О климатических изменениях в период от 1900 года до наших дней
А теперь перейдем к сравнительным картинкам. На нижеследующих рисунках я намеренно скомпоновала попарно построенные мною изображения Полевых гиперболоидов нашей планеты с кадрами из анимации НАСА, демонстрирующими распределение температур поверхности Земли в те же (или близкие к ним) годы (http://www.livescience.com/57538-2016-warmest-year-ever-largely-due-to-human-emissions-video.html).
Рис. 16 а. Сравнение Полевого гиперболоида с распределением температуры поверхности Земли в самом начале ХХ века
Обратите внимание вот на что: оба раскрытия Гиперболоида большие – у СГП больше, чем у Южного, и фокальная плоскость находится чуть ниже экватора. Это означает, что концентрация полей, и магнитного в том числе, более плотная от экватора к югу, а температура распределена несколько неравномерно. Но такая неравномерность вполне объяснима. Посмотрите, как проходит магнитная ось. Опять все та же асимметрия по долготе: если смотреть в градусах долготы расстояние от СМП до ЮМП в западном направлении через (Тихий океан), то она составляет 115º, а если в восточном – 245º. Получается, что тот самый «флюс» магнитного поля находится примерно в зоне, окрашенной желтым цветом. В Северном полушарии теплых желтых пятен почти нет. Вообще, для Земли это были холодные годы. А затем началось заметное потепление (желающие могут посмотреть ролик по вышеприведенной ссылке). Дальнейшую сравнительную картину распределения температуры и конфигурацию Полевого гиперболоида приведу по годам, для которых мною был построен Гиперболоид. Картина заметно меняется, т.к. северное раскрытие постепенно уменьшается, а южное – увеличивается. Фокальная плоскость Полевого гиперболоида во всех следующих приводимых случаях находится в Северном полушарии. Северное раскрытие к концу ХХ века начинает стремительно уменьшаться вследствие ускоренного движения СМП в сторону географического полюса. Асимметрия увеличивается (рис. 16 б, в, г).
Рис. 16 б. Примерно 1980 г.
Рис. 16 в. Примерно 2000 – 2005 г.
Рис. 16г. Наше время (кадр относится к 2012 – 2016 г.)
Значения асимметрии по долготе для рис. 12 б, в и г следующие: 1980 г. – 116 и 244º (почти как в 1900 году, только фокальная плоскость Гиперболоида находится в Северном полушарии), 2005 г. – 105 и 255º, 2015-2020 г. – 45 и 315º. Где-то между 2018 и 2019 годом СМП переходит в Восточное полушарие.
Тенденция изменения температуры прослеживается очень четко: чем тоньше «горлышко» входа полей, тем больше разогрев вокруг него. Скорость потепления особенно интенсивно стала возрастать именно с 1980 года. До этого времени темп был значительно медленнее.
График, приведенный на рис. 17 (http://www.space.com/35370-how-nasa-knows-2016-was-hottest-year.html?utm_source=sp-newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=20170118-sdc), относится к январю 2017 года. Он демонстрирует рост средней глобальной температуры по данным ряда исследовательских центров (список и обозначение в левом верхнем углу) до 1990 года, а НАСА и НОАА (Национальное управление океанических и атмосферных исследований) – до января 2017 года.
Рис. 17. Массив данных по изменению глобальной температуры (рисунок адаптирован)
Еще раз обращаю внимание читателя, что указана средняя температура. Она росла в обоих полушариях, но в Северном – значительно интенсивнее.
СМП двигался, по сути дела, от Канадской магнитной аномалии в сторону Восточносибирской магнитной аномалии мимо СГП. Посмотрите на два кадра из анимации (рис. 18), по которым можно проследить, что с начала ускоренного движения СМП, вся зона от одной аномалии до другой по всему пути движения СМП имеет самую высокую температуру на планете (http://www.space.com/35370-how-nasa-knows-2016-was-hottest-year.html?utm_source=sp-newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=20170118-sdc).
