Характеристики сигналов звукового вещания. Сигналы звукового вещания и особенности их восприятия.
Звуковая информация, передаваемая в системах звукового вещания, предназначена для восприятия слуховым органом человека, состоящим из внешнего, среднего и внутреннего уха. Две первые части уха служат для передачи звуковых колебаний к слуховому анализатору — улитке, находящейся во внутреннем ухе. В состав улитки входят несколько тысяч слабо связанных друг с другом нервных волокон и около 22 000 нервных окончаний, которые посылают импульсы в слуховой центр мозга, вызывая звуковое ощущение.
Звуковые колебания, воздействующие на ухо человека, могут быть синусоидальными (простые звуки) и сложными, представляющими собой непериодические колебания со случайным законом изменения амплитуды и частоты. Простые звуки (чистые тона) можно получить с помощью камертона или генератора; сложные звуки — это звучание речи, музыки и т.п. Восприятие сложных звуков в основном имеет те же особенности, что и восприятие простых звуков.
Восприятие по частоте. Частота простого звука или основная частота сложного звука вызывает слуховое ощущение, которое называется высотой тона. В диапазоне слышимых частот ухо ощущает не всякое изменение частоты звука, так как число нервных окончаний, расположенных во внутреннем ухе, ограничено. Существует дифференциальный порог различимости звуков по частоте — минимально различимая на слух разность частот двух звуков одинаковой интенсивности. Ухо человека в области низких и высоких частот ощущает изменение частоты в среднем на 4 %, в области средних частот — на 0,2...0,3 %.
Единицей измерения высоты звука является октава. Октаве соответствует интервал частот, верхняя граница которого в 2 раза превышает нижнюю. Октава является интервалом изменения высоты звука (в диапазоне звуковых частот воспринимается 10 октав). На практике используются меньшие интервалы, например полутона (1/12 октавы).
Гармонические составляющие в спектре сложных звуков придают им характерную окраску, называемую тембром. Тембр определяется как числом гармоник в спектре, так и соотношением их амплитуд. У каждого источника звука тембр звучания индивидуальный, по тембру можно отличить один инструмент от другого, узнать голос певца и др.
Восприятие по амплитуде. Ухо человека реагирует в диапазоне звуковых частот на звуковые колебания, соответствующие определенной раздражающей силе. Под раздражающей силой подразумевают интенсивность звука или звуковое давление. Наименьшее значение раздражающей силы чистого тона, которое вызывает ощущение звука, называется порогом слышимости. Порог слышимости индивидуален для каждого человека, зависит от его возраста и частоты. По результатам ряда измерений принята кривая зависимости порога слышимости от частоты (рис. 1.1). Порогу слышимости на частоте 1000 Гц соответствует звуковое давление ро= 2 • 10-5 Па. Для появления слухового ощущения на низких и высоких частотах необходимо большее звуковое давление, чем на средних.
Постепенное увеличение амплитуды раздражающей силы приводит к возбуждению большего числа нервных окончаний. Это субъективно воспринимается как изменение громкости звучания. Поэтому звуковое давление и интенсивность звука часто оценивают в логарифмических единицах (акустических уровнях):(1.5)
Na=101gJ/J0=201gp/p0.
Абсолютный акустический уровень Na определяется относительно
р0 = 2 • 10-5 Па,
Jo = 10-12 Вт/м2, соответствующих порогу слышимости на частоте 1000 Гц.
Возрастание громкости звучания может привести к раздражающему воздействию и, наконец, к ощущению боли в ушах. Максимально допустимое значение раздражающей силы чистого тона, вызывающее болевое ощущение, называется порогом болевого ощущения. Порог болевого ощущения мало зависит от частоты, на частоте 1000 Гц ему соответствует звуковое давление 20 Па.
Между порогом болевого ощущения и порогом слышимости находится область слухового восприятия. Исследования показали, что в области слухового восприятия одному и тому же значению звукового давления на разных частотах соответствуют различные значения громкости звучания. Для количественной оценки восприятия на разных частотах громкость звука на слух уравнивали громкостью звука с частотой 1000 Гц. Полученная величина называется уровнем громкости, измеряемым в фонах. Результаты сравнения громкостей графически представлены на рис. 1.1 в виде семейства кривых равной громкости. Кривые равной громкости в области малых значений звукового давления в большой степени зависят от частоты, а по мере увеличения звукового давления спрямляются. При малых амплитудах звукового давления слух имеет неодинаковую, а при больших —одинаковую чувствительность на разных частотах. Это приводит к уменьшению громкости звучания низких и высоких частот, если ранее записанная передача прослушивается на более низком уровне громкости.
Для устранения этого недостатка в аппаратуре вещания при уменьшении коэффициента усиления изменяют закон регулирования регулятора усиления: низко- и высокочастотные составляющие ослабляют в меньшей степени, чем среднечастотные составляющие сигнала. Такие регуляторы называют тонкомпенсированными.
Восприятие звуковых колебаний в пространстве и во времени. Слушатель способен определять направление на источник звука благодаря бинауральному эффекту — эффекту слушания двумя ушами. На низких частотах бинауральный эффект возникает за счет различия фаз, а на более высоких частотах — за счет различия амплитуд (из-за экранирующего действия головы) звуковых колебаний. Человек определяет направление прихода звуковых колебаний в горизонтальной плоскости с точностью до 3...4°. При перемещении источника звука в вертикальной плоскости точность меньше, погрешность в определении местонахождения источника звуковых колебаний может достигать 40...50°.
При прослушивании источника звука на фоне шума (или другого мешающего звука) наблюдается повышение порога слышимости, которое называют эффектом маскировки. Он оказывается более заметным при равенстве частот маскируемого и маскирующего (мешающего) чистых тонов. Низкочастотные тона сильнее маскируют высокочастотные. При маскировке речевого сигнала шумом понижается разборчивость речи (количество принятых правильно элементов речи из общего числа переданных по тракту).
Слуховой аппарат обладает инерционностью, которая выражается в том, что ощущение возникновения звука, а также его прекращения возникает не сразу. Если слушатель получает сигналы от нескольких источников звука, удаленных от него на разные расстояния, то при одинаковой мощности ближнего и удаленного источников звука ощущается и локализуется ближний источник звука, излучающий опережающий сигнал. При этом обеспечивается слитность звучания, если задержка во времени прихода запаздывающего сигнала не превышает 50 мс. Если время задержки превышает 50 мс, то наличие запаздывающего сигнала от удаленного источника звука ощущается как эхо, хотя по-прежнему локализуется ближний источник звука. Уменьшая мощность ближнего источника, можно добиться раздельного звучания обоих источников звука. Это свойство лежит в основе построения систем стереофонического вещания.
2. Задание на СРС (Л.2 стр.10-12) 2.1 Состав уха человека 2.2 Какие звуковые колебания мы слышим? 2.3 Что такое высота тона? 2.4 Дайте понятие дифференциальному порогу различимости звуков по частоте. 2.5 Дайте понятие единице измерения высоты звука 2.6 Дайте понятие тембру звука 2.7 Что такое порог слышимости? 2.8 Как определяется болевой порог? | 3. Задание на СРСП. 3.1 Поясните ход кривых равной громкости. 3.2 Поясните, каким образом оценивают интенсивность и звуковое давление 3.3 Дайте понятие бинауральному эффекту? 3.4 Что такое эффект маскировки? |
4. Контрольные вопросы
4.1 Абсолютные уровни, относительные, определения. 4.3 Дайте понятие области слухового восприятия, где она находится? 4.4 Где применяют кривые равной громкости? 4.5 В какой области мы слышим лучше, в горизонтальной или вертикальной, где это явление можно использовать? |
Глоссарий
5.1 Порог слышимости 5.2 Болевой порог 5.3 Кривые равной громкости 5.4 Октава 5.5 Высота тона 5.6 Тембр 5.7 Бинауральный эффект | Threshold of audibility Painful threshold Curves of equal loudness |
Литература
Основная 6.1 М.Т. Кохно стр.10-14 6.2 А.В. Выходец стр. 10-16 | Дополнительная |
Лекция 3