Улучшение качества звучания громкоговорителей
Электродинамические громкоговорители воспроизводят полосу частот примерно от 50...60 Гц до 8... 10 кГц с большой неравномерностью частотной характеристики (до 12...18 дБ). Для расширения рабочего диапазона частот и уменьшения неравномерности частотной
характеристики применяются различные конструктивные усложнения, улучшающие качество работы громкоговорителя. Остановимся на некоторых из них.
Для устранения дифракции волн от передней и задней стенок диффузора головки динамические устанавливают в ящик. Дифракция звуковых волн зависит от размеров ящика: с их увеличением влияние звуковой волны от задней стенки уменьшается.
Широко распространены ящики с открытой и закрытой задней стенкой. В ящиках с закрытой задней стенкой устанавливают динамические головки несколько большей массы по сравнению с головками, применяемыми в ящиках с открытой задней стенкой. Это необходимо для компенсации уменьшения гибкости подвижной системы головки, что привело бы к увеличению частоты основного резонанса, а следовательно, к сужению рабочего диапазона частот. Громкоговорители, расположенные в ящике с закрытой задней стенкой, обеспечивают меньшую неравномерность частотной характеристики, однако имеют низкий КПД.
Улучшить воспроизведение сигналов низких частот можно, используя фазоинверсную систему: ящик, в передней стенке которого имеются два отверстия (рис. 3.12). В первом отверстии размещается головка динамическая, другое предназначено для излучения звуковой энергии от задней стенки диффузора головки. Отверстие и объем воздуха внутри ящика представляют собой дополнительные механические колебательные силы, имеющие собственные частоты резонанса. Если считать резонансные частоты подвижной системы громкоговорителя и фазоинвертора одинаковыми, то частотах выше основной частоты резонанса фаза выходных колебаний в отверстии фазоинвертора отличается от фазы колебаний задней стенки диффузора, на частоте основного резонанса этот сдвиг составляет 00, а с увеличением частоты стремится к 180°. На частотах, где фазовый сдвиг достигает 180°, волна из отверстия излучается в фазе с волной от передней стенки диффузора головки, усиливая друг друга. Как было отмечено, для улучшения воспроизведения сигналов низких частот масса и гибкость подвижной системы головки должна быть как можно больше; сигналы высоких частот, наоборот, хорошо излучаются, если масса подвижной системы мала. Эти требования к головкам динамическим оказываются противоречивыми, что не позволяет обеспечить высококачественную работу громкоговорителя в широком диапазоне частот с помощью одной головки. Чтобы расширить рабочий диапазон, можно использовать двухдиффузорную головку динамическую, конструкция которой показана на рис. 3.13. Диффузор 1 служит для воспроизведения сигналов низких частот. На высоких частотах двухдиффузорной головки этот диффузор перестает
работать из-за возникновения стоячих волн, в работу включается малый диффузор 2, достаточно жесткий и легкий.
Более эффективно расширить рабочий диапазон частот громкоговорителя можно с помощью двухполосных и трехполосных громкоговорителей (акустических систем). В акустических системах используется несколько головок динамических, причем каждая п.; них предназначена для воспроизведения сигналов только части рабочего диапазона частот. Головки подключаются через разделительные фильтры. Варианты схем фильтров показаны на рис. 3.14. а,б. В двухполосных акустических системах частоты разделения выбирают от 400 до 500 или от 3000 до 5000 Гц. В трехполосных акустических системах среднечастотные головки воспроизводят диапазон частот примерно от 500 до 5000 Гц. Они могут быть выполнены с куполообразной диафрагмой вместо диффузора. Использование куполообразной диафрагмы из пленки алюминия (титана) с нанесенной смесью эпоксидной смолы и волокон оксида алюминия позволяет существенно улучшить воспроизведение сигналов высоких частот. Высокочастотные головки могут быть также ленточными. По конструкции они похожи на ленточные микрофоны, но имеют большую поверхность излучения. Акустические системы категории Hi — Fi воспроизводят диапазон частот 50... 12500Гц с неравномерностью частотной характеристики до 7 дБ.
В закрытых акустических системах и фазоинверторах внутри ящика могут возникнуть резонансные явления, которые приводят к увеличению неравномерности частотной характеристики. Для устранения этих явлений внутреннюю поверхность ящиков обычно дополняют звукопоглощающим материалом. Равномерную частотную характеристику можно почить путем применения звуковых колонок. Звуковая колонка является групповым излучателем, в ее составе несколько однотипных динамических головок, включенных синфазно. Синфазность работы головок обеспечивается фазировкой: при подключении к звуковым катушкам электрического сигнала определенной полярности диффузоры должны прогибаться в одну
сторону. Головки, входящие в состав звуковой колонки, имеют различные частотные характеристики. При их совместном действии частотные характеристики усредняются, их неравномерности сглаживаются. Особенно это относится к области частот выше 1000 Гц.
