Лабораторная работа 6. Важнейшие окислители Влияние среды раствора на ход реакции
Цель работы.Изучение окислительно-восстановительных свойств различных веществ, типов окислительно-восстановительных реакций, а также методов составления уравнений окислительно-восстановительных реакций (ОВР).
Пояснения к работе
Перманганат-ион – сильный окислитель, но его окислительная способность ослабевает с уменьшением кислотности раствора. Под действием восстановителей в щелочной среде MnO4- восстанавливается до манганат-иона MnO42-:
MnO4- + e- = MnO42-,
В нейтральной, слабокислой и слабощелочной среде MnO4- переходит в диоксид марганца MnO2:
MnO4- + 2H2O + 3e- = MnO2 + 4OH-
В кислотной среде перманганат-ион превращается в аквакатион [Mn(H2O)6]2+:
MnO4- + 8H3O+ + 5e- = [Mn(H2O)6]2+ + 4H2O
Разбавленные водные растворы перманганата калия неустойчивы, они разлагаются (особенно быстро под действием солнечных лучей) с образованием бурого осадка диоксида марганца и выделением кислорода:
4KMnO4 + 2H2O = 4KOH + 4MnO2¯ + 3O2
Особенно быстро раствор KMnO4 портится в присутствии восстановителей, органических веществ, которые всегда есть в воздухе. Этиловый спирт C2H5OH: так реагирует с перманганатом калия
2KMnO4 + 3C2H5OH = 2KOH + 2MnO2¯ + 3CH3CHO + 2H2O
В подкисленном растворе вместо MnO2 образуются бесцветные катионы Mn2+. Например, в присутствии серной кислоты взаимодействие перманганата калия с таким общепризнанным восстановителем, как сульфит натрия, дает сульфат марганца и сульфат натрия, а также сульфат калия и воду:
2KMnO4 + 5Na2SO3 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4 + 3H2O
Точно такая же реакция, но проведенная в сильнощелочной среде, дает манганат-ионы MnO42- зеленого цвета:
2KMnO4 + Na2SO3 + 2KOH = 2K2MnO4 + Na2SO4 + H2O
Химики прошлого прозвали перманганат калия «хамелеоном»
Дихроматы, например дихромат калия K2Cr2O7 – сильные окислители. Под действием восстановителей дихроматы в кислой среде переходят в соли хрома (III). Примером такой реакции может служить окисление сульфита натрия раствором дихромата калия в кислой среде. К раствору дихромата калия добавляем серную кислоту и раствор сульфита натрия.
K2Cr2O7 + 3Na2SO3 + 4H2SO4 = Cr2(SO4)3 + 3Na2SO4+ K2SO4 + 4H2O
Оранжевая окраска, характерная для дихроматов, переходит в зеленую. Образовался раствор сульфата хрома (III) зеленого цвета. Соли хрома - ярко окрашены, именно поэтому элемент получил такое название: "хром", что в переводе с греческого означает "цвет, краска".
Порядок работы.
Опыт 1. Окислительные свойства перманганата калия в различных средах.
В три пробирки налейте по 5 капель раствора KMnO4. Затем в первую добавьте 5 капель раствора серной кислоты, во вторую - 5 капель дистиллированной воды, а в третью - 5 капель раствора щелочи.
После этого во все три пробирки добавьте по каплям раствор сульфита натрия Na2SO3 до видимого изменения цвета растворов.
Напишите наблюдения и уравнения реакций, учитывая, что окраска соединений марганца зависит от его степени окисления: ион MnO4– - имеет фиолетовую окраску, ион MnO42– - имеет зеленую окраску, ион Mn2+ - практически бесцветен, оксид марганца MnO2 - труднорастворимое вещество бурого цвета.
Опыт 2. Реакции внутримолекулярного окисления - восстановления.
Разложение дихромата аммония (демонстрационный).
На асбестовую сетку насыпьте 5г дихромата аммония (NH4)2Cr2O7 и внесите в соль зажженную лучину. Напишите уравнение реакции, имея в виду, что в качестве газообразных продуктов выделяются молекулярный азот и пары воды.
Опыт 3. Окислительные свойства дихромата калия. (Cr +6)
Налейте в пробирку 1-2 мл дихромата калия К2Cr2O7 , 3 мл раствора серной кислоты и 1 мл раствора иодида калия КI . Отметьте изменение окраски и докажите с помощью крахмального клейстера выделение свободного йода.
