Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка
Лабораторная работа №1 Дата _________________
Тема: Химические свойства кислот.
Цель работы : Провести реакции, характеризующие общие химические свойства кислот (на примере соляной или серной кислоты).
Взаимодействие кислот с оксидами металлов
Оборудование и реактивы:штатив для пробирок, пробирка, шпатель, спиртовка, спички, пробиркодержатель, стеклянная или фарфоровая пластина, тигельные щипцы, стеклянная палочка или пипетка; оксид меди (II), раствор серной кислоты (1 : 5).
Правила техники безопасности
Содержание и порядок выполнения опыта
Задание№1
1. В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку) порошка оксида меди(II) . Отметьте цвет вещества.______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1—2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поместите на стеклянную пластину 1—2 капли полученного раствора, используя стеклянную палочку или пипетку, и выпарьте его. Что наблюдаете? ________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида меди (II) с серной кислотой._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие кислот с основаниями
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (2 шт.), стеклянные или фарфоровые пластины (2 шт.), тигельные щипцы, спиртовка, спички, пипетка; соляная кислота (1 : 1), растворы гидроксида натрия (0,5 моль/л), сульфата железа (III) (0,5 моль/л), фенолфталеина.
Правила техники безопасности
Содержание и порядок выполнения опыта
Задание№2
1. Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1—2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? __________________________________________________
________________________________________________________________________________
Объясните, какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.К раствору щелочи с фенолфталеином добавляйте по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете? ______________________________
________________________________________________________________________________
Объясните, образование какого вещества привело к изменению окраски индикатора. _______________________________________________________________________________Потрогайте пробирку, в которой проводили реакцию. Сделайте вывод о тепловом эффекте проведенной реакцию. ________________________________________________________________________________
3. С помощью пипетки поместите 1—2 капли раствора из пробирки на стеклянную или фарфоровую пластину и выпарьте. Что наблюдаете? ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции. ___________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
В чем сущность проведенной реакции? ______________________________________________
________________________________________________________________________________Как называют взаимодействие щелочи с кислотой? ___________________________________
________________________________________________________________________________5. Получите нерастворимое основание — гидроксид железа (III): налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) и добавьте к нему 3—4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в результате реакции. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа (III) 1—2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Поместите 1—2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и выпарьте его. Рассмотрите образовавшиеся кристаллы. Отметьте их цвет._________________ ________________________________________________________________________________
8. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции. ______________________________
________________________________________________________________________________
Задание№3
1. В трех пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов следующих веществ:
1-я пробирка: соляная кислота и силикат натрия;
2-я пробирка: серная кислота и карбонат калия;
3-я пробирка: соляная кислота и хлорид или нитрат бария.
2. Оформите отчет, заполнив таблицу1
Что делали | Уравнения реакций | Наблюдения |
3. Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с солями, вписав пропущенные слова в предложение.
Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется _________________________ или ___________________________.
Задание№4
Поместите в четыре пробирки металлы (гранулы или кусочки проволоки): в 1-ю — цинк, во 2-ю — алюминий, в 3-ю — свинец, в 4-ю — медь.
Налейте в 1-ю и 3-ю пробирки по 2 мл раствора серной кислоты, а во 2-ю и 4-ю — соляную кислоту.
Оформите отчет, заполнив таблицу 2
Что делали | Уравнения реакций | Наблюдения |
4. Сделайте вывод о том, в каких пробирках произошли химические реакции._____________
________________________________________________________________________________
5. Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с металлами, вписав пропущенные слова в предложение.
Кислоты взаимодействуют с металлами согласно схеме:
металл + кислота → соль + водород
при следующих условиях:
• металл находится в электрохимическом ряду напряжений ___________________________
• в результате реакции образуется ____________________________________________соль;
• для таких реакций не используют щелочные металлы, так как они взаимодействуют с водой (это условие в опыте не рассматривалось);
• азотная кислота и концентрированная серная кислота взаимодействуют с металлами по-другому (это условие в опыте не рассматривалось).
Лабораторная работа №2 Дата _________________
Задание№1
1. Вам выдана пробирка с оксидом фосфора (V). Опишите это вещество_________________
_______________________________________________________________________________
2. Налейте в пробирку с оксидом фосфора (V) 1—2 мл раствора гидроксида натрия или калия. Перемешайте содержимое пробирки. Что вы наблюдаете? _______________________
_______________________________________________________________________________
3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции. __________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№2
1. В трех пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов веществ:
1-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид аммония; 2-я пробирка: гидроксид калия и сульфат железа (III); 3-я пробирка: гидроксид натрия и хлорид бария.
2. Нагрейте содержимое 1-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.
