Соединение трансформаторов тока в треугольник, а обмоток реле в звезду
Схема соединения представлена на рис. 2.4.8.
Рис. 2.4.8
При трехфазном КЗ при симметричной нагрузке в реле проходит линейный ток в раз больше тока фазы и сдвинутый относительно него по фазе на 30°.
Особенности схемы:
1) токи в реле проходят при всех видах КЗ, защиты построенные по такой схеме реагируют на все виды КЗ;
2) отношение тока в реле к фазному току зависит от вида КЗ;
3) токи нулевой последовательности не выходят за пределы треугольника трансформаторов тока, не имея пути для замыкания через обмотки реле.
Схема применяется в основном для дифференциальных защит трансформаторов и дистанционных защит.
Коэффициент схемы: .
Включение реле на разность токов 2 – фаз (схема восьмерки)
Схема соединения представлена на рис. 2.4.9, векторные диаграммы иллюстрирующие работу схемы на рис. 2.4.10, 2.4.11.
При трехфазном КЗ (симметричная нагрузка) .
Рис. 2.4.9
Двухфазное КЗ АС
Рис. 2.4.10
Двухфазно КЗ АВ или ВС
Рис. 2.4.11
Ток в реле, следовательно, и чувствительность при различных видах КЗ будут различными.
Однофазное КЗ фазы В: ток в реле равен нулю.
Схема применяется для защиты от междуфазных КЗ, когда она обеспечивает необходимую чувствительность когда не требуется её действие за трансформатором с соединением обмоток Y/D – 11 группа.
Коэффициент схемы .
Соединение трансформаторов тока в фильтр токов нулевой последовательности
Схема соединения представлена на рис. 2.4.12.
. Ток в реле появляется только при одно –и двухфазных КЗ на землю.
Схема применяется в защитах от замыканий на землю.
При нагрузках трехфазных и двухфазных КЗ IN=0.
Рис. 2.4.12
Однако из–за погрешности трансформаторов тока в реле появляется ток небаланса Iнб.
Последовательное соединение трансформаторов тока
Схема соединения представлена на рис. 2.4.13.
Нагрузка, подключенная к трансформаторам тока, распределяется поровну. Вторичный ток остается неизменным, а напряжение, приходящееся на каждый трансформатор тока составляет .
Схема применяется при использовании маломощных трансформаторов тока.
Рис. 2.4.13
Параллельное соединение трансформаторов тока
Схема соединения представлена на рис. 2.4.14.
Схема используется для получения нестандартных коэффициентов трансформации.
Рис. 2.4.14
Реле
Реле – автоматические приборы управления, обладающие релейным действием, т.е. скачкообразным изменением состояния управляемой цепи (например, её замыкание или размыкание) при заданных значениях величин, характеризующих определенное отклонение режима контролируемого объекта.
Типы реле:
Электрические – реагируют на электрические величины.
Механические – реагируют на неэлектрические величины: скорость истечения жидкости или газа, уровень жидкости.
Тепловые – реагируют на количество выделенного тепла или изменение температуры.
Электромагнитные реле тока и напряжения
Принцип действия
Существуют три основные разновидности конструкций электромагнитных реле:
1) с втягивающимся якорем;
2) с поворотным якорем;
3) с поперечным движением якоря.
Каждая конструкция содержит: электромагнит, состоящий из стального сердечника и обмотки, стальной подвижный якорь, несущий подвижный контакт, неподвижные контакты и противодействующую пружину.
Проходящий по обмотке ток Iр создает намагничивающую силу Iрwр, под действием которой возникает магнитный поток Ф, замыкающийся через сердечник электромагнита, воздушный зазор и якорь. Якорь намагничивается и притягивается к полюсу электромагнита, переместившись в конечное положение, якорь своим подвижным контактом замыкает неподвижные контакты реле.
Ток срабатывания Iср – наименьший ток, при котором реле срабатывает, Iср – это ток, при котором электромагнитная сила превосходит силу сопротивления пружины, трения и массы.
Ток срабатывания регулируют: изменяя количество витков обмотки реле, Iср меняется ступенчато; регулируя пружину, Iср меняется плавно.
Ток возврата – при уменьшении тока в обмотках реле происходит возврат притянутого якоря в исходное положение под действием пружины.
Iвоз – наибольший ток в реле, при котором возвращается в начальное положение.
Коэффициент возврата
. (3.1)
У реле, реагирующих на возрастание тока (максимальных реле), Iср>Iвоз ® kвоз<1.
По мере перемещения якоря воздушный зазор уменьшается, магнитное сопротивление уменьшается. Электромагнитный момент увеличивается, а сила противодействующей пружины остается постоянной, возникает избыточный момент. Для возврата якоря необходимо уменьшить ток.
Реле минимального действия – реле, действующее при уменьшении тока.
Для срабатывания необходимо уменьшить ток до значения, при котором момент пружины превзойдет электромагнитный момент.
Iср – наибольший ток, при котором отпадает якорь реле.
Iвоз – наименьший ток, при котором втягивается якорь реле,
Iвоз>Iср ® kвоз>1.