Транспортно-эксплуатационные характеристики
СВЕДЕНИЯ О СУДНЕ
Общие сведения
Тип судна: (Амур) Проект 92-040 «Амур-2505». Cтальное, однопалубное, двухвинтовое грузовое судно с тремя грузовыми трюмами с двойными бортами и двойным дном.
Предназначено в основном, для перевозки угля, леса, генеральных грузов, контейнеров, зерна без шифтингбордсов. Перевозка сыпучих грузов должна осуществляться в строгом соответствии с существующими правилами.
Рисунок План-схема судна типа Амур "Амур-2505"
Тип (Амур)
Название «Амур-2505»
проект 92-040
Позывной сигнал UGTN
Год постройки 19.12.1984
Класс Регистра России KM* L3 R2-RSN
Длина наибольшая 116,0м.
Длина между перпендикулярами 111,2 м.
Ширина 13,43 м.
Высота борта 6,0м.
Осадка в полном грузу:
-в соленой воде 4,0м.
Водоизмещение:
-полное 5025 т.
-порожнем 1998 т.
Регистровый тоннаж:
-брутто 3080 рег.т.
-нетто 925 рег.т.
Дедвейт 3145 т.
Главные энергетические установки:
-тип Skoda 6-27,5 A2L
-мощность 2х 515 кВт. 700 л.с.
Эксплуатационная скорость:
-в грузу 9,0 узл.
-в балласте 11,0 узл.
Мощность гл. дизеля 1400/1030 л.с./кВт.
Расход топлива на ходу (стоянке) 6,11 (0,73) т/сутки
Частота вращения на полном переднем ходу 600 об./мин.
Тип руля – Рули полубалансирные, бортовые 2 шт.– 5 м., средний – 5,8 м.
Экипаж – 14 человек.
Таблица1.1 – Манёвренные характеристики судна
Время циркуляции | |||||
В балласте | В грузу | ||||
∆ КК | 15° | 30° | ∆ КК | 15° | 30° |
10° | 10″ | 5″ | 10° | 15″ | 10″ |
20° | 15″ | 10″ | 20° | 20″ | 15″ |
30° | 20″ | 15″ | 30° | 25″ | 20″ |
40° | 25″ | 20″ | 40° | 33″ | 25″ |
50° | 30″ | 27″ | 50° | 42″ | 30″ |
60° | 40″ | 35″ | 60° | 50″ | 40″ |
70° | 50″ | 42″ | 70° | 1′00″ | 50″ |
80° | 1′00″ | 50″ | 80° | 1′10″ | 1′00″ |
90° | 1′10″ | 1′00″ | 90° | 1′20″ | 1′10″ |
120° | 1′40″ | 1′20″ | 120° | 2′00″ | 1′40″ |
150° | 2′20″ | 1′40″ | 150° | 2′50″ | 2′10″ |
180° | 3′00″ | 2′10″ | 180° | 3′40″ | 2′50″ |
270° | 3′50″ | 2′40″ | 270° | 4′30″ | 3′50″ |
360° | 4′40″ | 3′10″ | 360° | 5′20″ | 4′40″ |
Д ц | 1,6, кб | 1,1,кб | Д ц | 1,9, кб | 1,5, кб |
Опасная полоса движения ± 27,1 м от траектории движения.
