Лоция внутренних водных путей
- Официальное издание атласа бассейна, выпускается администрацией бассейна, стоит денег, корректируется 3 раза за навигацию – в начале, середине и конце.
На сайте администрации бассейна публикуются документы:
- «Категории средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов в навигации 2016-2018 гг.»
- Информационный бюллетень – содержит информацию о судовом ходе на ближайшее время.
05.05.2016
Занятие 16
Двигатель, движители
Хрунков Сергей Николаевич
Отличие моторного судна от парусного: если максимальная скорость достигается по парусом – парусное, если под мотором – моторное.
Закон импульса:
mл*υ°л+ mв*υ°в = m1*υ’1 – mв*υ’в
л – лодка
в – вода
1 – после броска
- потраченная энергия
За счет скорости: при увеличении υ в 2 раза Е увеличивается в 4 раза.
За счет массы: при увеличении m в 2 раза Е увеличивается в 2 раза.
Двигатели в порядке убывания энергетической эффективности:
1) Гребное колесо
2) Вёсла
3) Гребной винт
4) Водомет
5) Воздушный винт
Отто мотор – работает по 4-тактному циклу.
Такт – движение поршня от одной крайней точки до другой.
4-тактный: | 2-тактный: |
1 Сжатие (ас) 2 Расширение (zb) 3 Продувка цилиндра (ba) |
2-тактный изнашивается в 2 раза быстрее.
Системы главных двигателей.
1. Система газообмена
- обязательно наличие воздушного фильтра.
- расположение воздухозаборника.
- на выпуске должен быть глушитель.
2. Система топливоподачи (СТП)
а) Топливо надо где-то хранить
б) Топливо надо как-то подавать
Бульбулятор для приготовления смеси
СТП разделяется на общесудовую и моторную части.
Общесудовая часть обеспечивает длительное хранение топлива и его подачу в моторную часть. Топливо нужно фильтровать.
Моторная часть обеспечивает точное дозирование топлива в зависимости от частоты вращения двигателя, нагрузки на мотор, его температурного режима, обеспечивая соотношение масс топлива и воздухе 1:15.
Топлива мало – бедная смесь.
Топлива много – богатая смесь, но повышается расход.
12.05.2016
Занятие 17
Двигатель, движители
Хрунков Сергей Николаевич
«Тяжелый» винт – винт, который вращать силовой установкой тяжело и неэффективно –> перегрузка двигателя –> износ двигателя.
«Легкий » винт – не создающий достаточной тяги об воду –> требуются бОльшие обороты –> износ двигателя.
Лёгкость и тяжесть винта определяются взаимным отношением размера винта и мощности двигателя.
Винт имеет диаметр и шаг.
Шаг винта – расстояние, пройденное винтом за 1 оборот (длина окружности).
Винт:
- грузовой – для водоизмещающего плаванья
- скоростной – для глиссирования
Подвесные моторы:
+ не занимает место в лодке, висит на кранце.
+ в межнавигационный период можно снять и убрать.
Дизельные двигатели:
+ может работать под водой (без искры)
+ малый расход
+ увеличенный крутящий момент на низких оборотах.
Система зажигания
Искровая – присуща бензиновым двигателям
Искровая свеча – для бензиновых ДВС
Калильная свеча – для дизельных ДВС
Система охлаждения
– воздушное охлаждение
– водяное охлаждение
Поломка системы охлаждения хуже поломки зажигания.
Симптомы поломки:
- нет вытекающей горячей струи воды
- изменяется звук двигателя (звук работы двигателя становится выше)
Система охлаждения состоит:
- приемная решетка (под водой, всасывает воду)
- помпа с крыльчаткой
- трубопровод
- водяная рубашка – пространство, которая омывает цилиндры
- сливной трубопровод
В стационарных двигателях система охлаждения 2-хконтурная:
- один контур – пресная вода (антифриз)
- второй контур – охлаждает «холодильник» первого контура забортной водой.
Система смазки
В 2-татктных двигателях моторные масла добавляются в бензин 3..5% от массы бензина.
В 4-татктных двигателях моторные масла заливают отдельно в масляный картер.
Масляный приемник и масляный насос подают по трубопроводу масло в трущиеся части через масляный фильтр.
Сухой картер – масло хранится не в картере, а в отдельном масляном баке.
2 насоса: качают масло в систему и выкачивают масло из системы.
Топливная система
Топливо:
- бензин (жидкое)
- дизельное топливо (ДТ, жидкое)
- газ
ДТ характеризуется цетановым числом – воспламеняемость топлива (промежуток времени от впрыска до сгорания), имеет величину 0…100. Достаточно 40-50, 40 для зимы, 50 для лета.
Бензин характеризуется октановым числом – определяет воспламеняемость топлива.
Электрооборудование
Применяется для:
- ходовые огни
- средства связи
- навигационное оборудование
- помпа
- электрические лебедки
- водоснабжение
- бытовое обеспечение
Источник электроэнергии – аккумулятор.
Важно следить за сухостью, плотностью, неокислением и неперегревом контактных групп!
16.05.2016
Занятие 18
Метеорология
Куртаев Сергей Владимирович
1) Откуда взять прогноз погоды?
а) Интернет
б) проходящие суда
в) пейджер
г) администрация акватории
д) специальные программы погоды (sailgrib)
е) народные приметы
ж) радио
з) газеты
и) телевидение
2) Понятие о ветре
Разность давлений – чем перепад больше, тем сильнее ветер.
Ветра:
- глобальные – образуются в результате глобальных изменений (циклоны, антициклоны, постоянные ветра (муссоны) от движения планеты).
- местные – из-за рельефа местности или суточных колебаний.
3) Скорость и направление ветра и их измерение
м/с | узлы (миль/ч) | км/ч |
≈ 5 |
Скорость ветра измеряется анемометром.
4) Единицы измерения
5) Шкала Бофорта
Сила ветра в баллах от 0 до 12
6) Понятие об анемометре ручном и стационарном
7) Понятие о давлении воздуха
8) Барометр
Измеряет в мм. рт. ст./Паскалях/милибарах (вторая шкала)
9) Синоптическая карта
Стрелками указывается направление ветра и сила ветра.
Высокое давление – давление поднимается, ветер закручивается против часовой стрелки.
Рус. В или англ. H – высокое давление
Рус. Н или англ. L – низкое давление
10) Циклоны и антициклоны
11) и 12) Понятие атмосферных фронтов
Встреча теплых и холодных воздушных масс – теплые выше.
Теплый фронт – если теплый воздух наезжает на холодный.
Обозначение на синоптической карте.
Теплый фронт в направлении –>
Холодный фронт
Обозначение на синоптической карте.
Холодный фронт в направлении <–
Холодный фронт проходит быстрее (в течение суток). При холодном фронте могут быть грозы.
Теплый фронт может держаться 2-3 суток.
13) Местные ветры, бризы.
Днем земля греется быстрее, воздух поднимается, давление падает.
Дневной бриз ≈ с 10:00 до 18:00.
Ночной бриз, зона действия порядка 10 морских миль, сила ветра 10-15 узлов.
14) Влияние препятствий на направление и скорость ветра, катабатический (низпадающий) ветер.
В узких местах дует сильный катабатический ветер. Скорость может достигать 100 узлов.
15) Туман, типы и причины возникновения
Туман – капли воды
а) адвентивный (морской туман)
б) радиационный
в) фронтальный
Где возникают:
а) вследствие охлаждения теплого влажного воздуха над более холодной поверхностью воды
б) над поверхностью почвы
в) образуется вблизи атмосферных фронтов или между ними.
19.05.2016
Занятие 19