Использование звуковых колонок, кроме того, повышает направленность излучения и КПД. 3вуковые колонки выпускаются мощностью до100 Вт, рабочий диапазон 63... 16 000 Гц при неравномерности частотной характеристики не более 12 дБ.
Улучшить качество звучания можно с помощью электростатических (конденсаторных) громкоговорителей
2. Задание на СРС (Л1 стр.81-86) 2.1 Что такое громкоговоритель? 2.2 Из чего состоит громкоговоритель? 2.3 Перечислите отличия высокочастотных головок от низкочастотных 2.4 Почему на высоких и на низких частотах АЧХ громкоговорителя неравномерна? 2.5 Перечислите основные технические характеристики громкоговорителей. 2.6 В чем причина нелинейных искажений громкоговорителей? | 3. Задание на СРСП 3.1 Причина акустического короткого замыкания в громкоговорителях? 3.2 Акустическая система, работа. 3.3 Акустическая колонка, работа 3.4 Принцип работы конденсаторного громкоговорителя? |
4. Контрольные вопросы
4.1 Классификация микрофонов по принципу преобразования электромагнитной энергии. 4.3 Что такое фазоинвертор? 4.4 Почему диффузор имеет криволинейную образующую? 4.5 Какое сопротивление имеют динамические головки? |
Глоссарий
5.1 Диффузородержатель 5.2 Параметрические колебания 5.3 Частотные искажения 5.4 Звуковая колонка 5.5 Фильтр 5.6 Фазоинвертор | Parametrical fluctuations Frequency distortions Stereo speaker The filter |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр. 81-97 6.2 А.В. Выходец стр. 83-88 | Дополнительная |
Лекция 9
Тракт формирования программ звукового вещания. Структурная схема тракта формирования программ. Аппаратно-студийный комплекс (АСК) радиовещания. Студийная и центральная аппаратные, состав аппаратуры, структурные схемы.
Аппаратно-студийный комплекс (АСК) является основной частью радиодома — центра студий и ряд
аппаратных, оборудование которых предназначено для подготовки, формирования и выпуска собственных программ, а также обмена программами с другими радиодомами. Количество студий и аппаратных АСК зависит от класса радиодома, который, в свою очередь, определяется объемом собственного вещания. Внеклассные радиодома обеспечивают объем собственного вещания более четырех часов в сутки. Радиодома первого класса имеют объем собственного вещания до четырех часов в сутки, а второго класса — до двух часов в сутки.
Оборудование АСК относится к тракту формирования программ (ТФП) электрического канала звукового вещания. Структурная схема типового ТФП приведена на рис. 2.3. Начальным звеном тракта является оборудование студии: микрофоны и пульт диктора, который устанавливают, как правило, в речевых студиях.
Студийная аппаратная (СА) представляет собой помещение с акустическими характеристиками речевой студии. В студийной аппаратной (рис. 2.4) устанавливаются пульт звукорежиссера, студийные магнитофоны и контрольные громкоговорители. Пульт звукорежиссера рассчитан на подключение различных источников сигналов: микрофонов, расположенных в студии, магнитофонов, соединительных линий, ревербераторови др.
Для усиления сигналов от микрофонов в пульте имеются усилители (МУ). Уровень сигнала от других источников значительно выше, чем от микрофонов, что позволяет подключить их через согласующие устройства (СУ) непосредственно к смесительному устройству (См). В цепь каждого источника сигналов включены индивидуальные регуляторы уровня (ИР), с помощью которых звукорежиссер поддерживает оптимальные соотношения громкости отдельных источников звука и регулирует динамический диапазон. Смешивание сигналов осуществляется в смесительном устройстве. В нем возникают потери мощности, так как мощность с выходов одного из индивидуальных регуляторов поступает не только на общий регулятор (ОР), но и на выходы остальных индивидуальных регуляторов, не работающих в это время. Оперативное регулирование уровня смешанных сигналов производится общим регулятором уровня. Для компенсации затухания, вносимого регулятором и смесительным устройством, в пульт включены усилители. Линейный усилитель (ЛУ) является усилителем-ограничителем, что позволяет предотвратить возможные перегрузки тракта. С выхода линейного усилителя по соединительным линиям сигналы звукового вещания поступают в другие аппаратные.