Рисунок 1.1 Циркуляция судна в грузу
Рисунок: 1.2 Циркуляция судна в балласте
Рис.1.1 Рис.1.2
Навигационное оборудование
Таблица 1.2 – Технические средства навигации, имеющиеся на судне
Прибор, система | Тип, марка | К-во | Технические характеристики | Место установки | ||
Магнитный компас (основной) | УКП М-3 | - Диаметр картушки, 127мм - Цена деления картушки 1 º | пеленгаторная палуба | |||
Магнитный компас (путевой) | УКП М-3 | - Диаметр картушки, 127мм - Цена деления картушки 1 º | ходовой мостик | |||
Гирокомпас | «Амур – 2М» | Приход в меридиан 3-6ч
| гирокомпасный пост | |||
Радиолокатор (основной) | «Донец – 2» | 12 и 24 мили | ходовой мостик | |||
Радиолокатор резервный | «Миус» | 25миль | ходовой мостик | |||
Радиопеленгатор | «Рыбка М» | 1500 км | ходовой мостик | |||
Приемоиндикатор РНС «Лоран С» | КПИ-5ф | До 2300 миль | ходовой мостик | |||
Гидродинамический лаг | ЛГ – 2М | 150 км | ходовой мостик | |||
Навигационный эхолот | НЭЛ – 5М | позволяет измерять глубины от 1 до 2000 м | ходовой мостик | |||
Авторулевой | «Аист» | Аист 1-10 Д". | ходовой мостик |
Таблица 1.3 – Девиация магнитного компаса УКП М-3(основной)
ККо | dо | ККо | dо |
0,0 | -0,8 | ||
+0,9 | -0,1 | ||
+1,8 | +0,8 | ||
+2,2 | +1,2 | ||
+2,2 | +1,4 | ||
+2,0 | +1,2 | ||
+1,3 | +0,7 | ||
+0,6 | -0,2 | ||
-0,2 | -1,6 | ||
-0,5 | -1,5 | ||
-0,8 | -1,5 | ||
-0,8 | -1,4 | ||
-0,8 | 0,0 |
Коэффициенты: А=+0,3о, В=+0,3о, С=+0,4 о, D=+0,35 о, Е=+0,67о.
Таблица 1.4 – Радио девиация радиопеленгатора «Рыбка – М»
ОРКУо | fо | ОРКУо | fо |
-0,8 | -0,6 | ||
-0,2 | 0,0 | ||
+0,2 | +0,1 | ||
+0,4 | +0,6 | ||
+0,7 | +0,8 | ||
+0,8 | +0,6 | ||
+0,6 | +0,5 | ||
+0,3 | +0,4 | ||
+0,1 | 0,0 | ||
-0,2 | -0,5 | ||
-0,6 | -0,8 | ||
-0,8 | -1,0 | ||
-1,0 | -1,1 | ||
-1,1 | -1,2 | ||
-1,1 | -1,2 | ||
-1,0 | -1,0 | ||
-0,4 | -0,9 | ||
-0,5 | -0,7 | ||
-0,6 | -0,8 |
Коэффициенты: A= +0,4º D= +0,9º E= +2,3º B= +1,0º C= - 0,9º λ=410 кГц
Рисунок 1.3 Схема теневых секторов и мертвых зон РЛС
Теневые зоны
РЛС «Донец - 2» РЛС «Миус»
Таблица 1.5 – Инерционные характеристики судна
Вид манёвра | В балласте | В грузу | ||
Время, мин. | Расстояние, кб. | Время, мин. | Расстояние, кб. | |
ППХ – СТОП | ||||
ПСХ – СТОП | 6,5 | 7,5 | ||
ПМХ – СТОП | ||||
ПСМХ – СТОП | ||||
ППХ – ЗПХ | ||||
ПСХ – ЗПХ | 2,2 | |||
ПМХ – ЗПХ | 1,2 | |||
ПСМХ – ЗПХ | 0,5 | |||
СТОП – ППХ | 9,8 |
Транспортно-эксплуатационные характеристики
Таблица 1.6 – Размещение грузовых трюмов с указанием длины,ширины и высоты
Грузовые помещения | Район расположения | Объем, м | Длина l, м | Ширина В, м | Высота h, м |
Трюм №1 Трюм №2 Трюм №3 | 30–52 52–98 98–145 | ∑4064 | 14,2 25,3 25,3 | 10,11 10,11 10,11 | 6,17 6,17 6,17 |
Рисунок 1.4– Объем и площадь трюмов
Размещение помещений и емкостей для запасов с указанием массы (т) при полной загрузке и координат (м) центра масс: Х – от миделя (к носу «+», к корме «–»); у – от ДП (к правому борту «+», к левому борту «–»); Z – от киля.
