Тема 2.6. Анализ затрат на производство
Цель анализа – выявление неиспользованных возможностей и реальных резервов экономии всех видов ресурсов, используемых в процессе производства и сбыта продукции, разработка мероприятий по их реализации.
Задачи анализа.
1. Оценка степени выполнения плана и динамики себестоимости продукции и ее основных показателей.
2. Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам и статьям.
3. Анализ себестоимости конкретных видов продукции.
4. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.
5. Изучение влияния изменения отдельных факторов на степень выполнения плана и динамику показателей себестоимости.
6. Обобщение результатов, выявление неиспользованных возможностей и реальных резервов экономии затрат, включаемых в себестоимости продукции.
4. Разработка мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.
Информационное обеспечение анализа.
1. Бизнес – план
2. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
3. Сведения о затратах на производство и реализацию продукции
4. Отчет о себестоимости товарной продукции
5. Данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим видам продукции
6. Данные об отходах производства и потерях от брака
7. Отчет о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.
Этапы анализа.
1. Оценка степени выполнения плана и динамики показателей себестоимости.
а) абсолютное отклонение от показателя плана (предшествующего периода)
б) процент выполнения плана (темп роста)
,
в) относительное отклонение от показателя плана (предшествующего периода)
2. Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам и статьям.
Уд. вес i =
3. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.
, руб. (%, коп.)
При многономенклатурном производстве применяется формула:
, руб. (%, коп.)
- цена за единицу i продукции
- количество i вида
4. Оценка основных показателей себестоимости продукции.
Система показателей себестоимости продукции.
Показатель | Методика расчета | Экономическое содержание |
1. Затратоемкость, руб. (%, коп.) | Характеризует долю себестоимости в единице выручки | |
2. Затратоотдача, руб. (%, коп.) | Характеризует долю выручки с 1 (100) единиц себестоимости | |
3. Прибыль на 1 руб. себестоимости, руб. | Характеризует долю прибыли с каждого рубля себестоимости | |
4. Сумма относительной экономии (перерасхода) затрат на производство и реализацию продукции, тыс. руб. | Характеризует сумму сэкономленных (перерасходованных) средств, полученных в результате снижения (увеличения) затратоемкости. |
5. Факторный анализ показателей себестоимости продукции.
6. Обобщение результатов анализа, выявление неиспользованных возможностей и реальных резервов экономии затрат, включаемых в себестоимости продукции.
7. Разработка мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.