Методология науки финансового права
Методология науки финансового права — это те принципы, а также методы исследования, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата.
Методологическими являются следующие принципынауки финансового права:
объективность,
познаваемость,
детерминизм,
развитие,
историзм,
единство теории и практики.
1. Принцип объективностиозначает, что сведения, полученные наукой финансового права, отражают действительные связи, свойстваи т.д., существующие в данной отрасли права.
2. Принцип познаваемостисвидетельствует, что финансово-правовые нормы, финансово-правовые отношения, закономерности развития финансового права как отрасли права поддаются исследованию. Безусловно, по мере продвижения научных разработок возникают все новые и новые научные проблемы. Однако на каждом относительно коротком этапе своего развития наука финансового права обеспечивает достижение объективной истины, гарантирующей решение практических задач на данном этапе.
3. Принцип детерминизмапроявляется во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности финансово-правовых норм и финансово-правовых институтов. А поэтому изменениетех или иных финансово-правовых норм под влиянием общественных потребностей естественно приводит к изменению другихфинансово-правовых норм, а также к развитию старых и появлению новыхфинансово-правовых институтов, что в итоге обусловлено общественными потребностями на определенном этапе развития.
4. Принцип развитияозначает, что в науке финансового права все находится в постоянном движении. Появляются новые финансово-правовые концепции, категории, меняется содержаниепрежних и т.д. У науки финансового права появляются новые задачи, расширяется набор научных методовисследования и проч. Вместе с тем принцип развития означает, что исследованиенаукой финансового права тех или иных проблемфинансово-правового регулирования должно осуществляться динамично, т.е. с позиций становления и движения изучаемого объекта, вскрытия его противоречивых сторон и др.
5. Принцип историзмаозначает, что наука финансового права должна изучатьте или иные проблемы в конкретной исторической обстановке. Однако следует учитывать историю развития этой проблемы, пути ее разрешения на различных исторических этапахи т.д.
6. Принцип единства теории и практикиозначает, что проблемы, исследуемые наукой финансового права в тот или иной период, — социально заказаны, т.е. эти исследования не могут иметь характер схоластического теоретизирования, а должны быть обусловлены потребностями практики. Выводы теории, полученные при исследовании, проверяются практикой. Те теории, которые отвечают социальным потребностям, используются практикой.
В методологию науки финансового права включаются, помимо принципов, методы исследования.
Методы науки финансового права — это определенные приемы(способы), с помощью которых обеспечивается исследование предметафинансового права.
Среди них:
формально-догматический;
метод сравнительного правоведения;
метод обращения к другим наукам;
социологического исследования;
сравнительно-исторический,
метод живого познания;
1. Формально-догматический — это основнойметод, используемый как наукой финансового права, так и другими юридическими науками. Суть его состоит в логическом осмыслении всех тех явлений, которые составляют предмет наукифинансового права. В частности, проявлениями этого метода является описание, классификация, толкованиеи т.д. финансово-правовых норм и отношений.
С помощью формально-догматического метода нормафинансового права изучается в трех аспектах:
1) какой она является в законе;
2) применима ли она в таком виде в жизненной ситуации;
3) какой она должна быть в идеале.
Формально-догматический метод — это по существу метод логического анализа. Его использование будет эффективным лишь в том случае, если ученый хорошо знает предмет финансово-правовой науки, а также обладает логическим мышлением.
2. Метод сравнительного правоведенияполучил в последние годы в науке финансового права широкое применение. Это связано с тем, что в последнее десятилетие финансовое право в России стало развиваться как право экономики рыночного типа. Соответственно, осмысление многих финансово-правовых категорий, а также создание моделей нового финансового законодательства в России могло осуществляться только на основе сравнений с практикойзаконотворчества и теоретическими конструкциями, выработанными зарубежнойфинансово-правовой наукой.
В связи со стремлением России вступить в Европейский Союз в последнее время для науки финансового права весьма актуальным является сравнение отечественного финансово-правового законодательства со стандартами Европейского Союзав области государственных финансов. К сожалению, в таком аспекте научные исследования в области финансового права пока почти не ведутся.
3. Метод обращения к другим наукамвсегда весьма широко использовался наукой финансового права. Это обусловлено тем, что наука финансового права очень тесно связана с другими науками, а именно: с финансовойнаукой, политологией, правовыми науками публичного цикла и др.
Методобращения к другим наукам проявляется,
во-первых, в том, что наукафинансового права в свой категориальный аппарат включает не только финансово-правовые категории, но и категории, выработанные другими науками. Например, среди таковых — категории «финансы»,«финансовая система», выработанные финансовой наукой, но используемые наукой финансового права для исследования ее предмета.
Во-вторых, наука финансового права обращаетсяк другим наукам в целях поиска аналогий решения тех или иных научных задач. Например, исследование общетеоретических проблемфинансового права сегодня опираетсяв значительной мере на структурный подход к решению этих же проблем в других публично-правовых науках. Так, финансовое право, как и другие отрасли права, исследует особенности финансово-правовых норм и отношений, заимствует из конституционного и административного права подходы к исследованию государства как субъекта финансового права и т.д.