Таблица 1.7 – Размещение запасов
Наименование цистерн | Район расположения | Объем, м | Р, т | Координаты ЦТ, м | Момент инерции | ||||
X | Y | Z | |||||||
Дизельное топливо ц. 21 | 144–153 | 31,2 | 30,8 | –27,45 | –3,0 | 3,5 | |||
Дизельное топливо ц. 22 л.б | 144–153 | 118,7 | –25,94 | –3,1 | 3,61 | ||||
Дизельное топливо ц. 22 пр.б | 144–153 | 28,0 | 25,8 | –25,8 | +3,1 | 4,0 | |||
Пресная вода ц. 20 л.б | 190–193 | 29,4 | 29,4 | –20,23 | –2,0 | 0,5 | |||
Пресная вода ц. 19 пр.б | 190–193 | 29,4 | 29,4 | –20,23 | +2,0 | 0,5 | |||
Масло ц. 24 л.б | 151–160 | 5,8 | 4,5 | –36,24 | +1,2 | 4,92 | |||
Заб. ящик ц. 23 пр.б | 160–163 | 8,0 | – | –34,32 | –1,3 | 2,0 | |||
Заб. ящик ц. 24 пр.б | 160–163 | 8,0 | – | –33,22 | +6,2 | 2,0 | |||
Заб. ящик ц. 26 л.б. | 164–168 | 16,3 | – | –34,32 | –6,2 | 2,0 | |||
Подсланевые воды ц. 27 л.б | 181–188 | 12,0 | 1,65 | –26,62 | –1,3 | 0,49 | |||
Подсланевые воды ц. 28 пр.б | 181–188 | 12,0 | –39,82 | +1,2 | 2,0 | ||||
Фекалии ц. 29 пр.б | 191–195 | 3,0 | 1,65 | –26,62 | +1,7 | 6,0 | |||
Питьевая вода ц. 30 л.б | 196–199 | 3,0 | –54,07 | –1,6 | 5,0 | ||||
Таблица 1.8 – Высота надводного борта в соответствии с Международной грузовой маркой
Минимальный летний надводный борт | 2,04 м |
Осадка соответствующая минимальному летнему надводному борту | 4,13 м |
Минимальный зимний надводный борт | 2,12 м |
Осадка соответствующая минимальному зимнему надводному борту | 4,05 м |
Допустимая нагрузка на 1м2 палубы / на крышки люков | 6,2/1,75 т/м2 |
Возвышение центра тяжести порожнего судна над килем и отстояние от миделя (к носу «+», к корме 1,75 т/м2) | |
Абсцисса центра тяжести (Хg) | 5,148 м |
Абсцисса центра тяжести (Zg) | –9,47 м |
НАВИГАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ
Таблица2.1 Карты
№ | Адмиралтейский номер карты | Заголовок (название) карты | Масштаб Год издания | Дата судовой корректуры |
Генеральные карты | ||||
Черное море и восточная часть Средиземного моря | 1:2000000 | 23.03.2017 | ||
Средняя часть Средиземного моря | 1:2000000 | 23.03.2017 | ||
Эгейское и Мраморное моря | 1:1000000 | 23.03.2017 | ||
Ионическое море | 1:1000000 | 23.03.2017 | ||
Адриатическое море | 1:1000000 | 23.03.2017 | ||
Тирренское море | 1:1000000 | 23.03.2017 | ||
От Балеарских островов до о.Сардиния и Корсика | 1:1000000 | 23.03.2017 | ||
Северная часть Эгейского моря | 1:500000 | 23.03.2017 | ||
Южная часть Эгейского моря | 1:500000 | 23.03.2017 | ||
Восточная часть Ионического моря | 1:500000 | 23.03.2017 | ||
Западная часть Ионического моря | 1:500000 | 23.03.2017 | ||
Восточная часть Тирренского моря | 1:500000 | 23.03.2017 | ||
Тунисский пролив | 1:500000 | 23.03.2017 | ||
От о.Сардиния до о.Сицилия | 1:500000 | 23.03.2017 | ||
От мыса Рас – Энгела до залива Оран | 1:500000 | 23.03.2017 | ||
Путевые и частные карты, планы | ||||
Подходы к порту Измир, Гавань Измир | 1:25000 1976 | 23.03.2017 | ||
Измирский залив | 1:75000 1978 | 23.03.2017 | ||
От о. Лесбос до о. Икария | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От острова Скирос до острова Икалия | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От пролива Кафирефс (Доро) до залива Арголикос | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От острова Арголикос до острова Крит | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
Проливы Кеос, Китнос и Серифос | 1:100000 | 23.03.2017 | ||
От острова Китира до острова Белуполо | 1:100000 | 23.03.2017 | ||
От острова Андикитира до острова Сапьендза | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От острова Сапьендза доострова Закинф | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От острова Закинф до острова Лефкас | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От острова Лефкас до острова Кефали | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
Пролив Отранто | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
Залив Таранто | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От миса Аличе до миса Спартивенто | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От Мессинского пролива до порта Сиракузи | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
Мессинский пролив | 1:100000 | 23.03.2017 | ||
Северная часть Мессинского моря | 1:30000 | 23.03.2017 | ||
