III. Схема замещения и векторная диаграмма асинхронного двигателя
При анализе работы асинхронной машины используют схему замещения. Переход от схемы с электромагнитной связью к схеме с электрической связью показан на (рис. 11.6). На схеме замещения (рис. 11.6 а) электромагнитная связь осуществляется через основной магнитный поток , который индуктирует в обмотке статора ЭДС , а в обмотке вращающегося ротора – ЭДС , определяемые уравнениями (11.5) и (11.8). Схема замещения (рис. 11.6 б) соответствует неподвижному ротору, для которого индуктивное сопротивление равно , активное – . При этом ЭДС ротора определяется выражением (11.9), а уравнение электрического равновесия для цепи ротора имеет вид
. (11.23)
Умножив это равенство на коэффициент трансформации ЭДС (11.11) с учетом (11.12) и (11.21) получим
, (11.24)
где – приведенное активное сопротивление фазы ротора; – приведенное индуктивное сопротивление фазы ротора.
Рис. 11.6
Уравнение (11.24) позволяет перейти к схеме замещения (рис. 11.6. в) с электрической связью между статором и ротором. В ветви намагничивания протекает ток , который согласно (11.20) и схеме замещения
(рис. 11.6 в) определяется по формуле
.
Падения напряжения от этого тока на сопротивлениях и равны ЭДС: .
Уравнение электрического равновесия для цепи статора
(11.25)
аналогично уравнению (9.7) для первичной цепи трансформатора.
Рис. 11.7 |
Схеме замещения (рис. 11.6 в) и уравнениям (11.24) и (11.25) соответствует векторная диаграмма (рис. 11.7). Из рис. 11.18 видно, что с увеличением момента нагрузки на валу и, следовательно, скольжения, возрастает ток ротора . Из векторной диаграммы следует, что одновременно увеличивается ток статора и уменьшается фаза . С увеличением тока увеличиваются падения напряжения на статоре и когда падение напряжения становится соизмеримым с напряжением , угол вновь возрастает.
В режиме холостого хода ток ротора 0, угол сдвига тока статора относительно напряжения сети близок к .
IV. Электромагнитный момент
Электромагнитная мощность равна произведению электромагнитного вращающего момента и угловой скорости вращения магнитного потока
.
Механическая мощность на валу ротора равна произведению момента на угловую скорость вращения ротора
.
Разность электромагнитной и механической мощностей, затрачиваемая на электрические потери в активном сопротивлении ротора,
.
Рис. 11.9 |
Учитывая (11.31), получим
,
где .
Из векторной диаграммы для ротора (рис. 11.9) получаем
.
Формула для вращающего момента приобретает вид
, (11.42)
где – постоянный коэффициент.
Из (11.42) следует, что вращающий момент пропорционален произведению магнитного потока и активной составляющей тока ротора. Для определения момента через параметры двигателя выразим ток из схемы рис. 11.6 в без учета тока холостого хода
и через параметры ротора
.
Подставив последнее соотношение в (11.42) с учетом
, ,
где – число витков ротора на одну фазу статора (число фаз = 3); р – число пар полюсов; , получаем
. (11.43)
Согласно (11.43) электромагнитный момент при любом скольжении пропорционален квадрату напряжения фазы статора и тем меньше, чем больше и индуктивное сопротивление машины .
Рис. 11.10 |
Графическая зависимость показана на рис. 11.10.
Характерными точками для режима двигателя являются:
режим холостого хода: = 0, = 0;
номинальный режим: =0,02…0,06, ;
режим максимального (критического) момента: , ;
режим пуска: = 1,0, .
Максимум вращающего момента разделяет кривую на устойчивую часть от = 0 до и неустойчивую – от до = 1. Увеличение тормозного момента выше максимального ведет к остановке двигателя.
Максимальный момент и критическое скольжение можно выразить через параметры машины, приравняв к нулю первую производную по (11.43)
, (11.44)
. (11.45)
В этих соотношениях знак плюс относится к двигательному, знак минус – к генераторному режиму работы. Напомним, что формулы получены без учета активного сопротивления обмотки статора.
Путем преобразования уравнения (11.43) с учетом (11.44) и (11.45) получим формулу момента в относительных единицах
.