3. Оформите отчет, заполнив таблицу 3
Что делали | Уравнения реакций | Наблюдения |
Задание№3
1. В две пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата меди (II). В каждую пробирку добавьте по 3—4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся гидроксид меди (II)._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Примечание. Оставьте пробирки с гидроксидом меди (II) для проведения следующих опытов.
2. Составьте молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции. __________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Впишите пропущенные слова.
Нерастворимые основания получают взаимодействием растворов ________________и ___________________________.
Задание№5
1. Нагрейте одну из пробирок с гидроксидом меди (II), полученным ранее или выданным учителем. Что наблюдаете? _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Составьте уравнение проведенной реакции, укажите условие ее протекания и тип реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции» и «выделение или поглощение теплоты». ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №3 Дата _________________
Задание№1
1. В трех пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов веществ:
1-я пробирка: сульфат железа (III) и гидроксид натрия; 2-я пробирка: сульфат аммония и гидроксид калия; 3-я пробирка: нитрат бария и гидроксид калия.
2. Немного нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.
3. Оформите отчет, заполнив таблицу 4
Что делали | Уравнения реакций | Наблюдения |
4. Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами? ___________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание№2
1. В трех пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов веществ: 1-я пробирка: силикат натрия и серная кислота; 2-я пробирка: карбонат натрия и азотная кислота; 3-я пробирка: нитрат натрия и серная кислота.
2. Оформите отчет, заполнив таблицу 5
Что делали | Уравнения реакций | Наблюдения |
3. Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами? ___________
_________________________________________________________________________________
Задание№3
1. Проведите качественные реакции, подтверждающие состав хлорида бария, используя в качестве реактивов только соли.
2. Отчет оформите, заполнив таблицу 6
Что делали | Уравнения реакций | Наблюдения |
Вывод: в исследуемом веществе содержится ион ___________________________________, так как при его взаимодействии с ______________________________образуется ______________________ |
Что делали | Уравнения реакций | Наблюдения |
Вывод: в исследуемом веществе содержится ион ___________________________________, так как при его взаимодействии с ______________________________образуется ______________________ |
Взаимодействие растворов солей с металлами
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (3 шт.), пинцет; металлы: железо (скрепка или гвоздь), свинец (пластина), медь (проволока), растворы сульфата меди (II) (0,5 моль/л) и сульфата железа (II) (0,5 моль/л).
Правила техники безопасности
Содержание и порядок выполнения опыта
Задание№4
1. Возьмите три пробирки. В 1-ю пробирку поместите кусочек железной проволоки (скрепку), во 2-ю — свинцовую пластину, а в 3-ю — медную проволоку.
2. Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2—3 мл раствора сульфата меди (II), а в 3-ю — раствор сульфата железа (II).
3. Через 5 минут извлеките с помощью пинцета металлические предметы из растворов и рассмотрите их.
Оформите отчет, заполнив таблицу7
Что делали | Уравнения реакций | Наблюдения |
5. Сделайте вывод о том, в какой из пробирок произошла химическая реакция. ___________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами, вписав пропущенные слова.
Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблюдении следующих условий:
• каждый металл вытесняет из растворов ____________________ другие металлы, находящиеся в ряду напряжений __________________________ его;
• в результате реакции должна образоваться ________________________________соль;
• для таких реакций не рекомендуется использовать щелочные металлы(________________), так как они взаимодействуют с водой (последнее условие в лабораторной работе не рассматривалось).
Лабораторная работа №4Дата _________________
Заполните пропуски
1. В растворах сильных электролитов находятся не_______________ , а____________
2. В растворах слабых электролитов есть__________________ и___________________
3. Свойства растворов электролитов - это свойства _____________________________
4. При сливании растворов электролитов в реакцию вступают не________________________ ,
а_____________________ .
5.Поэтому такие реакции называются________________________________________________ .
Правила техники безопасности
Содержание и порядок выполнения опыта
• Последовательно выполняйте задания, не забывая фиксировать в тетради свои наблюдения и выводы из них. Не сливайте содержимое пробирок до тех пор, пока не покажете полученные результаты преподавателю.
Подумайте и ответьте
Сколько новых веществ можно получить, имея в своем распоряжении углекислый газ и растворы хлорида цинка, гидроксида калия, серной кислоты?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите сокращенные ионные уравнения возможных реакций.
Лабораторная работа №5Дата _________________
Тема: Гидролиз солей.
Цель работы : Экспериментально проверить случаи гидролиза солей.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка
Лабораторная работа №1 Дата _________________
Тема: Химические свойства кислот.
Цель работы : Провести реакции, характеризующие общие химические свойства кислот (на примере соляной или серной кислоты).