Зависимость девиации от курса и магнитной широты. изменяемость девиации
Любые ферромагнитные тела подразделяют (в магнитном отношении) на твердые и мягкие. Твердые тела, находясь в магнитном поле, независимо от происхождения последнего намагничивают
ся медленно, но зато надолго сохраняют приобретенный ими магнетизм, заметно не изменяющийся при различных положениях такого тела относительно направления сил намагничивающего поля. Мягкие легко намагничиваются, но также легко размагничиваются и перемагничиваются при изменении своего положения относительно сил намагничивающего поля.
Судовое железо также условно подразделяют на твердое и мягкое. Твердое судовое железо намагничивается силами земного магнитного поля, находясь долго в неподвижном положении, обычно еще во время постройки судна на стапеле, но, если изменяется только курс и магнитная широта, сохраняет свое магнитное состояние. Мягкое железо изменяет свою намагниченность с изменением магнитного курса и магнитной широты места.
Главными носителями судового магнетизма, влияющего на магнитную стрелку, являются корпусной набор, обшивка, палубный настил и рангоут. При этом судовое железо подразделяют на продольное (кили, стрингеры), поперечное (бимсы и параллельные им балки) и вертикальное, или перпендикулярное к плоскости ватерлинии (пиллерсы, бортовые части шпангоутов, мачты, колонки). В магнитном отношении — это твердое железо, но кроме него на судне имеется много других предметов, представляющих собой как твердое, так и мягкое железо.
При изменении магнитного курса судна изменяется и положение судового железа относительно сил земного магнитного поля (точнее, относительно горизонтальной составляющей сил земного магнетизма). Соответственно изменяется и степень совместного действия сил земного магнетизма и судового железа на компасную стрелку. Следовательно, на каждом магнитном (или компасном) курсе судна в общем случае будет своя девиация.
При изменении судном магнитного курса на 360° твердое продольное и поперечное железо будет располагаться 1 раз по одну сторону магнитного меридиана и 1 раз — по другую. Поэтому девиация будет в одной половине горизонта иметь положительное значение, а в другой — отрицательное, т. е. через каждый описанный судном полукруг будет менять знак.
Девиация, вызываемая твердым судовым железом, называется полукруговой. Характер изменения девиации можно изобразить графически (рис. 41), откладывая в системе прямоугольных координат по оси абсцисс значения курсов, а по оси ординат — величину девиации (см. рис. 41, графики 1 и 2).
Мягкое железо за один оборот судна, при переходе его относительно магнитного меридиана из одной четверти горизонта в другую, каждый раз перемагничивается. При этом девиация меняет знак, т. е. четырежды переходит через нуль. Поэтому девиацию, вызываемую мягким судовым железом, называют четвертной. Ее характер показан на рис. 41, графики 3 и 4.
Кроме того, на судне некоторые железные предметы расположены так, что вызывают небольшую девиацию, постоянную по величине и знаку, характер которой показан на рис. 41, график 5.
В итоге девиация, вызываемая судовым железом в целом (т. е. суммарная), носит обычно приблизительно полукруговой характер, так как действие твердого железа преобладает, что показано на рис. 41, график 6. Реже суммарная девиация может носить и четвертной характер.
Девиация будет принимать новое значение даже на одном и том же курсе при значительном изменении магнитной широты,
так как величина напряженности земного магнитного поля при этом изменяется, а магнетизм твердого железа остается тем же.
Практически величину девиации на определенных компасных курсах определяют из сравнения компасного пеленга какого-либо ориентира с его же магнитным пеленгом.
Девиация будет изменяться на одном и том же курсе и в той же магнитной широте в случае сильных сотрясений судна на зыби в штормовую погоду, при ударах судна о лед или грунт, то же происходит при продолжительном лежании судна на одном курсе в неподвижном состоянии, например при длительном ремонте у причала, так как при этом изменяется магнитное состояние твердого судового железа. По этой же причине девиация изменяется и в случае противоминного размагничивания судна.
Всякий прием, удаление или перемещение железных масс на судне изменяет в той или иной мере девиацию. Это бывает, например, в случае погрузки или выгрузки большого количества ферромагнитных материалов.
Перемещение массивных железных частей судового оборудования также влияет на девиацию. Так, на траулерах со стальными стрелами девиация может значительно изменяться при выводе грузовой стрелы из среднего положения, а на траулерах бортового траления — от перемещения промыслового вооружения.
Вызвать заметное изменение девиации могут и малые железные предметы, если их поднести близко к компасу. По этой причине рулевой, правящий по компасу, штурман, берущий пеленги, не должны иметь при себе таких стальных предметов, как ключи, инструмент.