II. Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа элективного курса по физике разработана в соответствии с положением Закона «Об образовании», требованиями ФГОС. Она ориентирует учащихся на совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.
Элективный курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции.
Первый раздел знакомит школьников с понятием «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В первую очередь особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, анализу полученного ответа. Изучив первый раздел, ученик должен анализировать физическое явление, программировать последовательность действий, анализировать полученный результат. В итоге курса обобщается и систематизируется как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к аттестации.
При решении задач по различным разделам главное внимание уделяется формированию умений решать задачи, на накопление опыта решать задачи различной сложности. Анализ решений задач и обсуждение вопросов позволяет глубже понять сущность явлений и процессов, побуждает стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать гипотезу, развивает речь, закрепляет вычислительные навыки, развивает умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.
III. Описание места элективного курса в учебном плане
Программа реализуется за счет вариативной части БУП, формируемой участниками ОП, ориентирована на учащихся 10 класса, рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, 1 час в неделю.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса
Метапредметные результаты.
· Приобретение навыков самостоятельной работы, работы со справочной литературой;
· Овладение умениями планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов;
· Овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при решении практических задач;
· Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного.
Личностные результаты.
· Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
· Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения;
Предметные результаты.
· Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна.
· Смысл физических величин: Скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, температура, средняя кинетическая энергия, количество теплоты, элементарный электрический заряд.
· Смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции.
· Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движения тел в поле тяготения, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитную индукцию.
· Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие что: наблюдение и эксперимент, являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; Физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления;
· Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики, электродинамики.
· Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
· Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых приборов.
V. Содержание элективного курса