Липарские острова с Мессинским проливом | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От мыса Сан-Вито до мыса Орландо | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От о. Сицилия до банки Скерки | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
Северо-западная часть Тунисского пролива | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От мыса Рас – эт – Тиб до порта Бизерта | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От порта Бизерта до порта Аннаба | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
От порта Аннаба до порта Джиджелли | 1:200000 | 23.03.2017 | ||
Подходы к порту Скикда | 1:25000 | 23.03.2017 | ||
Порт Скикда и бухта Такуш | 1:10000 | 23.03.2017 | ||
Радионавигационные карты и планшеты | ||||
31016-LC | Северная часть Эгейского моря 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | 23.03.2017 | |
31017-LC | Южная часть Эгейского моря 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | 23.03.2017 | |
31023-LC | От о. Крит до залива Анталья 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | 23.03.2017 | |
31029-LC | От мыса Калеарды до порта Бейрут 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | 23.03.2017 | |
31028-LC | Западная часть Ионического моря 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | 23.03.2017 | |
31033-LC | Восточная часть Тиреннского моря 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | 23.03.2017 | |
31026-LC | Тунисский пролив 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | 23.03.2017 | |
31034-LC | Ото. Сардиния до о. Сицилия 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | 23.03.2017 | |
31039-LC | От мыса Рас - Энгела до мыса Корбелан 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | 23.03.2017 | |
Справочные и вспомогательные карты | ||||
Номограмма для определения начального курса при плавании по ДБК | ||||
Карты для прокладки ДБК | ||||
Карта часовых поясов мира | 50000 000 | |||
90102-Н-Z. 4л. | Карта мира. Горизонтальная (H) И вертикальная (Z) составляющие напряженности геомагнитного поля эпохи… 1975г. (карта элементов земного магнетизма). | |||
Широтный пояс 36º53' – 38º10' | 200 000 | |||
Широтный пояс 37º58' – 39º13' | 200 000 | |||
Широтный пояс 39º00' – 40º14' | 200 000 | |||
Широтный пояс 40º03' – 41º16' | 200 000 |
Таблица 2.2 – Руководства и пособия
Адмир. № | Наименование пособия | Год издания | Дата судовой корры | Приме-чание |
Руководства для плавания | ||||
Огни Средиземного моря Часть-1 | 23.03.2017 | |||
Огни Средиземного моря Часть-2 | 23.03.2017 | |||
NP-78 | Адмиралтейский список Огней и туманных сигналов. Часть-Е | 23.03.2017 | ||
3004- ДСП | Расписание передач навигационных и Гидрометеорологических сообщений для мореплавателей радиостанциями СССР | 23.03.2017 | ||
Расписание факсимильных гидрометеорологических радиопередач | 23.03.2017 | |||
МППСС-72 | 23.03.2017 | |||
МСС | 23.03.2017 | |||
Сборник договоров и законодательных актов иностранных государств по вопросам мореплавания, Том-2 | 23.03.2017 | |||
Руководства МАМС | 23.03.2017 | |||
Справочные пособия | ||||
Каталог карт и книг. Часть-3 | 23.03.2017 | |||
Атлас поверхностных течений Средиземного моря | 23.03.2017 | |||
Атлас волнения и ветра Средиземного моря | 23.03.2017 | |||
Таблицы приливов на 2017г. Том-3 | 23.03.2017 | |||
Атлас поверхностных течений Средиземного моря | 23.03.2017 | |||
Описание особенностей судовых огней военных кораблей и сигналов, подаваемых кораблями для обеспечения безопасности плавания | 23.03.2017 | |||
Таблицы ширины территориальных вод и специальных зон зарубежных государств | 23.03.2017 | |||
Справочник Порты Мира | 23.03.2017 | |||
Вычислительные пособия | ||||
МАЕ-2006 | 23.03.2017 | |||
МТ-75 | 23.03.2017 | |||
ВАС-58 , Том-2 | 23.03.2017 | |||
ВАС-58 , Том-3 | 23.03.2017 | |||
ТВА-57 | 23.03.2017 |
Перед выходом в рейс на судне проверяется наличие основной штурманской документации согласно требованиям РШСУ-98, к ним относятся:
-судовой журнал;
-реестр судовых журналов;
-формуляры, технические паспорта и и/э на судовые ТСН;
-журнал поправок хронометра;
-журнал поправок компаса;
-журнал замеров воды в льялах и танках;
-таблица радиодевиации;
-таблица поправок лага;
-схемы теневых секторов и метровых зон РЛС;
-информация о маневренных характеристиках судна;
-каталоги карт и книг;
-подшивки извещений мореплавателям и корректурных калек;
-журналы ПРИП, НАВАРЕА, НАВТЕКС;
-журнал прогнозов погоды;
-приказ об объявлении перечня обязательной судовой коллекции.
