Лабораторная работа 2.Химические свойства карбоновых кислот
Цель работы: Раскрыть свойства органических кислот на примере уксусной кислоты, сравнив со свойствами неорганических кислот.
Пояснения к работе
Карбоновые кислоты содержат сильно полярную связь между атомами кислорода и водорода в гидроксильной группе, которая еще больше поляризуется под влиянием атома кислорода, входящего в состав карбонильной группы.
1). В водном растворе карбоновые кислоты обратимо диссоциируют:
RCOOH RCOO- + Н+
Лакмус в растворе карбоновых кислот приобретает красный цвет.
Карбоновые кислоты — слабые, поэтому сильные минеральные кислоты вытесняют их из соответствующих солей.
2). Реагируют с
- активными металлами
2RCOOH + Mg → (RCOO)2 Mg+Н2
- основными оксидами
2RCOOH + СаО → (RCOO)2 Са+Н2О
- основаниями
RCOOH + NаОH → RCOONа+Н2О
- солями слабых кислот
RCOOH + NаHCО3 → RCOONа+Н2О+CО2
3). Взаимодействуют со спиртами:
Работа в лаборатории
Оборудование: пробирки, штатив, хим. ложка, инструкция по выполнению лабораторной работы
Реактивы: две полоски индикаторной бумаги, раствор соляной кислоты концентрацией 3 моль/л, раствор уксусной кислоты концентрацией 3 моль/л, магний, раствор гидроксида калия концентрацией 1 моль/л, фенолфталеин , раствор карбоната натрия.
Опыт 1. Сравнение свойств органической и неорганической кислот.
В этом опыте сравним силу (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной и неорганической – на примере соляной. Для этого определим рН растворов этих кислот с помощью универсальной индикаторной бумаги. Приготовить две полоски индикаторной бумаги и нанести на одну полоску каплю раствора соляной кислоты концентрацией 3 моль/л, а на другую каплю раствора уксусной кислоты такой же концентрации 3 моль/л. Сразу же сравнить изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН. Сделать вывод о том, какая из кислот является боле сильной.
Опыт 2. Отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
Для опыта приготовить две пробирки. В одну поместить 1 мл уксусной кислоты , а в другую 1 мл соляной кислоты. В каждую из пробирок насыпать на кончике ложечки стружку магния. В каком случае реакция протекает интенсивнее? Какой газ выделяется из раствора. Записать уравнения соответствующих реакций.
Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
Поместите в пробирку 1 мл раствора гидроксида калия и прибавить несколько капель фенолфталеина. Объясните изменение окраски раствора. Затем в пробирку по каплям прибавляйте раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора. Чем вызвано исчезновение окраски раствора? Записать уравнение соответствующей реакции.
Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.
В пробирку поместить раствор карбоната натрия и приливать по каплям уксусную кислоту концентрацией CH3COOH 3моль/л . Описать наблюдаемые явления. Записать уравнение соответствующей реакции. Какой газ выделяется из раствора?
Сделайте вывод по работе: какова сила карбоновых кислот (на примере уксусной кислоты)? Каковы сходные признаки между органическими и неорганическими кислотами?
Составьте отчет следующего содержания:
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Лабораторная работа 2.
Химические свойства карбоновых кислот
Отчет
Студент___________________________________________________________
Группа_______
Цель работы:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |