Влияние течения на путь следования судна.
СНОС
Если в районе плавания действует течение, то перемещение судна относительно земной поверхности будет складываться геометрически из элементов движения судна относительно воды и элементов движения самой воды, т. е. течения. Элементами движения судна являются его истинный курс и проходимое расстояние, определяемое по соответствующим приборам с учетом поправок последних. Элементы течения — это его скорость и
направление, обычно выбираемые судоводителями из пособий, составленных на основании многолетних наблюдений.
Пусть судно следует из точки О истинным курсом ИК (рис.75). Отложим из этой точки по линии курса вектор Vn собственной скорости хода судна, учитываемой по лагу (удобнее за 1 ч времени). Из конца этого вектора (точка А) отложим вектор скорости
Рис. 75. Влияние течения на путь следования судиа: л — при сносе слева; 6 — ери сносе еярава. |
течения Vт в том же масштабе. Тогда равнодействующий вектор V (замыкающая ОВ) представит линию пути и истинную скорость хода судна относительно земной поверхности. Направление вектора V даст путевой угол (ЛУ) судна.
Смещение судна с линии истинного курса, происходящее под влиянием течения, называется сносом от течения или просто сносом. Угол Р, на который линия пути отклонена от линии истинного курса под влиянием течения, называется углом сноса от течения или поправкой на течение.
Численно путевой угол, истинный курс и угол сноса связаны алгебраически соотношением
ПУ = ИК + Р-
Если течение пересекает линию истинного курса судна слева (см. рис. 75, а), то угол 0 имеет положительное значение, если справа (см. рис. 75, б) — то отрицательное.
Треугольник ABC, образованный векторами Va, VT и V, называется навигационным треугольником.
Подобное построение делают на карте, когда по заданному истинному курсу и элементам течения требуется определить путевой угол судна. Если масштаб карты мал, то берут двухчасовые скорости хода судна и течения.
Пример. Судно со скоростью хода 12 у?лов следует ИК = 290°. Те~ чение по румбу StO со скоростью 2,6 узла. Найти ПУ судна, угол сноса Q) к истинную скорость хода судна (V).
Решение. Произведем графическое построение (рис. 76) и получим ПУ = = 278°,0; Р = 12°,0, V = 10,8 узла.
На практике чаще приходится решать обратную задачу: по известным элементам течения и движения судна определять истинный курс судна для следования по заданному пути.
Пусть судно при наличии течения должно следовать из точки О по линии пути ПУ (рис. 77). Отложим из исходной точки вектор VT часовой скорости течения. Из конца этого вектора (точка В)
Рис. 76. Графическое построение оп- Рис. 77. Определение истинного ределения путевого угла, угла сноса курса с учетом течения, и истинной скорости хода судна. |
радиусом, равным вектору ]/л часовой скорости хода судна, сделаем засечку на линии заданного пути (точка А). Тогда линия OA, проведенная от исходной точки до места засечки (точка Л) представит вектор V истинной скорости хода судна.
Линия ОС, параллельная вектору V„, проведенная из исходной точки, представит со- Ыи бой линию истинного курса судна; угол между истинным меридианом и этой линией даст истинный курс ИК., а угол между ней и линией пути — угол сноса р.
Пример. Судно должно следовать по пути 174°,0; имеется течение направлением 230,0 скоростью 2,5 узла; скорость хода судна по лагу Vn 10 узлов. Определить истинный курс судна, истинную скорость и угол сноса.
Решение. Сделав построение (рис. 78), получаем: V = 11,2 узла, И К = 161°,5 и Р = —12° ,0.
Ведя на карте прокладку с учетом течения, строят навигационный треугольник и продолжают вести как линию пути, так и линию курса (рис. 79). Над линией пути надписывают значение компасного курса, поправки компаса и угла сноса с его знаком, например ГКК 111о,0' (—0,5) =— 9°,0'.
Рис. 78. Графическое построение определения истинного курса, истинной скорости и угла сноса судна.
Расстояние, пройденное по лагу с учетом его поправки (лаг течения не учитывает), откладывают по линии истинного курса, а. не по линии пути. Проведя из полученной точки на данный момент (точка А на рис. 79) линию по направлению течения, на пересечении ее с линией пути (точка В) получают счислимое место. При отсутствии лага пройденное расстояние, рассчитанное по истинной скорости хода судна, взятой из навигационного треугольника, откладывают по линии пути непосредственно.
Траверз какого-либо пункта относят, как и при дрейфе, к линии истинного курса и в точке пересечения линии траверза с линией пути (рис. 79), получают место судна на момент прохождения траверза предмета.
Предвычисление отсчета лага и момента времени в заданной точке при плавании на течении осуществляют следующим образом: при исходной точке строят навигационный треугольник; из заданной точки на линии пути проводят встречно направлению течения прямую до пересечения ее с линией истинного курсам снимают с карты по линии истинного курса расстояние 5 от
исходной точки до полученной точки пересечения и рассчитыва-
g
ют РОЛ по формуле рол = —:
Л л
рассчитывают отсчет лага в заданной точке: ОЛ2 =РОЛ-\-ОЛ1, где ОЛ\ — отечет лага в исходной точке; рассчитывают время t
S .
перехода до заданной точки ts — — » находят момент времени
Ул
Рис. 80. Графическое построение определения ПУ, р, V, а также 0Л2 иНа |
Т2 прихода в заданную точку Т2 = Тi X ts, где Т{ — момент времени при нахождении судна в исходной точке.
пример. Судно, имея висходной точке О на момент 7** = 11ч 30 мин, ОЛ^ = 41,3, следует ИК 290° с собственной скоростью хода 9 узлов. Течение по румбу SSO; Кт=2 узла. Кл = 0,85. Определить ПУ, р, V, а также ОЛъ и Т2 в точке В, находящейся в расстоянии 15 миль.
Решение. 1) Построим навигационный треугольник (рис. 80) и получим ПУ = 280°,0; Р = —10°,0; V = 9 узлов.
Рис. 79. Прокладка пути судна на. карте при сносе. |
2) Откладываем по линии пути расстояние S = 15 миль и получаем точку В. Из нее проводим встречно течению (т. е. на NNW) прямую и получаем на пересечении ее с линией курса точку С.
Сняв расстояние ОС, находим, что S = 17 милям, и рассчитываем
РОЛ = ---------- — = 20 миль.
0,85
3) Определяем ОЛ.2 = 41,3 -f 20,0 =» 61,3 мили.
5) Рассчитаем продолжительность перехода t= —jj—=1,88 ч = <=1ч 53 мин.
6) Получим Т2 = 11 ч 30 мин -f» 01 ч 53 мин == 14 ч 13 мин.
Отсчет лага и момента времени прихода на траверз какого- либо предмета рассчитывают следующим образом. Строят навигационный треугольник, проводят из точки местонахождения предмета прямую в направлении ИК — 90° к линии истинного курса. На пересечении этой прямой с линией пути получают счисли- мое место судна на момент прохождения траверза предмета. По расстоянию от исходной точки до точки пересечения траверза с линией курса рассчитывают ОЛ2 и Т2 на момент прохождения траверза предмета.
Аналитически учесть влияние течения на путь следования суд- , на можно исходя из того, что векторы скоростей, являясь сторонами навигационного треугольника, связаны определенными соотношениями. На практике такие вычисления заменяют выборками из специальных таблиц (табл. 32, а, 32, б и 32 МТ — 75).
Точность счисления при плавании на течении играет важную роль. Следует учитывать, что данные об элементах течений, приводимые в пособиях и на картах, являются более или менее приближенными и в той или иной степени отличаются от действительных. Поэтому при плавании в районах течений к счислению надо относиться с осторожностью. Более надежным является счисление при плавании на постоянном устойчивом течении, например пассатном. Плавая, на течении, следует возможно чаще определять место судна всеми доступными в данных условиях способами.