По курсу «Анализ финансовой отчетности»
Кафедра Финансов и бухгалтерского учета
Лекции
по курсу «Анализ финансовой отчетности»
Направление 080100 – "Экономика"
Специальность 080105 "Финансы и кредит"
080109 " Бухгалтерский учет, анализ и аудит "
Составитель: Агеева И.А. к.э.н., доцент каф. ФиБУ
Магнитогорск, 2012
Тема 1. Финансовая отчетность – информационная база финансового анализа (4 часа)
1. Цель, основные понятия, задачи анализа финансовой отчетности.
2. Объекты анализа. Оценка информативности финансовой отчетности с позиций основных групп ее пользователей.
3. Взаимосвязь состава и содержания отчетности с развитием организационно-правовых форм хозяйствования
4. Анализ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговым декларациям и статистическим отчетам;
1.
Бухгалтерская отчетностьпредставляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и формируется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности становится условием цивилизованных отношений в бизнесе, основой надежности и всесторонней обоснованности финансовых решений на всех уровнях и во всех субъектах хозяйствования, включая и отношения субъектов хозяйствования с органами власти, которые представляют государственные интересы.
Главная ЦЕЛЬ анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Анализ отчетности является частью комплексного и тематического (финансового) анализа деятельности любого предприятия. Поскольку отчетность включает итоговые обобщающие показатели деятельности предприятия, то для ее понимания необходимо активно привлекать все материалы управленческого, производственного анализа организации в целом и ее подразделений.
Анализ финансового состояния – это исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в едином производственно-коммерческом цикле.
Основными задачами финансового анализа являются:
· Выявление рентабельности и оценка финансовой устойчивости предприятия;
· Изучение эффективности использования финансовых ресурсов;
· Установление положения хозяйствующего субъекта на финансовом рынке;
· Оценка степени выполнения плана финансовых мероприятий и финансовых показателей;
· Оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недостатков.
Финансовое состояние – это количественная характеристика финансовой конкурентоспособности, которая включает в себя:
· Платежеспособность;
· Ликвидность;
· Полноту использования ресурсов;
· Возможности исполнения обязательств перед государством и партнерами.
Стремясь решать конкретные вопросы и получать квалифицированную оценку финансового положения, руководители вынуждены прибегать к помощи финансового анализа. При этом недостаточно констатации величины показателей финансовой отчетности, требуется обоснованный прогноз этих показателей. Удовлетворить эти запросы можно только с помощью детального анализа финансового состояния, который позволяет выявить больные места и на основании полученных результатов предложить меры по оптимизации финансового состояния.
Стандартная процедура анализа финансового состояния включает в себя:
1. Анализ доходности;
2. Анализ финансовой устойчивости;
3. Анализ кредитоспособности;
4. Анализ использования капитала;
5. Анализ уровня самофинансирования.
2.
Организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является связующим звеном между организацией и другими субъектами рынка. Недостаток информации, предоставляемой пользователям, может стать серьезным препятствием для развития деятельности организации - в смысле притока дополнительных капиталов как источника расширения деятельности организации, так как деловые партнеры организации не получат интересующих их сведений о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития организации, а часто даже о ее существовании. Такое знакомство возникает при изучении доступных для них источников - публично предъявляемой бухгалтерской отчетности.
Изучая бухгалтерскую отчетность, субъекты рыночных отношений преследуют различные цели:
· деловых партнеров интересует информация о возможности своевременно погашать долги;
· инвесторов - перспективы организации, финансовая устойчивость;
· акционеров – цена акции, размеры и порядок выплат дивидендов.
Пользователи информации могут быть разделены на две группы:
Внутренние - менеджеры, бухгалтеры, акционеры;
Внешние - банки, налоговые органы, аудиторские и консалтинговые фирмы, юристы и др.
Количество пользователей бухгалтерской отчетности постоянно меняется и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий, тогда как интересы пользователей в отношении информационного содержания достаточно постоянны.
Разнохарактерность информационных запросов влечет за собой возникновение определенных противоречий в требованиях к содержанию и структуре отчетности между:
а) внутренними и внешними пользователями - заключается в степени дезагрегированности отчетных данных. В силу своего «привилегированного» положения пользователи внутренней отчетности являются и составителями, и поставщиками публичной отчетности для внешних пользователей информации. Следовательно, поставщикам публичной документации важно найти оптимальное содержание отчетных данных, позволяющее дать ответы на приоритетные информационные запросы внешних пользователей. Недостаток же сведений не позволит внешним пользователям отчетности сделать выводы о жизнеспособности хозяйствующего субъекта.
б) внешними пользователями - Между пользователями открыто предоставляемой отчетности противоречия возникают в силу расхождения интересов и взглядов на экономику хозяйствующего субъекта. Пользователи по горизонтали по их количеству и экономическим интересам играют определяющую роль по отношению к организации. В силу определяющего статуса пользователей по горизонтали корпоративная публичная отчетность должна быть ориентирована прежде всего на них.
в) различными группами пользователей;
г) собственниками и действующим руководством - управление организацией может осуществляться в противоречии с интересами собственника, действие или бездействие руководства может не соответствовать текущей конъюнктуре, стратегии рыночного поведения.
Неинформированность собственника о реальном положении дел в организации создает угрозу финансовой нестабильности, недополучения ожидаемых выгод или получения прямых убытков, а также потенциального банкротства.
3.