Между микрофонными усилителями и общим регулятором могут подключаться устройства спецэффектов и коррекции: компрессор, сложный частотный корректор, шумоподавитель и др. Корректор обеспечивает ограничение сигналов верхних и нижних частот (с разными частотами среза), плавный подъем и спад сигналов верхних и нижних частот, а также «всплески» и «провалы» частотной характеристики на разных частотах (фильтры «присутствия»). С их помощью звукорежиссер может уменьшить амплитудно-частотные искажения, вносимые отдельными звеньями тракта, ослабить влияние помех, создать различные спецэффекты, устранить недостатки голосов исполнителей.
Уровни сигналов звукового вещания звукорежиссер контролирует на слух с помощью как высококачественных громкоговорителей, так и измерителей уровня (ИУ). На выходе пульта может быть установлен панорамный регулятор базы, плавно перераспределяющий сигналы между двумя стереофоническими каналами.
Для связи звукорежиссера во время репетиций с исполнителями служит микрофон с усилителем, со единенный с громкоговорителем
Рис. 2.5. Структурная схема ЦА АСК
студии, который может использоваться для прослушивания сигналов от магнитофонов при комбинированных записях. В связи с тем, что подавляющая часть вещательных передач идет в воспроизведении заранее заготовленных магнитофонных записей, магнитофон применяют и как источник программ.
Вещательные передачи могут вестись не только из студий радиодомов, но и из театров, киноконцертных залов, стадионов, где оборудуются трансляционные пункты. Трансляционные пункты подразделяют на стационарные и передвижные.Стационарные трансляционные пункты создаются в местах, откуда систематически ведутся вещательные передачи. Помещение для трансляционного пункта выбирается так, чтобы звукорежиссер хорошо видел через контрольное окно место передачи. Аппаратура стационарных трансляционных пунктов аналогична аппаратуре студийной аппаратной. Передвижные трансляционные пункты организуют в тех случаях, когда вещание ведется эпизодически. В этих случаях устанавливается переносная аппаратура, которая по соединительным линиям кабелей городской телефонной сети соединяется с АСК радиодома. В отсутствие соединительных линий передвижные трансляционные пункты организуют передачу программ вещания по УКВ радиоканалам. От трансляционных пунктов сигналы звукового вещания поступают в трансляционную аппаратную (ТА) радиодома (см. рис. 2.3), где их обрабатывают и распределяют по другим аппаратным. Вещательную (ВА) или программную (ПА) аппаратные организуют во внеклассных радиодомах при большом числе формируемых программ звукового вещания. При их отсутствии сигналы звукового вещания с выхода студийной и трансляционной аппаратных поступают в центральную аппаратную.
Центральная аппаратная (АЦ) является координирующим центром АСК. Оборудование аппаратной обеспечивает коммутацию сигналов внутренних и внешних источников программ, их контроль и распределение потребителями.
Структурная схема центральной аппаратной приведена на рис. 2.5.
В основное оборудование центральной аппаратной входят: коммутатор источников программ, пульты, коммутатор потребителей программ. К коммутатору источников программ подключаются соединительные линии от студийных и трансляционной аппаратных, датчиков сигналов точного времени (СТВ), устройств подачи позывных сигналов (ПС) и других источников. Внутренние источники программ радиодома подключаются через входные трансформаторы (Т), внешние — через корректирующие контуры (КК), установочные регуляторы уровня (РУ), усилители (А).
С помощью коммутатора пульта центральной аппаратной формируются программы вещания, которые после усиления линейными усилителями (ЛУ) подаются к потребителю. Если число потребителей программ превышает число сформированных программ, то их распределение происходит с помощью вспомогательного коммутатора потребителей программ. Уровни сигналов контролируются с помощью измерителей уровня (ИУ) и контрольных громкоговорителей. Максимальный уровень сигнала на выходе АЦ не должен превышать + 15 дБ.
По исходящим соединительным линиям, подключенным к коммутатору потребителей программ, сигналы звукового вещания поступают на центральную станцию проводного вещания (ЦСПВ) города, радиовещательные станции (РВС), междугородную вещательную аппаратную (МВА), радиорелейную станцию (РРС) и т.д.
Оборудование АСК рассчитано на формирование стереофонических сигналов, удовлетворяющих требованиям высшего класса качества. Ряд технологических процессов в них обеспечивается с использованием компьютеров. Получают распространение цифровые пульты звукорежиссеров, представляющие собой специализированные ЭВМ. Обработка сигналов в пульте происходит по программам, которые определяют, в частности, регулировку уровней и изменений спектра сигналов в целом и в каждом отдельном канале, коммутацию каналов и др.
В цифровых пультах предусмотрена возможность запоминания положения всех органов управления, что позволяет полностью восстановить режим обработки сигнала в случае перерыва в работе звукорежиссера.
2. Задание на СРС (Л1. стр. 55-61) 2.1 Назначение аппаратных радиодомов 2.2 Отчего зависит количество аппаратных в радиодоме? 2.3 Из каких соображений выбирается оборудование студийных аппаратных? Какое оно? 2.4 Почему в смесительном устройстве пульта звукорежиссера теряется мощность 2.5 Функции общего регулятора в пульте звукорежиссера 2.6 Функции корректора в пульте звукорежиссера | 3. Задание на СРСП. 3.1 Поясните назначение отдельных узлов типового тракта распределения программ. 3.2 Каким образом звукорежиссер проверяет качество записываемой программы? 3.3 Функции фильтров «присутствия» в пульте звукорежиссера? 3.4 Классификация трансляционных пунктов? |
4. Контрольные вопросы
4.1 Назначение индивидуальных регуляторов в пульте звукорежиссера? 4.3 Назначение вещательной или программной аппаратной 4.4 Какой величины должен быть сигнал на выходе центральной аппаратной? 4.5 Функции центральной аппаратной (ЦА)? |
Глоссарий
5.1 Аппаратная 5.2 Индивидуальный регулятор 5.3 Смесительное устройства 5.4 Корректор 5.5 Измеритель уровня | Equipment room Individual regulator Mixing devices The proof-reader Measuring instrument of a level |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр.56-60 6.2 А.В. Выходец стр. 78-85 | Дополнительная |
Лекция 10
Преобразование и обработки сигналов звукового вещания. Регулирование уровней сигнала. Способы регулирования уровней сигналов. Ручные регуляторы уровня: требования, схемы, применение. Регуляторы амплитудно-частотных характеристик.
Обработка сигналов — это преднамеренные преобразования сигналов, которые производят для создания спецэффектов, коррекции искажений, снижения шумов, сжатия динамического диапазона сигналом. Различают обработку сигналов по спектру (частотная обработка), по уровню (динамическая обработки) и шумоподавление. Динамическую обработку осуществляют ручными и автоматическими регуляторами уровней. Частотная обработка выполняется набором фильтров (корректоров), изменяющих спектры сигналов во всем или в отдельных частях частотного диапазоне. Шумоподавление обеспечивают статические и динамические (адаптивные) шумоподавители.
Устройства обработки сигналов могут использоваться для создания спецэффектов.
Для создания спецэффектов в трактах звукового вещания применяются устройства искусственной реверберации (линии задержки), эквалайзеры и др. Ревербераторы создают сигналы, имитирующие звук в помещениях разного объема. Для создания искусственной реверберации используют эхо-камеры, магнитные, листовые и цифровые ревербераторы.
Эхо-камеры — помещения неправильной формы объемом не менее 120 м3 с большим временем реверберации. Сигнал в эхо-камере подается на громкоговоритель, устанавливаемый так, что прямой звук не попадает на микрофон. Микрофон преимущественно принимает сигналы после многократных отражений от непараллельных стен из бетона. Время реверберации эхо-камеры постоянно, в небольших пределах его можно регулировать изменением уровней основного и подмешиваемого сигналов.
Магнитный ревербератор содержит блок магнитных головок: стирающую, записывающую и воспроизводящую, расположенных около петли магнитной ленты. Каждая из воспроизводящих головок производит записанный сигнал, запаздывающий по отношению к основному. Время запаздывания сигнала зависит от расстояния между воспроизводящими головками и скорости движения магнитной ленты, магнитный ревербератор дает возможность изменять время реверберации от 0,5 до 5 с.
Листовые ревербераторы используют изгибные колебания тонкого (0,4...0,5 мм) стального листа. В одной точке листа закреплен возбудитель, в другой — приемник звуковых колебаний. Время реверберации регулируют изменением расстояния между листом и демпфирующим материалом.
Большинство устройств обработки сигналов находится в пультах звукорежиссеров. Кроме того, такие устройства обработки, как частотные корректоры, автоматические регуляторы уровней и др., устанавливаются в других устройствах каналов вещания.
Обработка сигналов приводит к изменению их параметров. Наибольшие изменения происходят при динамической обработке сигналов, вследствие которой увеличивается относительная средняя мощность сигнала, что эквивалентно увеличению мощности передатчика. На выходе приемника увеличивается средняя громкость и разборчивость звучания. Выбором параметров устройств обработки можно улучшить качество принимаемых сигналов.