с изменением радиокурсового угла примерно на каждую четверть окружности меняет знак, виацию можно представить и в виде
Таблица 10
РКУ | f | РКУ | / | РКУ | f | РКУ | f |
0°,0 | +0°,0 | 90° | —1°,5 | 180° | ±0°,0 | 270° | —0°,5 |
10°,0 | +2°,0 | 100° | —2°,0 | 190° | + 1°,0 | 280° | —2°,0 |
20° | +з°,о | 110° | —3°,5 | 200° | +2°,0 | 290° | —3°,0 |
30° | +3°,5 | 120° | —5°, 5 | 210° | +з°,о | 300° | -4°, 5 |
40° | +4°,0 | 130° | —6°,0 | 220° | +3°,5 | 310° | —5°,0 |
50° | +3°,5 | 140° | —6°,5 | 230° | +3°,5 | 320° | —6°,0 |
60° | +з°,о | 150° | —6°,0 | 240° | +з°,0 | 330° | -5°, 5 |
70° | +2°,0 | 160° | —5°,0 | 250° | +2°,0 | 340° | —4°,0 |
80° | + 1°,0 | 170° | —3°,0 | 260° | + 1°,0 | 350° | -2°, 5 |
Для уменьшения радиодевиации радиопеленгаторные рамки устанавливают по возможности выше и симметрично относительно крупных металлических предметов, являющихся вторичными излучателями. Такелаж, например вантины, не должен образовывать замкнутых контуров, поэтому их скрепляют с палубой через изоляторы.
Под влиянием внешних причин (нарушение изоляции такелажа и др.) радиодевиация в пути всегда может измениться. Поэтому судоводители должны самостоятельно определять по наблюдениям действительное значение радиодевиации и сопоставлять ее с табличными данными.
Приведенная ранее формула радиопеленга радиодевиацию не учитывает. Радиопеленг, полученный с учетом радиодевиации, называют исправленным, или истинным, радиопеленгом (ИРГ1). Он выразится формулой
ИРП = РКУ + / + ИК = ИРКУ + ИК.
ИРКУ
Истинный курс на момент минимума слышимости получают, заметив курс по магнитному компасу или гирокомпасу и исправив его общей поправкой. В первом случае формула, приведенная выше, примет вид
ИРП = РКУ + f + КК + АК.
Современные радиопеленгаторы имеют вмонтированный репитер гирокомпаса, картушка которого совмещена с лимбом радиопеленгатора. Благодаря этому можно непосредственно по картушке снять отсчет радиопеленга (ОРП). Однако, чтобы заметить радиокурсовой угол, необходимо выбрать на него радиодевиацию. При этом формула, приведенная выше, примет вид
ИРП = ОРП + f+rK+ АГК.
Пример. РКУ = 120°,0; КК = 87°,0; d = 11°,5W Радиодевиацию и девиацию выбрать из таблиц 2 и 10. Рассчитать ИРП.
Решение. , РКУ = 120°,0 d = — 11°,5 ЯР/СУ=116°,0 / = —■ 4°,0 5 = — 2°,5 ИК = 73°,0
ЯР/СУ = 116°,0 ДК = — 14°,О ЯРЯ =189°,О = 87°,О
ЯК= 73°,О