Рис. 18. Кадры из анимации НАСА (надписи – мои)
До последнего времени самым аномальным по температуре годом считался 2016 год. Тают и трескаются ледники Антарктиды, Гренландии. В океаны погружаются огромные айсберги. Тают, истончаются и уменьшаются по площади льды Северного Ледовитого океана. Совсем недавно начался 2017 год, но по температуре январь 2017-го побил все тепловые рекорды. На рис. 19 по данным NASA/GISS/GISTEMP представлена наглядная картина изменения температуры в январе 2017 года по отношению к базовому периоду 1951-1980 годов (минимум – -2,7, максимум – 9,5, средняя – 0,9º С).
Рис. 19. Изменения январской температуры 2017 года по отношению к базовому периоду 1951-1980 годов
(http://stormnews.ru/wp-content/uploads/2017/02/20170216giss.jpg)
Посмотрите, что происходит в Северном полушарии, не считая голубых участков – северной части Тихого океана с примыкающей к нему Калифорнией, большей части Европы и части Северной Африки. Есть информация, что это целенаправленная работа установки HAARP ‒ климатический беспредел США. Сильнейшее потепление наблюдается на большей части Северной Америки и Азии. Даже в Южном полушарии, пусть не так стремительно, но потепление тоже происходит. Да, как заметило НАСА, «планета в целом набирает энергию и тепло».
Многолетняя мерзлота России
Говоря о потеплении климата Земли, нельзя не затронуть одну из самых катастрофических ситуаций, касающихся нашей страны в очень большой степени. Это вопрос о состоянии вечной мерзлоты. Процесс таяния ее уже идет.
Вечной мерзлотой называют зоны, характеризующиеся отсутствием периодического протаивания. Распространение ‒ север Аляски, Канады, Европы, Азии, острова Северного Ледовитого океана, Антарктида. Общая площадь вечной мерзлоты на Земле ‒ 35 млн. км2, из них доля России составляет около 11 млн. км2, а это почти 65% территории нашей страны.
На огромных просторах российского Севера и Сибири в глубине залегает единый замороженный монолит, достигающий в разных частях страны мощности от нескольких десятков метров до километра.
В настоящее время можно утверждать, что холод постепенно отступает из недр планеты. В данной зоне находятся северо-восточная часть Западно-Сибирской равнины, большая часть Среднесибирского плоскогорья и Северо-Восток Сибири. Меньшее распространение мерзлоты в западной части страны объясняется наличием во время последнего оледенения покровного ледника, который препятствовал глубокому промерзанию грунтов (рис. 20).
Рис. 20. Вечная мерзлота России
(http://nenavigator.ru/mnogoletnyaya-merzlota-rossii/)
В зонах вечной мерзлоты при сильных морозах грунт с поверхности растрескивается, в трещины проникает вода. Замерзая, она расширяет трещины. Из-за таяния мерзлоты грунт проседает. Многолетняя мерзлота создает множество проблем, в том числе и при проведении строительных, геологоразведочных и других работ на Севере. На рис. 21 (рисунок адаптирован) показаны зоны риска для зданий и сооружений, расположенных на территории России (http://nenavigator.ru/mnogoletnyaya-merzlota-rossii/).
Рис.21. Риск разрушения зданий и сооружений в зонах вечной мерзлоты на территории России
Жилые дома, промышленные здания, трубопроводы и дороги могут сами по себе отеплять грунты и тем самым вызывать оттаивание мерзлоты, которое ведет к просадке фундаментов, разрушению стоящих на них зданий. Обычно для того чтобы предохранить здания от разрушения, их ставят над землей на железобетонных сваях. Сами сваи вмораживают в мерзлый грунт, что придает им повышенную прочность. Все это до недавних пор было достаточно надежным, но потепление и таяние монолитного ледяного массива угрожает не только большому количеству населенных пунктов, но и комплексам добычи полезных ископаемых, которые большей частью находятся как раз в регионах риска.
В последнее время на Западе бурно разыгрались аппетиты на российские территории. Даже карты нарисовали, кому что причитается, оставляя России лишь центральную зону ее Европейской части. Похоже, они мало задумывались о том, что будет с нашей Сибирью в эпоху глобального потепления. Но это так, между делом, чтобы голову включали, а главное – чтобы помнили: никогда, никому, ни при каких условиях Россия своих территорий не отдавала и не отдаст, даже если часть из них на долгое время превратится в топкие болота.