Влияние ветра на путь следования судна. дрейф
В случае ветра достаточной силы или течения в районе плавания судно сверх своего хода получает дополнительное перемещение в подветренную сторону или в направлении течения. В общем случае, т. е. когда ветер или течение направлены не вдоль диаметральной плоскости судна, судно смещается с линии своего курса и следует уже в ином направлении (рис. 69).
Рассчитывают отсчет лага в заданной точке 0Л2 = 0Лг + РОЛ. Рассчитывают продолжительность плавания ts |
![]() |
Линия действительного перемещения судна называется линией пути судна. Угол между плоскостью истинного меридиана и линией пути называется путевым углом (ПУ), или путем судна.
Путевые углы, как и истинные курсы, отсчитывают на плоскости истинного горизонта по круговому счету, т. е. от 0 до 360° по часовой стрелке.
У* |
![]() |
Явление смещения судна с линии курса, происходящее под влиянием ветра, называется дрейфом. Угол отклонения линии пути
![]() |
от линии истинного курса при дрейфе, обозначаемый буквой а, называется углом дрейфа, или поправкой на дрейф. Под словом дрейф понимают также перемещение судна без помощи парусов или движителей, а также перемещение любых других предметов, например льдов, происходящее только под влиянием ветра.
В зависимости от того, каким бортом — левым или правым — расположено судно к ветру, оно считается идущим левым либо правым галсом (линией курса). Судно, идущее левым галсом (см. рис. 69, а), смещается ветром вправо, и его путевой угол будет численно больше, чем истинный курс. Если же судно идет правым галсом (см. рис. 69, б), то оно будет смещаться влево и его путевой угол будет численко меньше истинного курса. Поэтому угол дрейфа левого галса (ал/г) учитывают со знаком «плюс», а угол дрейфа правого галса (апр/ЛГ) — со знаком «минус».
Путевой угол судна, истинный курс и угол дрейфа связаны соотношением
ПУ = ИК±*$Г.
Рассмотрим подробнее, как действует ветер на направление следования и на скорость хода судна, учитывая, что ветер направлен под каким-либо углом q к диаметральной плоскости судна, т. е. действует в соответствующей мере и вдоль, и поперек судна (рис. 70). Выразим полную силу давления ветра на судно вектором Р, который приложен к так называемому центру парусности судна (точка О).
Проекция вектора Р на траверзную плоскость судна Pj=.Psin q дает составляющую, смещающую судно с линии курса, т. е. вызывающую дрейф. Проекция же вектора на диаметральную плоскость судна Р2—Pc-os q даст составляющую, действующую вдоль судна и изменяющую скорость хода, уменьшающуюся при ветре на острых курсовых углах (с носа) и увеличивающуюся при ветре на тупых курсовых углах (с кормы). Это изменение скорости хода судна входит в величину Sj,.
Если при дрейфе требуется рассчитать компасный курс судна, то предварительно, учтя дрейф, рассчитывают истинный курс, который затем переводят в компасный. Если же рассчитывают путевой угол, а курс задан компасный, то последний предварительно исправляют, т. е. также находят истинный курс. Затем, учтя дрейф, находят путевой угол.
Пример. ПУ — 290°,0; а = 8°Пр/г; d = 22°,0 0st. Ь выбрать из таблицы. Рассчитать КК.
Решете. _ ПУ = 290° ,0 МК = 276°, 0
а = — 8°,0 ~ Ь = + 4°,5
_ИК = 298°,0 КК = 271°,5 (графическое построение см. d = + 22,0 рис. 71, в).
МК = 276°, 0
Пример. КК = 110,0; d = 13,30s'; а = 5вл/г, в выбрать из таблицы. Рассчитать ПУ.
Рештиг. КК = 110°,0 , ИК= 119°,6 (графическое построение ом» — 5 = — 3°,7 + а = + 5°,0 рис. 71, б).
,МК= 106°,3 ПУ = 124°,6+ d = +13°, 3
Я/С= 119,6
При дрейфе достаточно прокладывать на карте только линию пути, надписывая над ней курс по главному компасу, поправку компаса и величину угла дрейфа с указанием наименования галса, т. е. КК=90° (—4°), а=8°пр/г (рис. 72).
Расстояние, проходимое судном по лагу (РОЛ) с учетом поправки или коэффициента лага либо определяемое без лага (по оборотам), откладывают по линии пути судна.
Днищевые лаги (кроме индукционных) в отличие от буксируемых воспринимают давление встречной воды в направлении диаметральной плоскости судна, а не линии пути. Поэтому, если угол дрейфа больше 10—15°, а пройденное расстояние велико, то более точно его определяют по формуле
Sjj = РОЛКл sec а.
Траверз прохождения какого-либо пункта должен быть проложен как перпендикуляр из проходимой точки к линии курса судна. Но так как последнюю при дрейфа на карту не наносят, то
линию траверза прокладывают, рассчитав ее направление, равное Я/С±90°.
