Нарушение непроницаемости вещества
Проникновения и приносы. При описании опытов с сенситивами большой одаренности иногда сообщают о явлениях извлечения предметов из закрытых объемов-запертых комнат, ящиков мебели, шкатулок и т.п. — и, наоборот, внедрения их туда. Иногда это сопровождается моментальным переносом предметов на значительное расстояние, даже из города в город {92-6}. Подобные явления получили в психизме название "приносов". Особенно часто происходили приносы цветов. Были даже сенситивы узкой одаренности, которые специализировались на воспроизведении явления приноса цветов, притом зачастую в огромных количествах. Иногда это были обычные цветы, сохранявшиеся после опыта ("пребывающие", как говорят в психизме), иногда же — фантомы цветов, быстро "таявшие" под влиянием света /4, 53/. В ряде опытов цветы "возникали", "осыпались сверху", в других случаях их давала призрачная светящаяся рука или полностью сформированный фантом /4/. Есть случаи, когда удавалось установить источник получения обычных цветов — они оказывались, например, срезанными в запертой соседней оранжерее или в оранжерее, удаленной на несколько километров, где поутру садовники с изумлением взирали на произведенное опустошение.
Приносы и проникновение сквозь вещество склонны объяснять сочетанием актов дематериализации и материализации. Подтверждение этого объяснения видят в том, что извлеченная из закрытого объема или принесенная в него вещь часто оказывается нагретой /53, 1249/. Профессор Ж. Охорович получил от гида "Стазии" разъяснение, что принос предмета без преодоления вещественной преграды не сопровождается его нагревом, а нагрев возникает при "протаскивании" сквозь вещество предмета, приведенного для этого в "флюидическое состояние" (дематериализованного), причем нагреваются только металлы, но не дерево и кожа, поскольку они "менее плотны" /74, 365/. В статье /64/ сделана попытка "подвести научную базу" под явление прохождения вещества сквозь вещество, объяснив его сверхбыстрыми перемещениями частиц вещества, длительность которых (10-25 с) существенно меньше наименьшей длительности взаимодействий корпускул вещества (10-23 с), вследствие чего за время прохождения "ничто не успеет пошевелиться" в обеих, проходящих одна сквозь другую, субстанциях, которые, как всякое вещество, при остановках корпускул стали бы ажурными.
Другое объяснение рассматриваемых явлений состоит в предположении перемещения в четвертом (эвклидовом) измерении. Указывается, что если для трехмерного существа доступно проникновение в замкнутость двумерного мира (например, внутрь круга), то для существа четырехмерного (для П и П0) открыты замкнутости вещественного трехмерного мира1. Наряду с явлениями проникновении и приносов демонстрацией четырехмерности психического плана считались опыты профессора Цолльнера с сенситивом Слэдом, при которых завязывались узлы на кольцевидной веревке, концы которой были связаны и припечатаны; был получен отпечаток ноги сенситива на закопченной стороне доски, прикрытой другой доской и опечатанной; надевались кольца на стержни, не имеющие свободных концов; исчез стол, затем возник в воздухе и свалился на экспериментаторов {93-5}. Академик А. Бутлеров внимательно изучил эти опыты и отметил их важность для понимания структуры пространства /32/. Но не обошлось без голословных обвинений. Журналист Буа, не бывший при опытах, инсинуировал, что Цолльнер был не в здравом уме, Слэд жульничал, а помощником Цолльнера был слепой старик /243/. Он же клеветал, что при опытах В. Крукса с сенситивом Ф. Кук "профессор Крукс потерял свою обычную наблюдательность" и был обманут. История психизма пестрит примерами подобных инсинуаций, авторы которых порочат что угодно и кого угодно. Ничто не может их остановить — ни совершенство аппаратуры, примененной для объективной фиксации явлений, ни скрупулезная документация опытов, ни авторитетность проверяющих комиссий, ни безупречная научная репутация экспериментаторов. Все это опровергается пустым лживым словом, как правило, находящим широкий отклик.
Представление о многомерности пространства подкрепляет ряд психических явлений: дальновидение, моментальные приносы предметов из дальних мест, одновременное медиумическое сообщение с несколькими, удаленными друг от друга, пунктами, и. конечно, само существование ряда планов — вещественного, астрального и т.д.
Сенситивы, способные совершать явления приноса и проникновения в наше время редки, но все же встречаются. Один из них — Саи Баба Sri Sathya Sai Baba), проживавший2 в индийском штате Андра Прадеш. Ему посвящены работы {94-6}. Он — религиозный деятель, свою психическую одаренность считал чем-то второстепенным, недостойным внимания, пригодным лишь для оказания помощи людям. Поэтому он категорически отказывался от участия в парапсихологических опытах. Лица, наблюдавшие его, сообщают об осуществлении им явлений материализации , ясновидения, при-носов ("телепортации") и т.д. Большой интерес представляет сообщение выдающихся парапсихологов К. Осиса и Е. Гаральдссона, приехавших в Индию, чтобы посетить Саи Бабу. Им удалось II раз побывать на его приемах и наблюдать при этом 21 паранормальное явление /1325/. Общение с ним проходило без затруднений, так как он говорил по-английски, хотя больше любил пользоваться переводчиком.
Перед домом Бабы ежедневно собиралась толпа верующих. Два раза в день он обходил собравшихся, отбирал несколько человек и вел в приемную. Это пустая комната с цементным полом и простым креслом для него. Посетители сидели на полу, рядом с его креслом, или стояли, ожидая своей очереди. На Бабе были легкая одежда без карманов с просторными прозрачными рукавами, не скрывающими рук. Он был скуп на движения и не делал отвлекающих внимание жестов, свойственных иллюзионистам. Он одаривал пришедших не только поучениями и советами, но и драгоценностями, которые тут же "сотворял". Не обошел он своей щедростью и авторов сообщения: провел рукой по воздуху, в руке оказалось золотое кольцо, которое он подарил одному из авторов. Так же появилось и другое украшение для второго автора. Ювелиры в США оценили их в 80 и 100 долларов3. На кольце был его портрет, но когда его попросили показать еще что-нибудь необыкновенное, он провел рукой по кольцу и портрет исчез. Это огорчило одаренного, которому хотелось иметь портрет на память. Тогда Баба "восстановил" портрет на кольце, но это уже был другой портрет, изменилось и кольцо. Все это происходило днем, в той же светлой необставленной комнате, на глазах многих наблюдателей.
Множество явлений проникновения вещества сквозь вещество наблюдалось при возникновении фантомов. О них мы будем говорить ниже.
К рассматриваемому классу явлений относится устранение тени предметов и людей. Об этом феномене упоминают, рассказывая о "чудесах Индии" /616 и др./. Видимо, этот феномен следует считать следствием частичной дематериализации вещества (?). Сведения об этом явлении скудны и в их достоверности нет уверенности.
Хирургическое целительство
Xирургичecкоe целительство преимущественно развито на Филиппинах и, с меньшей оглаской, в Бразилии {72-9}. О применяемой целителями — хирургами процедуре можно судить не только по книжным описаниям и рассказам очевидцев, но и по ряду демонстрировавшихся кинофильмов. Перед выполнением операции некоторые из хирургов — целителей "заряжаются" энергией, излученной большими массами людей при богослужениях в храмах или же в танцзалах. Операции совершаются быстро, почти бескровно и совершенно безболезненно. Антисептика не применяется, условия часто антисанитарны. Ткани тела раздвигаются руками без применения инструментов и тут же, почти бесследно, заживляются.
Мнения о хирургическом целительстве противоркечивы. Признающие реальность явления объясняют его дематериализацией тканей с последующей заживляющей материализацией их или "действием биополя высокой напряженности". Но многие утверждают, что эти явления — типичный иллюзионизм, фальсификация. К этому выводу склоняется большинство врачей, лично ознакомившихся с проведением операций филиппинскими целителями. Так, доктор В. Нолей пишет, что вначале он был обманут и поверил в истинность происходящего, но затем понял, что тело больных целителями не раскрывается, операционная "кровь" образуется при смешении бесцветных жидкостей, которыми смочены два тампона, под видом "камней из печени" предъявляется обыкновенная галька, а последующий рентген показывает, что камни продолжают пребывать в печени и т. д. /797/. Он проследил за результатами многих операций и не обнаружил ни одного случая излечения серьезной болезни. По его мнению, излечиваются лишь больные истерией, в результате самовнушения. К таким же выводам пришел профессор Дитфурт, снявший в Маниле фильм о хирургах — целителях. Пациенты воображают, что им стало лучше, но серьезно больные, вернувшись домой, умирают. Даже при "полостных" операциях пальцы целителя остаются скрюченными и в тело не проникают, под видом удаленных тканей предъявляются кусочки куриного мяса и т.п. /130а/. К столь же отрицательным заключениям пришли профессор Н. Паули из Аргентины и ряд других врачей {73-4}. Но, наряду с отрицательными мнениями, имеются и подтверждения истинности хирургического целительства филиппинцев.
Американский психолог Даг Воукс поступил к ним в обучение. Через несколько лет он стал целить терапевтически, а затем и хирургически. При первой своей операции он был поражен ие меньше окружающих: "я не мог управлять этим; все происходило само собой". Когда он массирует тело больного, то видит, как плоть расступается, но не чувствует этого, так как его руки теряют чувствительность до локтей. Не руки погружаются в тело, а пораженная область как магнитом притягивается к рукам. Клетки отделяются друг от друга без повреждений /744а/
Автор книги /1014/ утверждает, что сам вкладывал руку в раскрытое целителем Тони Агпаоа тело. Аналогичные свидетельства получены от советских врачей, побывавших на Филиппинах. Ими было обнаружено, что извлекаемые в ходе операций фрагменты тканей часто совершенно видоизменяются при рематериализации, что может привести (и приводит) неосведомленных об этом наблюдателей к неправильным заключениям. Заметим, что сходные эффекты очень часто наблюдались и при медиумических опытах: фантомы тканей часто отличались по цвету, а иногда и по структуре от ткани одежды медиума, из которой они были образованы /4 и др./. Было замечено также, что некоторые целители, завершая операцию, "материализуют болезнетворное начало" в виде стандартного для каждого из целителей предмета (кубик, пучок травы и т. д.), который затем тщательно уничтожается. Это тоже могло способствовать подозрениям в обмане /1361/.
К. Уотсон, на основании личного длительного общения с филиппинскими целителями, утверждает в уже упоминавшейся нами работе "Ошибки Ромео" реальность выполняемых ими операций и объясняет их использованием материализации и дематериализации. Он высказывает предположение, что существует потустороннее влияние, препятствующее выяснению реальности явлений, например, уничтожая материальные свидетельства их истинности (исчезает из запечатанной банки камень, извлеченный из почки; оказываются засвеченными или неэкспонированными кинопленки и т. д.).
Автор книги /482/ положительно характеризует деятельность бразильского целителя Ариго, который выполнял операции в состоянии транса (!) и притом такие ювелирные, как снятие катаракты. Демонстрировался кинофильм, показывающий ход этой операции. Ариго оперировал бритвами и ножами, но обчычно бескровно и безболезненно. Раны, если они бывали, заживали в несколько раз быстрее обычного, несмотря на отсутствие антисептики. Он утверждал, что его действиями руководит П0 немецкого врача "Адольфус Фриц": "Слушаю голос в правом ухе и делаю, что он говорит". Ариго ставил точные диагнозы: 550 его заключений, которые удалось проверить, оказались верными.
Как видно из изложенного, сведения и мнения противоречивы, даже когда дело касается такого, казалось бы, наглядного явления, как хирургическое целительство. Можно предполагать, что, как и в других случаях изучения психизма, запутанность и неопределенность проистекают из-за смешения истинных и фальсифицированных явлений. Последних в данном случае может быть особенно много из-за ажиотажа, вызванного возможностью легкой наживы на несчастьях. Можно предполагать, что и одаренные целители фальсифицируют явления, когда они "не в ударе". Не малую роль, по-видимому, играет и отношение "экзаменаторов": известно, что активный антагонизм гасит провления психизма, а доброжелательное ожидание результата способстввует его получению. Именно поэтому сенситивы обычно избегают строгих "экзаменов". Не способствует выяснению вопроса с психохирургией и то, что он рассматривается в отрыве от других феноменов психизма. Весьма показательна в этом отношении подборка мнений о психохирургии, опубликованная в "Литературной газете" от 24.8.1983 г. О явлениях материализации и дематериализации, которые, скорее всего, объясняют феномены психохирургии, в ней нет и речи. Во всех высказываниях сквозит наивная убежденность авторов в полноте своих знаний о том, чему должна и чему не должна следовать Природа.
Медиумическая фотография
Медиумическими называют фотографии, на которых на фоне всем видимой обстановки зафиксированы невидимые присутствующим образы, представляющие собой изображения отшедших или отсутствующих людей. Появление их на снимке приписывается влиянию сенситива — фотографа. Иногда он "видит" их и описывает. Правильность описания подтверждается после проявления /4/. Механизм явления неизвестен. Есть два предположения. 1) Сенситив психодинамически "впечатывает" на пленку "мыслеобраз" —свое представление об объекте; 2) фотографируется реальный объект, представляющий собой начальную стадию материализации фантома под влиянием сенситива-фотографа; фантом излучает невидимое глазу, более проникающее излучение, так как его изображение всегда светлее видимых объектов, первым появляется при проявлении и иногда получается с закрытым объективом /610, 908,
1137/.
Возможность объяснения материализацией побудила нас отделить изложение медиумической фотографии от описания фотографирования мыслеобразов. Это объяснение привлекательно тем, что встраивает медиумическую фотографию в шеренгу явлений материализации постепенно возрастающей интенсивности. В то же время, разделение указанных двух видов фотографии является условным, так как, скорее всего, фантом тоже представляет собой мыслеобраз, созданный П фотографа или, предположительнно, действующим через него П0. Меняется лишь способ воплощения мыслеобраза — вместо "картины" (кадр на пленке) создается "скульптура" (фантом). В качестве факта, противоречащего объяснению материализацией, приводят результаты стереоскопической фотографии: в отличие от видимых объектов, паранормальное изображение получается плоским, что объясняют "впечатыванием" мыслеобраза на два кадра без точного учета перспективы /282/. Однако, это можно объяснить и необъемностью фантома в начальной фазе материализации4. О том, что при обоих объяснениях изображение следует считать мыслеобразом, говорит соблюдение "правила последнего прижизненного вида", сформулированного А.Н. Аксаковым: паранормальные фотографические изображения обычно соответствуют предсмертному виду отшедших, не тому их улучшенному и омоложенному виду, о котором свидетельствуют П0, говоря о своей наружности. Обычно на снимках умершие старыми стары и дефекты их тел не устранены. Получались снимки отшедших в погребальном наряде, с разрушительными следами болезни и т.п {95-4}.
Обычно изображения отшедших появлялись на фотографиях при съемке близких этим отшедшим людей. Как правило, отшедшие были неизвестны фотографу-сенситиву. В этих случаях источником сведений о их внешности могла быть память фотографируемого лица (память его П, удивительно четкая, ибо правильно передаются мельчашие подробности). Но было немало случаев, когда на снимке появляется мыслеобраз лица, неизвестного всем участникам съемки. В этих случаях вступают в конкуренцию две гипотезы: 1) фотограф-сенситив извлекает сведения об изображенном лице из тех или иных удаленных источников, используя свои паранормальные способности; 2) мыслеобраз создает П0 (или "вышедший" П если изображен живущий человек), а сенситив лишь запечатлевает его. Последнее предположение более вероятно. Случаи "вторжения" на снимки посторонних живых лиц говорят в его пользу. Таким случаем явилось получение фотографом-сенситивом во Франции снимка с изображением другого сенситива, который спал в это время в Англии /323/.
Предположение, что паранормальный снимок представляет собой фотографию "скульптурного мыслеобраза" (т.е. фантома), получило подтверждение со стороны П0. По указанию "Стазии"5 профессор Ж. Охорович установил в темной комнате заряженный фотоаппарат с открытыми затвором и объективом и положил на стул шаль. Через некоторое время Томчик, находившаяся в другой комнате, "увидела" сквозь закрытую дверь вспышку света, после чего объектив был закрыт и снимок проявлен. Выявилось изображение — поясной портрет красивой девушки с оставленной шалью на плечах /799/. На упрек Охоровича: "Просил фотографию П0, а получил снимок дамочки!" — Стазия возразила: "Если снимать П0 — ничего не получится. Для фото надо принять земной вид и образовать фантом". Судя по фотографии, освещение было всесторонним. Стазия же сказала, что усилием воли вызвала "вспышку воздуха" и что материализация фантома была "поверхностная" — она даже не знала, что возможны завершенные материализации фантомов с бьющимся сердцем и с другими внутренними органами. Вещество для материализации фантома она "брала отовсюду", не собственным. Полученная фотография была опубликована журнале /1249/. Охорович прочел Стазии там же помещенный отзыв, где фотография была признана нежизненной, на что Стазия отметила: "Нежизненная? А разве я живая?".
Иницативное поведение Стазии характерно для П0. Многие фотографы-сенситивы говорили, что действуют под руководством своих гидов, которые указывают им, как производить съемку и Обрабатывать снимки, поскольку обычные правила выбора экспозиции неприменимы к съемке невидимых объектов /323, 1249/. Мы тоже встретили содействие со стороны П0, когда сделали попытку съемки (с негодными средствами, так как сенситив был слаб): "Давай попробуем. Интересно, что получится". После съемки было сказано: "Да, я сидела рядом с тобой (рядом с креслом автора стояло пустое кресло). "Как получится интересно. Это очень трудно. Ты меня не узнаешь. Узнаешь, конечно, но я ведь очень изменилась. Я лучше". Затем отшедшая попросила сняться группой, указала кому где сесть и где для нее оставить место. Увы, оно осталось незанятым на снимке!
Способность к медиумической фотографии встречается редко. Для ее проявления необходимо совпадение специфической одаренности сенситива и его занятий фотографией. Тем не менее история психизма дает немало примеров этой способности. Она обычно выявлялась случайно — неожиданным получением снимков с "вторжением" отсутствующих в натуре объектов. Они имели разную степень отчетливости — от неопределенных световых пятен до вполне четких изображений — и тяготели либо к сенситиву, либо к фотографируемому. Первый случай надо считать связанным с начальной стадией материализации фантома, а именно с истечением эктоплазмы из сенситива (см. ниже). Примером могут служить известные опыты Битти с сенситивом Бутландом /4/. Но под медиумической фотографией обычно разумеется второй случай — приуроченность паранормального изображения к фотографируемому. При успешной съемке изображение получается жизненным и сходным с прототипом. Обычно оно располагается на снимке рядом с фотографируемым близким ему человеком. Наряду со светлостью и нестереоскопичностью, иногда обнаруживаются и другие признаки отличия паранормальных и нормальных изображений. Например, был получен снимок, на котором стул (реальный объект) просматривался сквозь сидящего на нем фантома /1300/. К сожалению, подобные снимки доказательны лишь для получивших их, так как возможности фотомонтажа и фототрюков практически неограничены.
Опубликовано значительное число сообщений об удачных опытах медиумической фотографии и множество полученных снимков {96-13}. Среди них современная работа /481, 1300/, выполненная японским ученым Т. Фукураи с использованием рядовых сенситивов-любителей (домохозяек), которые не умели фотографировать, вследствие чего применялся метод "скотографии" (skotography) — впечатывания изображений прямо на пластинку, без использования фотокамеры. Были получены снимки П0) участвовавших в медиумических сеансах, которые проводили экспериментаторы.
Обилие доказательств не привело к признанию реальности медиумической фотографии. Пожалуй, ни в одной области психизма так не упорствуют в подозрениях о подтасовке и обмане, как в медиумической фотографии. Этому способствует сам характер фотографического процесса — недоступность для осмотра внутренности заряженного аппарата, обилие манипуляций с фотоматериалами, слабое освещение при этом, возможность нанесения на фотоматериал "скрытого изображения" до съемки. Это усугублялось в первые годы фотографии, когда фотограф сам заготовлял перед съемкой пластинки "мокрым способом" в темноте. Поэтому история медиумической фотографии изобилует проверками, расследованиями на различных инстанциях, вплоть до судебных, работой проверочных комиссий и, невзирая на положительные результаты разбирательств, не прекращающимися нападками в газетах и других изданиях, хотя, казалось бы, достаточно одного положительного результата, чтобы убедиться в реальности явления. Приведем два показательных случая из прошлого.
В 1876 году в г. Цинциннати (США) фотограф Гартман, снимавший (безвозмездно) медиумические фотографии, был проверен комиссией из 16 фотографов, обвинявших его в обмане. В ателье одного из них был снят ряд фотографий. Все процедуры съемки и обработки ее материалов выполняли проверяющие, Гартман лишь нажимал на спуск затвора при съемке. На ряде снимков, наряду с реальными объектами, были зафиксированы фантомальные образы, о чем Гартману было выдано свидетельство за всеми 16 подписями /1515/. Однако, через некоторое время начались новые беспочвенные нападки, что заставило Гартмана прекратить эту практику несмотря на просьбы лиц, заинтересованых в получении таких снимков.
Газета The World в США возбудила против фотографа Мумлера судебное дело, обвинив его в получении медиумических фотографий путем мошенничества. Восемь фотографов-свидетелей обвинения сообщили суду шесть возможных способов подделки результатов. Но четыре фотографа — свидетели защиты показали, что ни одним из этих способов Мумлер не пользовался6: все процедуры при опытах выполняли эти свидетели, Мумлер лишь касался при съемке рукой штатива и этого было достаточно для получения "образов". На заседании суда был проведен опыт съемки с использованием аппаратуры и материалов свидетелей обвинения, которые выполняли и все последующие процедуры. Когда Мумлер коснулся штатива, был получен снимок судьи и (рядом с ним) фантома его покойной жены. Судья прекратил дело. В литературе можно найти немало и других показательных случаев.
Обилие материалов, доказывающих реальность медиумической фотографии, не помешало С. Эдмундсу составить тенденциозный хулительный обзор /421/. На необъективность этой работы и на пренебрежение ее составителем фактическими данными указал в своем отзыве Д. Скотт Рого /1360/. Но многие парапсихологи поверили на слово Эдмундсу и мнение о недостоверности медиумической фотографии доминирует /301, 970, 1295/. Более внимательный к фактам, Г. Каррингтон не отрицает, что ряд вполне достоверных медиумических фотографий был получен, но перечисляет большое число способов получения фальсифицированных результатов, возможность чего делает, по его мнению, эту область психизма весьма зыбкой /281/.
Прямая речь и прямое письмо
Прямая речь. Прямой называется речь, исходящая не от сенситива, а, под его влиянием, из какого-либо отдельного от него источника: из маленькой темной кабины, из рупора, неподвижно укрепленного в отдалении от него или погруженного тонким концом в воду; прямо из воздуха {97-7}. Первое, что приходит в голову свидетелям явления — это подозрение в чревовещании, но его несостоятельность устанавливается элементарно. В начале явления прямой голос обычно схож с голосом сенситива7, но с развитием явления приобретает сходство с голосом личности (обычно П0), от имени которой идет сообщение /4, 1220/. Иногда этот голос резко отличается от голоса сенситива. Например, женщина — сенситив беседовала с участниками опыта нормальным женским голосом, а из удаленного от нее рупора раздавался мужской голос, который одновременно вел другой, независимый разговор. Другой случай: женщина — сенситив в нормальном состоянии говорила тонким голосом. В состоянии же транса — от имени своего гида — грубым мужским голосом, а одновременно из ее эпигастра слышалась прямая речь на другую тему гулким низким голосом /319/. При опыте А. Конан Дойля с сенситивом Брюсом Кэмпом голос раздавался из рупора, тонким концом погруженного в чашу с водой. Опыт производился днем. Сенситив находился в сознании, но в сонном состоянии полутранса. Из рупора исходили различные голоса, в том числе оглушительные крики гида — индейца. Чудовищная сила этого голоса, прозванного "львиным рыком", прославила Кэмпа в стране. Воспроизвести силу этого рыка нормальными человеческими средствами было невозможно /319, 1220/. Сообщается, что сенситивы, способные производить явление прямого голоса, имеются в настоящее время среди профессионалов Англии /1138/. Принято объяснять феномен прямой речи фрагментарной материализацией фантома, а именно — материализацией его голосового аппарата, осуществляемой за счет вещества сенситива /318/.
В какой-то мере родственны прямой речи случаи звучания хорошей музыки при медиумических опытах, исходящей "неизвестно откуда" и недоступной для исполнительской и творческой способности участников. Если ее исполнителем назывался П0 какого-либо композитора, то часто сохранялся присущий ему стиль /1000, 1143, 1431/.
Прямое письмо. Прямым называют письмо, происходящее без контакта сенситива с пишущим инструментом, каковым могут служить карандаш, планшетка, снабженная карандашом, пишущая машинка, мел или грифель в случае письма на аспидной доске и т.п. {98-10}. Предполагают что движет ими неполностью материализованный фантом руки. Иногда он бывает виден — реже на свету, чаще, светящийся, в темноте /4, 365/. Кончив писать, он "прячется" в сенситиве, воссоединяется с ним, что свойственно фантомам /4, 6/. Бывали случаи "мгновенного" прямого письма — начертания посланий с недостижимой для обычного письма скоростью /317, 1212/. Иногда пишутся ноты и таким путем сообщаются музыкальные произведения. Если они исходят от П0 какого-либо композитора, то и в этом случае изредка проявляется присущий ему стиль.
Разновидностью прямого письма можно считать "прямо" полученные рисунки. Опубликовано много фотографий неплохих, прямо полученных рисунков и факсимиле прямого письма /1515/.
Некоторые сенситивы специализировались на получении прямого письма в закрытом пространстве — на листе бумаги, запертом в ящике вместе с карандашом, или на двух аспидных досках, сложенных лицевыми сторонами и опечатанных с кусочком дела, положенного в зазор между ними. Конкурируют два объяснения этого явления — многомерностью пространства, позволяющей П сенситива (или П0) проникнуть в замкнутый трехмерный объем, или материализацией одних кончиков пальцев фантома пишущей руки. Описываемое явление пытались использовать для доказательства8 существования П0, поэтому примеры его приводятся в главе 17. Для очевидцев паранормальность этих явлений была несомненной ввиду их наглядности. Но у читателей их описаний возникали подозрения в иллюзионизме, особенно при невнимательном чтении. Иллюзионисты укрепляли эти подозрения, сооружая хитроумные аппараты, внешне похожие на сложенные аспидные доски, с помощью которых они имитировали прямое письмо. И они, и скептики спекулирующие их результатами, умалчивают, что сенситивы осуществляли прямое письмо на досках, присоединенных экспериментальными в сложенном, связанном и опечатанном виде, часто с клеймами на самих досках для предотвращения их подмены, а не на своем инвентаре, как иллюзионисты.
На платных представлениях в США демонстрировалось прямое печатание пишущими машинками, расположенными вне досягаемости сенситива. Печатание продолжалось, даже если один из присутствующих держал машинку в руках, подняв над головой. Печатались связные ответы на экспромтом задаваемые публикой вопросы. Полагают, что возможность иллюзионизма не была до конца исключена.