Эгейское море
Гидрометеорологические условия для плавания судов в районе Эгейского моря в течение года неодинаковы. С ноября по март плавание судов затрудняется в связи с ухудшением метеорологических условий, связанных с прохождением циклонов. В это время увеличивается число дней с осадками до 10 – 15 в месяц и число дней со штормами до 3–4 в месяц, отмечается наибольшая повторяемость волнения 5 баллов и более, особенно при ветрах от NW; из-за туманов и ливневых осадков значительно ухудшается видимость, в осенний период усиливается ветер.
Для зимнего периода характерна погода с преобладанием циклонов, проходящими над южной частью моря, преобладают ветры от SE и SW, продолжаются до2-3 дней, иногда усиливаются до штормовой силы. По мере продвижения циклонов к острову Кипр и далее на северо-восток наблюдаются ветры от W, которые сменяются ветрами от NW; часто достигающих штормовой силы.
Средняя месячная скорость ветра в открытом море и на островах центральной его части в ноябре составляет 6-7м/с. Штили в открытом море редки: в течение года повторяемость их колеблется от 2 до 10%.
В Эгейском море штормы от N и S обычно начинаются внезапно. Штормы от S отмечаются только зимой, продолжительность редко превышает 1-2 суток, как правило отмечается большая облачность и падение давления.0 Туманы бывают довольно редко. Видимость хорошая, так в открытой части Эгейского моря повторяемость видимости 5 миль и более составляет 90-95%, а повторяемость видимости мене 5 миль не более 5-10%. Также наблюдается большая облачность в районе Эгейского моря до 8-10 баллов.
Гидрологический режим Эгейского моря определяется в основном водообменном с Черным и Средиземным морями, климатическими и физико-географическими особенностями района.
Колебания уровня в большинстве мест незаметны и наблюдаются лишь в вершинах бухт, в заливах и приливах где они вызываются действием приливоотливных и сгонно-нагонных явлений.
Режим циркуляции воды характеризуется течением против часовой стрелки, что обусловлено выходом вод из пролива Дарданеллы и господством N, NE и SW ветров.
Вследствие этого у восточных берегов преобладают течения северного направления, скорость их не превышает 1-1,2 узла.
Температура, соленость и плотность воды:
Температура воды на поверхности сравнительно высокая. В феврале она достигает около 8°.
Соленость воды вследствие сильного испарения и малого стока рек значительна в течение всего года и составляет на поверхности в среднем 37,5—39%, причем увеличивается она с запада на восток.
Плотность воды на поверхности в среднем 1,02800—1,02875.
Гидрометеорологические условия для плавания судов в районе Эгейского моря в течение года неодинаковы. С ноября по март плавание судов затрудняется в связи с ухудшением метеорологических условий, связанных с прохождением циклонов. В это время увеличивается число дней с осадками до 10 – 15 в месяц и число дней со штормами до 3–4 в месяц, отмечается наибольшая повторяемость волнения 5 баллов и более, особенно при ветрах от NW; из-за туманов и ливневых осадков значительно ухудшается видимость, в зимний период усиливается ветер.
Ионическое море
Температура и влажность воздуха:
Температура воздуха сравнительно высокая. Среднее годовое значение ее почти повсеместно составляет 3—7°. Суточный ход температуры воздуха довольно заметен и наиболее резко выражен с декабря по март, когда суточная амплитуда 7—10°. Относительная влажность воздуха в большинстве пунктов в среднем составляет 50—80%. Суточный ход относительной влажности ярко выражен, особенно с декабря по март.
Ветры:
В открытом море в течение года преобладают ветры от NW и W, кроме того, часты ветры от N и SW. Скорость ветра почти во всем районе с ноября по апрель больше, чем с декабря по март. С декабря по март скорость ветра составляет 5—12 м/с, штормы в описываемом районе нечасты. В открытом море повторяемость штормов не превышает 5%. Иногда штормы бывают жестокими, переходя даже в ураганы, и сопровождаются ливнями. Штормовые ветры в открытом море наблюдаются преимущественно от SW, W и NW; у берегов направление их обычно меняется. Нередки шквалы, сопровождающиеся ливнями и градом, при которых значительно ухудшается видимость. Ветер, подобный боре, но обычно слабее ее, известен под местным названием «борино». Он наблюдается и с ноября по февраль. Сирокко — жаркий ветер от S и SE в теплый период года и умеренно теплый в холодный период — в западной части описываемого района наблюдается почти весь год, но наиболее часто - с декабря по март. Этезии—-устойчивый ветер северных направлений — наблюдается обычно с середины октября до середины февраля в районе западного берега Греции. Таранта — сильный ветер от NW.
Туманы:
Туманы в описываемом районе крайне редки. На большей части побережья и островов среднее годовое число дней с туманами, как правило, не более 3. Дымка в описываемом районе наблюдается чаще, чем туманы. Видимость: в значительной части района в течение всего года преобладает видимость 10 миль и более повторяемость ее 60—85%. В прибрежной зоне и на островах в отдельные месяцы она составляет 30—55%. Повторяемость видимости от 5 до 10 миль в большей части района колеблется от 10 до 35%, а в прибрежной зоне и на островах она может достигать 40—70%. Значительное влияние на видимость оказывают ветры. Так, при сирокко видимость резко снижается (иногда до 0,5 мили и менее), а при боре, наоборот, увеличивается (до 10 миль и более). Облачность и осадки:
Средняя месячная облачность в описываемом районе колеблется в основном от 4 до 6 баллов с октября по май. В январе повторяемость ясного неба уменьшается до 20—25%, а пасмурного — увеличивается до 50—65%.Осадков в большей части района выпадает в среднем 500—800 мм в год.
Гидрологическая характеристика:
Гидрологический режим района характеризуется преобладанием высот волн 1—2 м, довольно высокой температурой, значительной соленостью и плотностью воды.
Колебания уровня воды и приливы: Сезонные колебания уровня обусловлены увеличением или уменьшением количества осадков, испарения и берегового стока. Приливы в Ионическом море преимущественно полусуточные, и только у отдельных пунктов острова Сицилия ости неправильные полусуточные. Средняя величина прилива редко превышает 0,2 м, а средняя величина сизигийного прилива 0,3 м.
Течения:
Основной поток постоянного течения Ионического моря идет из Атлантического океана, через Гибралтарский пролив, вдоль берегов Африки, в целом с запада на восток. Средняя скорость постоянного течения в большей части Ионического моря преимущественно менее 0,5 уз, местами 0,6—1 уз. При устойчивых и сильных ветрах направление и скорость постоянного течения заметно изменяются, в отдельных случаях направление меняется на 180°.Приливные течения в открытом море слабые. В узких проливах, отдельных бухтах и заливах они часто являются преобладающими и достигают значительной скорости.
Волнение:
В течение всего года в описываемом районе преобладают высоты волн 1—2 м; повторяемость их составляет 40—50%. С марта по ноябрь часты также высоты волн менее 1 м (повторяемость 26—35%). Высоты волн 6—8 м и более повсеместно редки: повторяемость их обычно не превышает 1—2%.