Предвычисление отсчета лага и момента времени при дрейфе осуществляют следующим образом. Так как лаг учитывает влияние ветра, то предвычисление отсчета лага выполняется так же, как и при отсутствии дрейфа. Что же касается момента времени, то
Ч» H«N*NJ„ Н, |
Рис. 71. Графическое построение: • — расчета КК; 6 — расчета ПУ. |
Рис. 72. Прокладка пути на карте при дрейфе. |
продолжительность плавания рассчитывают, исходя из фактической скорости хода судна, которая может быть и больше, и меньше, чем при тихой погоде.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ДРЕЙФА
Величина угла дрейфа зависит прежде всего от силы ветра и направления его относительно диаметральной плоскости судна, т. е. от курсового угла 'наблюдаемого ветра (рис. 73). Ветер имеет
следующие наименования: противный, т. е. дующий прямо по носу; бейдевинд, дующий спра- . ва или слева по носу; галфинд,
^ дующий справа или слева по
траверзу; бакштаг, дующий слева или справа позади траверза, и фордевинд, дующий прямо в корму. Ветер, кроме противного и фордевинда, будет левого или правого галса.
За направление ветра относительно истинного меридиана считают не то, по которому он дует, а то, от которого он дует. 1- Например, если говорят, ветер
& норд-остовый, то это значит, что
Рис. 73. Курсовые углы ветра. он дует от норд-оста.
На судах с механическим двигателем наибольший дрейф при одной и той же силе ветра происходит при бейдевинде, близком к галфвинду, наименьший — при бакштаге. Кроме того, дрейф при одной и той же силе ветра и его курсовом угле будет тем больше, чем больше высота надводного борта судна и продольная площадь настроек, и тем меньше, чем больше осадка и скорость хода судна.
Величину дрейфа судна можно определить, если известно место судна в каких-либо двух точках на переходе, установленное из наблюдений. Проведя через эти точки линию пути на карте и сравнив полученный путевой угол с истинным курсом, можно найти величину дрейфа, так как а=ПУ—И К-
Однако мореплавателю важно определить величину дрейфа в начале перехода, чтобы сразу начать его учитывать. Наиболее просто и быстро можно определить величину дрейфа по углу отклонения кильватерной струи, оставляемой судном от диаметральной плоскости, взяв компасный пеленг струи в наиболее отдаленной точке и сравнив его с компасным курсом судна: а = (ЖЯструи — —АГАТ, или, если пеленгуем струю по гирокомпасу, а = /7<77струи ± ±180°—ГАГАТ.
Вместо самой струи можно, что более точно, пеленговать буек, выпущенный на лине в 3—4 раза длиннее судна, а ночью — укрепленный на таком буйке зажженный факел. На судах, употребляющих забортный лаг, можно приблизительно определить величину дрейфа по углу отклонения лаглиня.
Пример. ПУ, установленный из наблюдений, = 165°,0; ГКК = 154°,0; Г К = +1°,5. Определить а. Ответ, а = 9°,5л/г.
Пример. ГК.П буйка, выпущенного за кормой,= 252°; ГКК ~ 79°,0. Определить а. Ответ, а = 7°,0Пр/г.
Способ определения угла дрейфа по элементам наблюдаемого ветра не требует внешних ориентиров. Его осуществляют в открытом море, но точность обусловлена соответствующим опытом в наблюдениях за поведением судна при различных курсовых углах и силе ветра. Обычно его выполняют только для полного хода судна, отдельно для загруженного и находящегося в балласте.
Для определения угла дрейфа на основании опытных данных имеются формулы, например формула Н. Н. Матусевича и К. К- Федяевского, по которой
![]() |
где W— скорость наблюдаемого ветра, м/с; V — скорость хода судна, м/с;
— коэффициент, зависящий от отношения площади надводной части судна (т. е. борта и продольных стен надстроек) и площади подводной части диаметральной плоскости судна; q—курсовой угол наблюдаемого ветра,".
Если определить угол дрейфа каким-либо точным способом, то
коэффициент К а можно рассчитать по приведенной формуле, исходя из обратной зависимости,
^"^(if)2'
Полученную величину Ка вводят в предыдущую формулу для расчета а при любых других значениях W, V и q.
Для транспортных судов величину Ка следует определить дважды, когда судно при полной загрузке и когда оно в балласте.
![]() |
Чтобы упростить определение угла дрейфа непосредственно в плавании, величину а для различных значений W, V и q рассчитывают заранее и результаты сводят в таблицу (табл. 8).
Таблица 8 W = 11 м/с (6 баллов)
|
Таблицы дают значение угла дрейфа только для одной определенной скорости кажущегося ветра. Поэтому потребуется несколько таблиц для ряда скоростей.
Таблицы можно заменить графиками также по одному для каждой скорости ветра (рис. 74), что удобнее таблиц, так как не требуют интерполирования.