Совместное влияние ветра и течения на путь
СЛЕДОВАНИЯ СУДНА
При одновременном действии ветра и течения судно подвергается как дрейфу, так и сносу. Угол, на который линия пути отклонена при этом от линии истинного курса, называется общая или суммарным, углом сноса или общей поправкой на дрейф и снос.
05щий угол сноса обозначают буквой с. Он представляет собой алгебраическую сумму углов дрейфа и сноса, т. е.
с = <х+ р.
Общий угол сноса имеет положительное значение (знак «плюс»), если линия пути отклонена по часовой стрелке от линии истинного курса, и отрицательное (знак «минус») в противном случае. Общий угол связывает алгебраически путевой угол и истинный курс судна соотношением
ПУ = ИК + с.
При прокладке пути с учетом совместного действия ветра и течения строят три линии: истинного курса, пути от дрейфа и пути от общего сноса. Линию курса, как и при учете дрейфа, достаточно показать на карте в пределах, соответствующих часовой скорости хода судна. Линии пути от дрейфа и от общего сноса ведут до тех пор, пока действуют оба фактора — ветер и течение. Над линией пути от общего сноса указывают величины КК, (или ГКК и A/7Q и с (либо величины аир раздельно), например
Я/Г = 225°,0(—11,0), с = — 9°,0,
ИЛИ
ИК — 225,0 (— 11,0), « = + 6,0, р = — 15,0-
При совместном действии ветра и течения может возникнуть необходимость в решении следующих задач: прямой — определение пути судна, идущего определенным истинным курсом, и обратной — оп- о ределение истинного курса для следования судна по заданному пути. Рис. 81. Графическое
Решая прямую задачу, сначала учтя построение навигацион- только дрейф, рассчитывают промежуточное ного треугольника, направление ПУа = ИК+а, которое прокладывают на карте из исходной точки, и получают линию пути дрейфа. Затем учитывают течение, т. е. откладывают по линии пути-дрейфа вектор Ул собственной часовой скорости судна, и, зная элементы течения, строят навигационный треугольник, с которого снимают величины ПУ, с, р и У.
Пример. ИК = 75°,0; а = 6°л/г; Ул= = 11,7 узла; течение на SSO; VT = 2,5 узла. Определить ПУ.
Решение. Рассчитываем промежуточное направление
, И К —75°,0 т- а = + 6°,0
ПУа = 81°,0.
Проложим это направление и с помощью векторов Vл и VT построим навигационный треугольник (рис. 81), из которого получим ПУ = 93°,0; с = = + 17°,0; Р = +1Г,0; V = 12,4 узла.
Пример. ИК = 11Г.0; а = 5°,0л/г; Va = 14,0 узлов; течение по румбу SW; VT = 3,3 узла. Определить ПУ, с, (5 и V.
Ответ. ПУ = 119°,0, с = —8°; Р = —13°,0; V = 12,4 узла.
Рис. 82. Графическое построение определения ЛУ; Р и V, |
я |
Для решения обратной задачи сначала учитывают только течение, т. е., исходя из заданных величин путевого угла и элементов
течения, определяют (на карте) способом навигационного треугольника промежуточное направление пути-течения ЯУР. Проведя на карте из исходной точки это направление, снимают с карты угол р. Затем, учтя дрейф, рассчитывают истинный курс ИК=ПУ$— а и величину общего сноса с=а-\-ф=ПУ—ИК-
Пример. ПУ = 55°,0; Ул = 11,0 узлов; течение по румбу 0S0; VT = 3,0 узла; а = 7°,0л/г. Определить (5, V, ИК и с.
Решение. Проложив из исходной точки линию заданного пути н сделав построение (рис. 82) , получим промежуточное направление ПУЛ = 42°,0; 0 = 13°,0; V = 12 узлов. Р
Определяем величины И К и с:
ПУ= 42°,0 , о = — 7°,0 или ПУ = 55°, 0 ~ а — -f- 7°,0 р = — 12°,0 ~ ИК = 36°,0
ЯАГ = 36°,0 с = + 19°,0 с = +19°,0
Пример. /7У = 305°,0; а = 4°,0n/r; Va = 15 узлов; течение по румбу OjVO; Vt=- 4,0 узла. Определить (3, К, ЯЛ' и С.
