Цессе теплообмена и возможность загрязнения поверхности нагрева. Из-за
Низкой теплоемкости топочных газов их объемные расходы значительны и
Требуют больших затрат энергии на транспортирование. Поэтому топочные
Газы обычно используются непосредственно на месте их получения.
Кроме топочных газов, получаемых в технологических печах, в
Качестве нагревающих агентов экономически целесообразно использовать
Отработанные газы технологических производств и нагревательных котлов,
имеющих температуры порядка 300 _ 600 0С.
Если температуры отработанных газов невысокие, то, используя
Соответствующую теплообменную аппаратуру (теплообменники с промежу-
Точным теплоносителем, тепловые трубы и т.д.), можно также получить
Значительную экономию топлива.
Нагревание электрическим током. Электрические нагревательные
Устройства отличаются компактностью, простотой и удобством обслужи-
Вания.
С помощью электроэнергии нагрев может осуществляться в широком
диапазоне температур (300 _ 3000ーС) и температурный режим нагрева легко
Регулируется. Однако применение электрического нагрева относительно
Дорого, поэтому требует технико-экономических обоснований.
В зависимости от способа превращения электрической энергии в тепло-
Ту различают нагревание электрическим сопротивлением, индукционное
Нагревание, высокочастотное нагревание и нагревание с помощью электри-
Ческой дуги.
Наибольшее распространение получил способ нагревания электричес-
Ким сопротивлением, который осуществляется в электропечах сопротивле-
Ния. Через нагревательные элементы, изготовленные из хромо-железо-
Алюминиевых сплавов и обладающие большим омическим сопротивлением,
Пропускается электрический ток. Теплота, выделяемая при прохождении
Тока, передается нагреваемой среде. Такой способ нагрева дает равномерный
обогрев при температурах до 1000 _ 1100 оС.
Способы охлаждения и охлаждающие агенты
Охлаждение газов и жидкостей производится за счет их теплообмена с
Охлаждающими агентами: водой, воздухом или хладагентами. Способы
Охлаждения и охлаждающие агенты выбираются в зависимости от темпера-
Туры, до которой нужно охладить среду.
Для охлаждения до температур ~ 10 _ 30 ーС в качестве охлаждающих
агентов используют обычно доступные и дешевые _ воздух и воду.
Атмосферный воздух имеет низкую теплоемкость и низкие коэффици-
Енты теплоотдачи, но, несмотря на это, находит широкое применение как
Охладитель. Примерами воздушного охлаждения могут служить крупные
Промышленные конденсаторы пара и др. Опыт показал, что расходы на при-
Нудительную циркуляцию воздуха для охлаждения конденсатора меньше
Расходов, связанных с водяным охлаждением.
Для повышения интенсивности теплообмена поверхность охлаждения
Со стороны воздуха увеличивается за счет оребрения.
По сравнению с воздухом вода имеет большую теплоемкость и высо-
Кий коэффициент теплоотдачи, поэтому может отобрать больше теплоты от
Охлаждаемой среды. Вода естественных водоемов в зависимости от времени
года имеет температуру 4 _ 25 ーС, а артезианская вода 8 _ 15 ーС. Если для
Охлаждения применяется технологическая, оборотная вода, то ее температура
Летом может достигать 30 оС. Вода как охлаждающий агент используется
Главным образом в поверхностных теплообменных аппаратах (холодиль-
Никах), но может применяться и в теплообменниках смешивания.
Если температура охлаждаемой среды выше 100 ーС, то охлаждающая
Вода будет испаряться. Охлаждение путем испарения снижает расход воды и,
Образующийся пар, можно использовать как низкотемпературный греющий
агент. Охлаждение до температур ниже 0 ーС проводится с помощью холо-
дильных агентов (хладагентов). Наиболее распространенными хладагентами
являются аммиак и фреоны (фторхлорпроизводные метана).
Теплогенерация сжиганием органического топлива
Топливо и его классификация
Основным источником тепловой энергии в настоящее время является
органическое топливо _ твердое, жидкое и газовое.
Топливом называют горючие вещества, которые сжигают для получения
В промышленных целях необходимое количество теплоты.
Классификация органического топлива по агрегатному состоянию
приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Классификация органического топлива по агрегатному состоянию.