Температура, соленость и плотность воды:
Температура воды на поверхности сравнительно высокая. В январе она достигает около 6°.Соленость воды вследствие сильного испарения и малого стока рек значительна в течение всего года и составляет на поверхности в среднем 37,5—39‰, причем увеличивается она с запада на восток. Плотность воды на поверхности в среднем 1,02800—1,02875т/м3.
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Ионическом море и в районе острова Сицилия менее благоприятны с декабря по март, когда преобладает пасмурная погода со сильными ветрами и малым количеством осадков, а сильное волнение наблюдается часто. Затруднения для плавания могут возникнуть при ветре «сирокко», а на отдельных участках, при местных ветрах «бора», «этезии», «таранта», «тормента» и «григэл».
Эгейское море
Берега
Восточный берег Эгейского моря горист; горные хребты направлены
перпендикулярно береговой черте. Северный, лесистый берег Эгейского моря образован отрогами гор. Западный берег Эгейского моря сильно расчленен горными хребтами. Горные отроги образуют несколько далеко выступающих в море полуостровов, вытянутых в юго-восточном направлении и заканчивающихся характерными мысами. Берега Эгейского моря, кроме его северной и северо-восточной частей, очень сильно изрезаны. Они приглубы, опасностей вблизи них мало.
Глубины, рельеф дна и грунт
Дно Эгейского моря отличается большой неровностью.
В северной части Эгейского моря вблизи берегов грунт — песок, ил . и камень, в заливе Стримоникос — ил, в заливе Термаикос — ил, песок и камень, у острова Лемнос — ил и песок, между полуостровом Халкидики и островами Лемнос и Имроз — глина и ил.
Земной магнетизм
Магнитная изученность описываемого района удовлетворительная. Магнитное склонение в пределах района восточное и изменяется от 2,2° на северо-востоке до 0,7° на юго-западе. Среднее годовое изменение магнитного склонения +0,03°. Максимальное значение магнитного склонения летом наблюдается около 8 ч по местному времени. Минимальное значение магнитного склонения бывает летом около 13ч.
Магнитное наклонениеизменяется в пределах района от 57° N на севере до 50° N на юге. Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поляизменяется от 246 мЭ на севере до 280 мЭ на юге.
Порты и якорные места
В Эгейском море наиболее крупными и важными являются порты: Измир, Пирей, Салоники, Халкис, Нафплион и Кушадасы и гавани: Саламис, Волос, Сирое, Ираклион, Кавала и Александруполис. Суда могут найти укрытие от ветров и волнения в многочисленных бухтах и на якорных местах, как у берега материка, так и у островов. К таким местам относятся бухта Айдынджик (остров Гёкчеада), бухта Айос-Николаос (остров Китира), бухта Милос (остров Милос), бухта Айос-Николаос (остров Кеос), бухта Науса (остров Парос), бухта Айос-Прокопиос (остров Наксос), бухта Тюрк (залив Гюллюк), бухта Калони (остров Лесбос), якорное место в Саросском заливе (40°36' N. 26°44' Е). Хорошие якорные места есть также в многочисленных заливах и проливах между островами.
Лоцманская служба
Турция. Лоцманская проводка судов обязательна только при заходе во внутреннюю часть порта Измир и в порт Кушадасы.
Греция. При заходе в порты и гавани Греции лоцманская проводка обязательна для всех судов и иностранных военных кораблей, кроме малых.
Суда должны вызывать лоцмана по Международному своду сигналов. Лоцманская станция есть в каждом порту. Но, даже если судно не пользуется услугами лоцмана, оно обязано платить лоцманский сбор, который взимается через лоцманскую контору в морском агентстве.
Навигационная информация
На берегах Эгейского моря имеются радиостанции, регулярно
передающие гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ). Кроме того, в некоторых портах имеется служба портовой информации, радиостанции которой передают по запросу мореплавателей навигационную информацию на район порта и подходов к нему (ограждение, глубины, движение судов и т. п.).