O/neem. 0 = —13°,0; V. = 12,6 узла; ЯК = 296°,0; с = —9°,0.
В приведенных примерах сначала даны или рассчитываются истинные курсы. Практически же штурман имеет дело с компасными величинами. Поэтому учащимся следует решить ряд задач, более близких к реальной обстановке, в которых кроме учета дрейфа и течения требуется учесть склонение и девиацию магнитного компаса или поправку гирокомпаса.
Предвычисление показаний лага и времени на момент прихода судна в заданную точку при наличии дрейфа и течения производят так же, как и при плавании только на течении уже рассмотренным способом.
УЧЕТ ЦИРКУЛЯЦИИ СУДНА
Рассматривая прокладку пути судна на карте, мы подразумевали, что судно, меняющее курс (рис. 83), ложится с линии курса
в — теоретический; 6 — действительный. |
HKi на линию следующего курса Я/Сг (см. рис. 83, а) сразу, т. е. как бы повернувшись вокруг вертикальной оси в точке А. В действительности же судно, переложив руль в соответствующую сто
рону, выходит на линию следующего курса в другой точке В, описав между точками А и В кривую (рис. 83, б).
Таким образом, прокладывая линию следующего курса из точки начала поворота, мы совершаем некоторую ошибку, которая будет тем больше, чем больше сам угол поворота на новый курс и чем меньше переложено при этом руля.
Кривая, описываемая центром тяжести судна при руле, выведенном из прямого положения, называется циркуляцией судна. Циркуляцию требуется учитывать для повышения точности счисления, особенно при недостаточной видимости и при прокладке на картах масштаба 1:1 ООО ООО и более. Это важно для тралящих судов, у которых поворот может занимать расстояние до 12—38 кб и которым иногда бывает нужно возвращаться в начальную точку.
Известно, что центр тяжести судна (точка А, рис. 84) в начале поворота слегка уклоняется в противоположную сторону от перекладки руля, затем совершает поворот в заданную сторону, описывая спираль, которая при выходе судна приблизительно на обратный курс приближается к окружности. Продолжающаяся с этого момента циркуляция называется установившейся циркуляцией DyCT. Диаметральная плоскость судна за все время поворота составляет некоторый угол с касательной к циркуляции — угол а, причем нос судна обращен внутрь циркуляции.
Расстояние между линией первоначального курса и диаметральной плоскостью судна при выходе его на обратный курс (т. е. при повороте на 180°) называется тактическим диаметром циркуляции Da. Время от начала поворота судна и до выхода его на обратный курс называется полупериодом, или эволюционным периодом, циркуляции Тт°-
Длина и тактический диаметр циркуляции находятся в обратной зависимости от угла перекладки руля, а у судов, занятых буксировкой, в частности буксирующих трал, — еще и от длины вытравленных снастей, глубины места и рельефа грунта. Поэтому для траулеров имеют значение способы учета циркуляции и при неизвестном тактическом диаметре, а также способы определения этого диаметра судоводителями.
Рис. 84. Циркуляция судна. |
Рис. 85. Графический учет циркуляции судна. |
Из приемов учета циркуляции наиболее прост графический. Сделаем допущение, не повлияющее заметным образом на точность прокладки, что судно совершает циркуляцию по дуге пра
вильной окружности (рис. 85), начав поворот из точки А на И К, судно через некоторое время i вышло в точке В на заданный ИКг- Чтобы найти место точки В на карте, восстановим из точки А перпендикуляр к линии курса и в расстоянии, равном радиусу циркуляции отметим центр циркуляции (точка О). Из него 2
радиусом опишем дугу в направлении поворота судна. Линия курса Я/С2, проложенная по касательной к дуге циркуляции, определит в точке касания положение точки В.
В точках А и В (начала и конца поворота) отмечают моменты времени 7\ и Т2 и отсчеты лага ОЛ4 и 0Л2-
Дуга АВ называется длиной пути поворота Sn, а угол, равный разности между старым и новым курсами, — углом поворота аП.