4. Метод социологического исследованиясостоит в использованиинаукой финансового права информации, полученной посредством личного наблюденияза ходом финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а также устные опросы работников налоговых, финансовых органов, кредитных организацийи т.д. Не часто, но все же осуществляется и анкетирование различных субъектов по вопросам, в той или иной мере затрагивающим проблемы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
5. Сравнительно-исторический методприменяется в науке финансового права весьма часто. Его суть состоит в анализе исторического развития того или иного финансово-правового института, финансово-правовой теориии т.д. Полезность этого метода состоит в том, что он дает возможность глубже понять причины современного содержаниятого или иного финансово-правового явления, позволяет заимствовать из прошлого механизмы решенияфинансово-правовых проблем, предупреждает неэффективность решения и проч.
6.Наконец, наука финансового права, как и любая другая, использует метод живого познания. Как отмечает К.С. Бельский, «метод живого познания требует понимания объекта через переживание его субъектом, обязывает «вчувствоваться» в исследуемую категорию, понять ее внутренний смысл и назначение», он «предполагает процедуру, при которой материал получается посредством свободного погружения субъекта в познаваемый объект, объединения с познаваемым объектом, осмысления его с тех позиций, которые представляются наиболее удобными для отыскания истины»1.
4. Задачи науки финансового права
Переходный период к рыночной экономике, всплеск активности в развитии научных исследований в сфере финансов и финансовой деятельности требуют переосмысления прежних целевых установок науки и поиска их новых вариантов. В том числе задачи теоретического обоснования вновь зарождающихся финансово-правовых институтов и категорий, новое осмысление предмета и системы финансового права.
Задачи науки:
1. Прежде всего, пересмотр советской науки финансового права, базирующейся на леворадикальной коммунистической направленности, и превращение ее в российскую науку на основе развития рыночных механизмов, демократии и построения правового государства. Такая постановка вопроса вызвана тем, что необходимо сохранить интеллектуальный потенциал прежней финансово-правовой теории и переориентировать его на иную мировоззренческую основу при новых подходах к формам собственности, финансовой системе, экономическим потребностям рыночного механизма, финансовому федерализму и т. д., и т. п.
2. Новое осмысление и создание правового механизма для российских финансов и финансовой деятельности, функционирующих в условиях рыночной экономики. Это, прежде всего, обоснование новых подходов к правовому обеспечению отрасли финансового права, освобождение от старых догм, реабилитация финансово-правовых теорий конца девятнадцатого начала двадцатого столетияи осмысление их применительно к современным условиям.
3. Осмысление и выработка новой теории финансового права России и уточнение его отдельных категорий. Такие разработки назрели для предмета и системы отраслифинансового права, для новых подходов к институту эмиссионной деятельностигосударства и местного самоуправления, а также для кодификационной работы в сфере финансового законодательства.
4. Для науки финансового права актуальными являются вопросы становления и развития финансово-правовой ответственности, определения ее места в системе государственного финансового принуждения, а также проблемы финансового процесса и финансовой юрисдикции.
5. Немаловажное значение для развития финансового права имеют новые подходы к согласованному развитию правовых и финансово-экономических исследований, обогащение взаимным научным опытом и нахождение общих целей. Это касается теории финансовой системы рыночного хозяйства, управления финансами, финансового контроля, бюджетно-налоговых отношений и других финансовых институтов.
6. Ныне стал как никогда доступен и требует серьезного изучения и переосмысления зарубежный опытправового регулирования финансовой деятельности развитых рыночных государств. Это информационное поле должно быть подвергнуто научному осмыслению и оценке его возможности для использования в российской законодательной практике и правовой теории с учетом традиций, обычаев и иных, в том числе экономико-политических условий нашей страны.
Развитие науки финансового права не возможно без соответствующего организационно-правового обеспечения и создания материально-технических условий. Такими предпосылками, по справедливому замечанию К.С. Бельского, являются создание специальных кафедр финансового права, обеспечение контактов с зарубежными учеными, перевод иностранной литературы и зарубежного законодательства по финансовому праву на русский язык.[1]
Росту информационной базы науки в определенной мере способствовалподготовленный Государственно-правовым управлением Президента РФ Общеправовой классификатор отраслей законодательства, где особой отраслью законодательства выделялось законодательство о финансах и кредите (090. 000. 000).[2] В состав этого законодательства включались основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, налоговая система, государственные и муниципальные расходы, инвестиции, страхование, банковская деятельность, денежная система, ценные бумаги, валютное регулирование, государственный долг, финансовый контроль, аудит и правовая ответственность. В марте 2000 года Указом Президента РФ принят новый Классификатор правовых актов, в котором «Финансы» проходят под 080.000.000.[3] Таким образом в сфере финансового законодательства, как и нормотворчества в целом, пока еще делаются первые шаги по его созданию, консолидации и увязке с конституционными нормами.
Внутренняя противоречивость в регулировании отдельных финансово-правовых институтов и отношений становится обычным явлением, порождающим декларативность, безадресность и пробелы в действующем законодательстве о финансах. Так что для анализа состояния, выработки перспектив и концепции развития финансового законодательства, упорядочении структуры и совершенствования процесса законотворчествау науки финансового права есть огромное поле деятельности.
[1] Бельский К.С. Финансовое право. - М.: Юрист, 1994. - С.70-71.
[2] САПП РФ 1993, № 51,- Ст. 4936; СЗ РФ 1995, № 1.- Ст.46; 1996.- № 7.- Ст. 679; 1997, № 1, Ст.119.
[3] Российская газета 21-23 марта 2000 г.