Ионическое море
Берега
Западный берег Греции — это южный и западный берега полуострова Пелопоннес и южная часть западного берега Балканского полуострова. Эти гористые полуострова отделены друг от друга глубоко вдающимися в материк заливами Патраикос и Коринфским; их соединяет лишь узкий перешеек, через который прорыт Коринфский канал - кратчайший путь между Эгейским и Ионическим морями. Западный берег Греции преимущественно высокий и обрывистый. Юго-восточный берег Италии выше и круче, чем западный берег Греции. Вдоль него тянутся южные отроги Апеннинских гор, несколько вершин которых, расположенных всего лишь в 8 —10 милях от береговой черты, достигают 2000 м и более. Берега почти везде приглубы. В 1—5 милях от берега глубины 100 м, а в 5—7 м.илях 2000—3000 м. Некоторую опасность для плавания представляет район между мысом Акритас и гаванью Метони (западный берег Греции), где на расстоянии до 5 миль от берега находятся острова и опасности. Много островов и опасностей имеется между Ионическими островами и берегом материка на подходах к заливу Патраикос. В других местах острова и опасности расположены в непосредственной близости от береговой черты.
Острова и проливы
Район изобилует большими и малыми островами.
Вдоль западного берега Греции на 140 миль тянутся Ионические острова. К ним относятся острова Закинф, Кефалнпня, Лефкас, Керкира ,и прилетающие к ним островки и скалы.
Глубины, рельеф дна и грунт
Ионическое море глубоководно. Изобата 100 м проходит на расстоянии не более 5 миль от берега, а в некоторых местах — почти вплотную у него. В расстоянии около 10 миль от берега глубины резко увеличиваются до 1500 м, а дальше рельеф дна становится относительно ровным.
Грунт вдоль берегов Ионического моря преимущественно песок и ил; местами глина и камень.
Земной магнетизм
Магнитная изученность района хорошая. Магнитное склонение приведено к эпохе 2006 г. и изменяется от 1,2° W на западной границе района до 1,0° на восточной (в районе мыса Тенарон); точность определения магнитного склонения порядка 0,5°. Годовое изменение склонения 0,03°. Максимальное значение магнитного склонения наблюдается летом в 7—8 ч. Магнитное поле в пределах описываемого района имеет спокойный характер. Аномалий склонения интенсивностью более 2° нет. Магнитное наклонение в пределах района возрастает от 49,9° N на юге до 55,5° N на севере. Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля имеет значение от 251 мЭ на севере до 275 мЭ на юге.
Режим плавания
Вблизи берегов Греции, Италии имеются районы, запретные для плавания, лова рыбы и постановки на якорь, а также бывшие опасные от мин районы. Границы этих районов показаны на картах. При плавании в бывших опасных от мин районах безопасная якорная стоянка возможна только в специально отведенных местах; использовать в этих районах другие описанные в лоции якорные места без крайней необходимости не рекомендуется.
Порты и якорные места
Наиболее значительными портами Греции в Ионическом море являются Керкира, Аргостолион и Закинтос на Ионических островах, порт Патры и гавань Каламе у полуострова Пелопоннес. Почти все описываемые в лоции порты защищены молами и волноломами и имеют неплохие условия для якорной стоянки. Кроме портов, где можно найти хорошие якорные места, у берегов Греции и Италии имеются бухты и гавани, защищенные только от ветров с берега и используемые лишь для временной якорной стоянки. В хорошую погоду на якорь можно становиться у берега почти в любом месте района.
Лоцманская служба
Лоцманская проводка почти во все порты описываемого района обязательна. В большинстве портов лоцмана есть. В тех портах, где дипломированных лоцманов нет, проводку судов производят местные рыбаки.
Греция. Как правило, лоцманская проводка судов во все порты, имеющие лоцманские станции, обязательна. Вызов лоцмана производится сигналами Международного свода сигналов.
Капитан судна или агент при стоянке судна в порту должен подать заявку на лоцмана не позднее, чем за 2 ч до назначенного времени отхода.
Италия. По прибытии в район, в котором установлена обязательная лоцманская проводка, на судне должен быть поднят сигнал для вызова лоцмана.
Средиземное море
Берега
Плавание вдоль берегов Средиземного моря особых трудностей не представляет, так как большинство опасностей находятся в близи них. Северный берег Африки изрезан мало. В него вдается несколько широких заливов и бухт, из которых наиболее значительны заливы Аравийский, Эль-Хекма, Абу-Хаш