При повороте вправо ап = Я/(z—Я/Сг, при повороте влево ап =
2kR
=ИК\—И К 2,- От величины R„ и ап зависит величина s„ =-------------------- 1 я„.
360°
Практически величину Sn можно определить по лагу, как плавание 5Л = (ОЛ2—ОЛ1) Кл, где ОЛ1 и ОЛ2 отсчет лага в точках Л и В.
Пример. Судно, следуя HKi= 270°,0, находясь в точке А, вмомент Ti = 15 ч 30 мин при OJIi = 23,20 начало поворот и в точке В в момент Г2= = 25 ч 46 мин при OJI2= 24,77 легло на ИК2= 270°,0; #ц= 6,0 кб; Ка= = 1,00. Определить положение точки В и рассчитать а„ и Sn.
Решение. Сделав построение (рис. 86), найдем положение точки В; ап= = 270°,0 — 120°,0 150°,0.
2 ■ 3,14 • 6 S" = ^ 150=15,7 кб,
OOU
То же и по лагу
24,77 — 23,2= 1,5 мили = 15,7 кб.
Если тактический диаметр циркуляции неизвестен, то, имея лаг с точно определенной поправкой, можно учесть циркуляцию следующим образом (прием М. Н. Андреева). Пусть судно, следуя HKi в точке А при ОЛ1 начало поворот и в точке В при ОЛ2 легло на ИКг (рис. 87). Проведя перпендикуляры из точек А я В внутрь циркуляции, в точке их пересечения получим центр цир
куляции О. Угол между этими перпендикулярами будет равен углу поворота ап, а длина пути поворота определится как плавание по лагу Sn=(OJI2—OJli) Кл.
Проведем из точки В перпендикуляры: ВС — на продолженную линию курса MKi и BD — на линию OA. Если знать величины этих перпендикуляров, ВС=т и BD=n, то можно определить и положение точки В на карте.
Из прямоугольного треугольника OBD видно, что т= Rn sinan и n=Ra (1— cos an).
При этом, если угол а, соответствующий дуге S, выражен в
57 3
градусах, то получим Rn = —— • Подставив это выражение вместо
ап
Ra в предыдущие формулы, получим значения тип:
57 3 57 3
т =---- '■—SnsinanHп =--------- '■—S„(l—cosan).
an an
Вычисленные по этим формулам величины тип для различных значений ап и Sn можно выбрать из специальных таблиц.
Определение элементов циркуляции визуальным способом проще всего в районе мерных линий. Следуя в направлении, перпендикулярном секущим'створам (рис. 88), в момент пересечения ближайшего из них А±А2 измеряют горизонтальный угол ai между этим створом и передним знаком Ri следующего створа. Одновременно включают секундомер, замечают отсчет лага OJIt и перекладывают в соответствующую сторону руль, начиная этим циркуляцию. В момент выхода на обратный курс и вторичного пересечения створа AiA2 измеряют угол о 2 между этим створом и знаком Вi другого створа, выключают секундомер и замечают отсчет лага 0Л2-
Диаметр циркуляции рассчитывают по формуле
DT = d( ctgа2 — Cfg аг), где d — расстояние между секущими створами.
мерной линии. |
По разности отсчетов лага с учетом Кл рассчитывают путь поворота 5„.
Полупериод циркуляции определится разностью между моментами Ti пуска и Т2 остановки секундомера и выразится
Имея радиолокатор, проще определить элементы циркуляции
по расстояниям до ориентира. Для этого, следуя вдоль берега, выбирают на нем предмет, четко выделяющийся на экране. Придя на траверз предмета (рис. 89) и переложив к этому моменту руль для выхода на обратный курс, измеряют расстояние di до предмета и в этот момент включают секундомер. Описав полуокружность и придя при этом вновь на траверз предмета, переложив к этому моменту руль прямо, измеряют расстояние d2 до предмета и выключают секундомер. Разность расстояний d2 и ^ выразит диаметр d^ циркуляции, а разность моментов по секундомеру — полупериод циркуляции.
Рис. 90. Определение точности счисления. |
На судах, имеющих автопрокладчик, тактический диаметр циркуляции можно снять прямо с карты достаточно крупного масштаба.