Составьте отчет следующего содержания:
Цель работы:_____________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Лабораторная работа
Важнейшие окислители Влияние среды раствора на ход реакции
Отчет
Студент___________________________________________________________
Группа_______
Цель работы:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Лабораторная работа 7. Общие свойства металлов
Цель работы:Ознакомиться на практике с общими свойствами металлов
Пояснения к работе
Общие химические свойства металлов:
Сильные восстановители: Me0 – nē ® Men+
I. Реакции с неметаллами
1) С кислородом:
2Mg0 + O2 ® 2Mg+2 O
2) С серой:
Hg0 + S ® Hg+2 S
3) С галогенами:
Ni + Cl2 –t°® Ni+2Cl2
4) С азотом:
3Ca0 + N2 –t°® Ca3+2N2
5) С фосфором:
3Ca0 + 2P –t°® Ca3P2
6) С водородом (реагируют только щелочные и щелочноземельные металлы):
2Li0 + H2 ® 2Li+1H
Ca0 + H2 ® Ca+2H2
II. Реакции с кислотами
1) Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до H восстанавливают кислоты-неокислители до водорода:
Mg0 + 2HCl ® Mg+2Cl2 + H20
Mg0 + 2H+ ® Mg2++ H20
2Al0+ 6HCl ® 2AlCl3 + 3H20
2Al0 + 6H+ ® 2Al3+ + 3H20
6Na0 + 2H3PO4 ® 2Na3+1PO4 + 3H2
6Na0 + 6H+ ® 6Na+ + 3H20
Восстановление металлами кислот-окислителей смотри в разделах: "окислительно-восстановительные реакции", "серная кислота", "азотная кислота".
III. Взаимодействие с водой
1) Активные (щелочные и щелочноземельные металлы) образуют растворимое основание и водород:
2Na0 + 2H2O ® 2Na+1OH + H20
2Na0 + 2H2O ® 2Na1+ + 2OH1- + H20
Ca0 + 2H2O ® Ca+2(OH)2 + H20
Ca0 + 2H2O ® Ca2+ + 2OH1- + H20
2) Металлы средней активности окисляются водой при нагревании до оксида:
Zn0 + H2O –t°® Zn+2O + H02
3) Неактивные (Au, Ag, Pt) - не реагируют.
4) Вытеснение более активными металлами менее активных металлов из растворов их солей:
Cu0 + Hg+2Cl2 ® Hg0 + Cu+2Cl2
Cu0 + Hg2+ ® Cu2+ + Hg0
Fe0 + Cu+2SO4 ® Cu0 + Fe+2SO4
Fe0 + Cu2+ ® Cu0 + Fe2+
Работа в лаборатории
Оборудование и реактивы:
штатив с пробирками
кусочек цинка
железные стружки
алюминиевые стружки
растворы:
серной кислоты,
соляной кислоты,
сульфата алюминия,
сульфата меди,
гидроксида натрия.
Опыт № 1 Взаимодействие металлов с растворами солей.
Поместите в две пробирки по 1 мл раствора сульфата меди. В одну пробирку опустите кусочек цинка, а в другую железные стружки.
Какие изменения происходят на поверхности металлов?
Напишите уравнения реакций. Составьте электронный баланс. Пользуясь рядом электрохимических напряжений металлов, объясните эти реакции.
Опыт № 2 Взаимодействие металлов с растворами кислот.
В две пробирки поместите по 1 мл растворов кислот: соляной, серной. Опустите в каждую по 1-2 стружки алюминия. В две другие также налейте по 1 мл соляной и серной кислоты, и опустите в каждую по 1-2 стружки железа. В пробирках, где наблюдается энергичное выделение газа, попробуйте поджечь его горящей лучиной.
Напишите уравнения реакций, составьте электронный баланс
Опыт № 3 Отношение металлов к действию щелочей.
Поместите в две пробирки по 1 мл 30 %-ного раствора NaOH и опустите в первый раствор 1-2 алюминиевые стружки, во второй 1-2 стружки железа. Есть ли различие в происходящих процессах? Когда начнется энергичное выделение газа, подожгите его горящей лучиной. Запишите наблюдения и уравнение происходящей реакции.
Составьте отчет следующего содержания:
Цель работы:_____________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Лабораторная работа
. Общие свойства металлов
Отчет
Студент___________________________________________________________
Группа_______
Цель работы:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |