Сведения о случаях экстериоризации сознания
Источник | Страна | Автор | Субъект | Условия выхода | Количество случаев |
США | Р. Монро | Р. Монро | Самопроизвольно во сне | ||
ЮАР | Д. Уайтмэн | Д. Уайтмэн | То же | ||
США | Д. и Л. Раин | Сводка случаев | В основном, то же | ||
1032, 1291 | США | С. Смит | То же | То же | |
ЮАР | То же | То же | |||
США | Г. Харт | То же | То же | ||
Англия | С. Грин | То же | То же | ||
США | Д. Скотт Рого | То же | То же | ||
341, 1291 | Англия | Р. Крукалл | То же | То же | |
Всего: | 12 581 | ||||
104, 754 | США | Р. Моуди | То же | Клиническая смерть | |
США | М. Сабом | То же | То же | ||
США | К. Осис | То же | То же | ||
США | К. Осис | То же | То же | ||
США | Б. Грейсон | То же | Неудавшееся самоубийство | ||
Всего: | |||||
США | К. Осис | То же | Присмертье | ||
США, Индия | К. Осис | То же | То же | ||
США, Индия | К. Осис | То же | То же | ||
Всего: | |||||
Итого: |
В литературе имеются сообщения о случаях, имевших место в древности — в Египте, Китае, Индии, Тибете [1291]. Исследователи, занимавшиеся обобщением случаев экстериоризации, старались выявить характерные особенности этого явления и наиболее обычные ощущения и впечатления, его сопровождающие. Среди них следующие:
"Вышедший ощущает себя вполне конкретной и обычной для себя индивидуальностью, но отдельной от тела. Часто он видит свое покинутое тело — парит над ним, находясь в горизонтальном положении, или видит его со стороны {43-8}. Некоторые говорят, что видели светлую нить, соединяющую их с телом {44-6}, но по данным С. Грин, это наблюдается нечасто [518, 1362]. Изредка видят со стороны не только оставленное тело, но и парящего над ним его двойника в виде омоложенной копии физического тела [341, 555, 1291]. Это объясняют выходом из П более ажурной (ментальной?) сущности, для которой уже П является "телом". Сообщают о наблюдении при выходах П вещей не только снаружи, но и изнутри (многомерность) и о видении одних и тех же мест в разных эпохах (ретроспекция) [1401 ]. Есть сведения и о других проявлениях внечувственного восприятия при выходах, в частности, способности к "непосредственному познанию сути" [341 ].
П ощущает себя невесомым, невидимым для живых (лишь изредка он образует призрак), но способным видеть их и другие объекты и осязать их, а иногда - проникать сквозь вещественные преграды и пластично деформироваться, а также быстро перемещаться в пространстве по своей или чужой (например, П0) воле {45-5}.
Одно из частных впечатлений испытавших "выход" — это встреча с близкими им отшедшими {45-5}. Часто рассказывается также об ощущениях "пролета сквозь темный туннель" или преодолеваниях темного пространства, за которым иногда следует проникновение в "светлый мир П0", откуда не хочется возвращаться [341 ]. Ощущения страха и боли нехарактерны для явлений экстериоризации сознания.
Приведем несколько случаев самопроизвольной экстериоризации сознания из громадного числа описанных в литературе.
Спящий в ЮАР "видит" могилу своего брата в Англии, которого он считал живым; проснувшись записывает сон; два лица заверяют подписями описание сна и дату; пишет о сне сестре в Англию; сестра подтверждает смерть брата и правильность "виденного"; он приезжает в Англию и лично в этом удостоверяется [1291 ].
Спящий "просыпается", выходит в соседнюю комнату и видит в зеркале свое "парообразное" отражение. Возвращается к кровати и видит на ней себя — спящего. Воссоединяется с телом.
Спящий испытывает "выход" из тела2 и со стороны видит его лежащим на кровати, а над ним у потолка — его подобие, связанное с телом светящейся нитью ("двойной выход"; описывается несколько сходных случаев) [995].
Больной испытал "выход", смотрел на себя "лицом к лицу", парил в небе... [1379].
Дипломат "посетил" во сне незнакомый ему дворец. Через 7 лет впервые приехал в Румынию и попал во дворец, во всем своем своеобразии совпадающий с виденным во сне [318 ].
Сенситив, находящийся в трансе, описывает незнакомую ему и присутствующим обстановку запертого помещения. Правильность описания подтверждается. В последующем опыте он же психокинетическим путем перемещает предметы в запертом помещении по заранее согласованной схеме, что потом проверяется [1245].
Спящий в Лондоне сенситив "посылает" свой П сфотографироваться в Париже с помощью заранее установленного в темной комнате и настроенного фотоаппарата. На полученном снимке сенситив спит, причем, по всем признакам, его сон трансовый [1515].
В сходном опыте получено фотоизображение, похожее на сенситива [58].
Некоторые явления наблюдения призраков и двойников подтверждают сообщения о "выходах" П из тела [518].
Четыре последних случая судя по описаниям сопровождались явлениями частичной материализации П и генерации полей, воздействующих на фотоматериалы; эти явления будут рассматриваться в главах 5 и 6.
Скептики, далекие от исследовании психизма, игнорируют явления экстериоризации сознания или отрицают их истинность. Для исследователей психизма их истинность несомненна. Поэтому те исследователи, кто отрицает существование П и По, делают попытки объяснить явления экстериоризации дальновидением в совокупности с психокинезом и измененным состоянием сознания {46-6}. Но при этом остаются необъясненными специфические признаки экстериоризации П (осознание своей отдельности от тела, наблюдение его со стороны и т.д.) и механизм дистанционного психокинетического действия [335]. Тем не менее, не все парапсихологи считают явление экстериоризации сознания доказывающим существование П.
Клиническая смерть
Испытавшие клиническую смерть иногда сохраняют воспоминания о своих переживаниях. Они рисуют уже известную нам картину выхода П из тела. Одним из первых обратился к изучению этих данных А. Конан Дойль, врач по образованию, посвятивший значительную часть своих трудов и публикаций медиумизму и психизму {47-11}. Он полагал, что впечатления умиравших и возвращенных к жизни позволят выяснить, что ожидает людей при смерти, и убедят их в существовании П и обращении его в П0. Обращались к материалам клинической смерти также Г. Каррингтон и Д. Мидер [282], Гумистол [1229] и Каблер-Росс [666, 667]. Но наибольшее внимание к рассматриваемому вопросу привлекла книга доктора Р. Моуди [104], дополненная его работой [754]. В них, по данным обобщения 150 случаев клинической смерти, он попытался выявить характерные присмертные переживания и выстроить их в последовательный ряд. Они включают характерные для "выхода" П ощущения отдельности от тела, видения его со стороны, лицезрения также со стороны, иногда сверху, окружения тела и совершаемых с ним действий. Факт экстериоризации П подтверждают случаи, когда сообщается о событиях, происходивших в недоступных чувствам тела местах (удаленные помещения и т.п.). В качестве других характерных присмертных переживаний Моуди выделяет следующие: встреча со "светлой сущностью"; мгновенный, но подробный, с переживанием эпизодов, просмотр "фильма" прожитой жизни; встреча с близкими П0 ; происхождение сквозь темный "туннель" к свету и границе, близь которой охватывают чувства счастья и любви к людям; принудительное и нежеланное возвращение к жизни, которая представляется серой и мрачной. Моуди считал, что его данные коррелируют со сведениями Библии, Платона, Тибетской книги мертвых, Сведенборга.
Как следует из таблицы 3, обобщение, выполненное Моуди, было в последующем расширено, главным образом, в результате выдающихся исследований К. Осиса [816, 817]. Им было охвачено большее, чем у Моуди, число случаев и выявлены те же фазы переживаний. Кардиолог Сабом, на основании своих данных, также говорит о видении удаленного, прохождении "туннеля" навстречу светлому миру, встрече с П0 близких и "светлой сущностью" [1002 ]. Психиатр Б. Грейсон в результате опроса 30 самоубийц-"неудачников" сообщает, что фаз переживаний испытывалось тем больше, чем слабее было повреждение, причем границы "светлого мира" достигали лишь мужчины [1002]. В работе [529] получены данные, сходные с результатами Моуди и Осиса. Интересно, что все исследователи отмечают независимость сообщаемых сведений от религиозности умиравших.
Вывод перечисленных исследователей о том, что переживания пои клинической смерти характеризуют впечатления, получаемые П при его выходе из тела, встречает возражения [104, 175, 1330]. Утверждается, что при клинической смерти жизнедеятельность организма не полностью затухает и поэтому впечатления испытавших клиническую смерть можно приписать стереотипным для данных условий (избыток в организме СО2 и недостаток О2) психическим и физиологическим процессами, которые приводят к стереотипным галлюцинациям. Однако, галлюцинациями нельзя объяснить такие моменты, как наблюдение со стороны или сверху за происходящим вблизи оставленного тела, а, тем более, вдали от него, когда сообщается о событиях, недоступных органам чувств оставленного организма.
Предсмертье
В последние годы исследования клинической смерти были дополнены сбором и обобщением результатов наблюдений врачей и сиделок за умирающими {48-13}. Путем рассылки опросных листов в США (1959 — 60 и 1961 — 64 годы) и в Индии (1972 — 73 годы) был собран материал, включающий значительное число случаев (таблица 3). Хотя указанные наблюдения охватывают лишь начальные стадии перехода, когда умирающий еще может говорить, их изучение дало вполне четкие выводы, полностью совпадающие с данными изучения клинической смерти. В работах К. Осиса и Е. Гаральдссона [810, 816, 817] приводятся следующие интересные данные о 714 случаях перехода, закончившихся смертью, половина которых имела место в США и половина — в Индии:
у 174 умиравших не было видений, но было возвышенное настроение;
у 112 человек было видение прекрасных картин "светлого мира";
591 человек испытал радость встречи с встречающими П0, хотя 12 умирающих были убежденными атеистами; большинство умиравших с радостью шло за встречавшими, которые уводили их в свой мир. Половина встречавших были П0 родных и близких людей, другая половина — персонажи религиозного фольклора, разные для индусов и христиан. В соответствии с особенностями их религиозных традиций, христиане охотнее шли навстречу смерти, чем индийцы, вообще же, в большинстве случаев, переход был спокоен, бесстрашен, часто радостен. Чем яснее было сознание умиравших, тем чаще их посещали видения, тем более связными они были и тем они были отчетливее. Использование наркотиков, горячечное состояние и прочие осложнения не усиливали, а ослабляли видения. Это противоречит домыслу Д. Палмера о том, что предсмертные переживания вызываются влиянием лекарств и связаны с галлюцинациями [1330]. Из 1000 специально изученных случаев, лишь в пяти была обнаружена мозговая аноксия, с которой обычно связаны галлюцинации, и столь же мало было случаев эпилепсии [1387]. Осис и Гаральдссон считают, что реальность выхода П в мир П0 подтверждается частыми случаями явления П0 родных умирающим индийцам, что всегда было для них неожиданностью, поскольку они верили либо в реинкарнацию, либо в растворении индивидуального П в мировом духе, но отнюдь не в посмертное существование П0, тем более в земном обличий.