Определение места по пеленгам двух предметов
Простейшим и наиболее применяемым способом определения места судна в море является определение места по двум одновременно взятым пеленгам двух различных предметов.
Пусть предмет А наблюдается с судна по истинному пеленгу ИП1г а предмет В в тот же момент по пеленгу ИП2 (рис. 91). Взяв компасные пеленги этих предметов и исправив их общей поправкой компаса, получим значения истинных пеленгов наблюдаемых предметов. Проложив на карте линии этих пеленгов, в точке пересечения линий (точка М) получим об- сервованное место судна.
Место судна при одновременном взятии пеленгов и правильном значении поправки компаса получится тем точнее, чем ближе угол 0 между предметами к прямому и чем ближе расстояние от судна до предметов.
На практике не всегда удается выбрать ориентиры, расположенные под углом, близким к прямому относительно судна, но он должен быть не менее 30° и не более 150°.
Полученное место (точку пересечения линий истинных пеленгов) обводят кружком. Около полученной точки делают надпись в виде дроби, указывая на месте числителя момент времени, а на месте знаменателя — отсчет лага. Если обнаружена невязка, то ее также указывают (см. рис. 91).
![]() |
![]() |
Способ двух пеленгов при своей простоте имеет тот недостаток, что он не дает возможности проконтролировать правильность определения. Неправильное место может получиться, например, из-за неверной поправки компаса. Действительно, если при верной поправке компаса линии пеленгов пересекаются в точке М (рис. 92), то при неверной поправке, например в сторону увеличения, линии пеленгов пересекутся уже в другой точке М'. В спо
собе двух пеленгов есть некоторые признаки, позволяющие судить о величине ошибки. Так, если поправка компаса верна, то независимо от наличия дрейфа или течения расстояния на карте между обсервованными точками, полученными по двум пеленгам, будут пропорциональны времени, прошедшему между обсервациями. В противном случае можно предположить, что поправка компаса неверна.
Значение неодновременности пеленгования. Обычно определением места занимается один наблюдатель (вахтенный помощник капитана). Поэтому образуется промежуток времени между взятиями обоих пеленгов, за который судно переместится на некоторое расстояние AS, так что точка пересечения линий пеленгов будет неверной. При скоростях до 12—15 узлов и пеленговании с промежутком не более 0,5 мин ошибка в полученном месте не будет иметь практического значения, если соблюдена определенная последовательность пеленгования, т. е. сначала пеленгуется предмет, расположенный ближе к линии курса судна (ориентир В на рис. 91), затем предмет, ближайший к траверзу судна, пеленг которого быстрее изменяется (предмет А на рис. 91). При этом необходимо заметить момент времени и отсчет лага.
Однако, определяя место ночью по огням маяков и знаков,, первым следует пеленговать ориентир, требующий большей затраты времени, т. е. огонь, дающий более редкие проблески. Момент же времени и отсчет лага надо, как и вообще при пеленговании, замечать, пеленгуя ориентир, ближайший к траверзу.
На больших скоростях ошибка от неодновременности наблюдений может иметь существенное значение. Для исключения ее взятые компасные пеленги приводят к одному месту или к одному моменту. Первый из этих способов графический. При взятии пеленга первого предмета включают секундомер, а при взятии пеленга второго предмета секундомер выключают с отсчетом Т секунд. Зная скорость хода судна V, рассчитывают плавание AS между моментами взятия пеленгов
Из места первого предмета А проводят на карте прямую, параллельную линии курса, и откладывают на ней расстояние AS (рис. 93). Из полученной точки А' прокладывают линию истинного пеленга первого предмета. Точка пересечения линий обоих пеленгов даст место судна с учетом неодновременности пеленгования.
Второй способ (аналитический) заключается в следующем. После взятия пеленгов первого предмета (кп'А) и второго предмета (КПв) снова берут пеленг первого предмета (кп"л). Допуская, что пеленги за сравнительно короткое время пеленгования изменяются пропорционально времени, берут среднее арифметическое значение пеленга первого предмета
Момент времени и отсчет лага замечают в этом случае при пеленговании второго предмета.
![]() |
![]() |
Определение места по разновременным пеленгам двух предметов. В плавании бывают случаи, когда один из нанесенных на карту ориентиров скрывается до того, как покажется или усмот-
![]() |
рится другой. Допустим, с судна в момент Т1 при отсчете лага OJIi был взят пеленг предмета А (рис. 94). Через некоторое время после скрытия предмета А (в момент Тг) при отсчете лага ОЛг был взят пеленг открывшегося предмета В. Проведем на карте из точки А параллельно линии курса прямую и отложим на ней плавание S=(0Л2—ОЛ1) К л- Проведя из полученной точки А' линию,
параллельную линии пеленга первого предмета, на пересечении ее с линией пеленга второго предмета, получим место судна М.
Полученное место называется счислимо- обсервованным, так как для получения его использованы как счисление (плавание по лагу), так и обсервации (линии пеленгов). Место на карте в этом случае обводят знаком в виде треугольника. Координаты записывают с индексами, т. е.-фСч-0и Хсч.0.
Использование разновременных пеленгов для определения по правки компаса (способ проф. М. М. Лескова). Пусть, следуя неизменным курсом, были дважды запеленгованы предметы А и В в моменты, когда они усматривались с судна под одним и тем же углом друг к другу (рис. 95). Исправив наблюденные пеленги принятой поправкой компаса ДК, получим на карте обсервованные точки Mi и М2. Если принятая поправка компаса верна, то прямая, проведенная через эти точки, совпадает с линией истинного курса, проложенного из первой точки.
В противном случае между обеими линиями возникнет угол еи, который представляет собой разницу между верной АК и принятой АК' поправками компаса, т. е. ошибку (погрешность) в последней, которую можно снять с карты. Величина выразится алгебраически
ЛК = Л'К + sK.
Величина ек будет иметь знак «плюс», если линия пути отклонена по часовой стрелке относительно ранее проложенной линии курса по часовой стрелке (см. рис. 95), и знак «минус», если она отклонена против часовой стрелки.