Рассмотрим основные принципы контроля и анализа доходной и расходной частей бюджета
КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
Роль обратной связи в данном случае играет контроль исполнения бюджета. Система контроля исполнения бюджета на предприятии является своеобразным мониторингом финансового состояния предприятия.
Бюджетный контроль — это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых корректив.
Теоретическипосле окончательного согласования бюджета бюджетные доходы должны быть получены, а бюджетные расходы не должны быть превышены.
Для того чтобы предприятию было легче придерживаться бюджета, необходимо установить такие методы контроля, которые являются:
—легко применимыми;
—регулярными;
—осуществимыми с самого низкого уровня.
Основными элементами системы контроля являются:
—объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;
—предметы контроля — отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т. д.);
—субъекты контроля — структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль над соблюдением бюджетов;
—технология контроля бюджетов — осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.
Для создания эффективно действующей системы контроля необходимо выявить те сферы деятельности, где будет оправдан особенно тщательный контроль; установить стандарты деятельности; создать систему сбора информации о деятельности; сравнить результаты деятельности со стандартами; принять меры по коррекции нежелательных отклонений.
В процессе анализа текущей деятельности предприятия и контроля над исполнением бюджета могут быть выделены следующие этапы:
—определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета или финансового плана;
—определение набора «контрольных показателей» для анализа исполнения бюджета;
—сбор информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
—предоставление информации в необходимой форме;
—сравнение плановых и фактических показателей;
—определение отклонений;
—анализ отклонений и выявление их причин;
—принятие решений о корректировке бюджета или ужесточении контроля над его исполнением.
Причины возможных отклонений можно разделить на две основные группы:
—первая группа выделяется в процессе формирования бюджета;
—вторая группа причин связана с «промахами» в хозяйственной деятельности предприятия.
Рассмотрим основные принципы контроля и анализа доходной и расходной частей бюджета.
Контроль над доходной частью бюджета должен осуществляться на основе анализа составленного плана маркетинга предприятия. Предлагаются следующие методы анализа планов маркетинга: анализ маркетинговых (коммерческих) затрат, анализ реализации продукции, маркетинговая ревизия.
Контроль над соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:
—оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в том числе анализ по отклонениям функциональных бюджетов);
—разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;
—оформление и предоставление руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводного ифункциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.
Важнейшей частью системы контроля затрат является оценка деятельности отдельных подразделений, отдельных управляющих и организации в целом.]
Этой цели служит так называемый гибкий бюджет.Он позволяет рассчитать размеры статей затрат для разных уровней выручки (т. е. уровней выручки, с которыми предприятие предполагает работать в данном временном периоде) и определить отклонения бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручкипо сравнению с первоначально прогнозируемым.
Основой для гибкого бюджета является основной бюджетпредприятия, который является статичным бюджетом(т. е. неизменным). Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.
Анализируя таким образом плановые и фактические данные, можно совокупное отклонениебюджетных данных от фактических разбить на дваотклонения: отклонение, вызванное изменением объема производства(продаж) по сравнению с прогнозируемым, и отклонение, вызванное нарушениями в производственно-хозяйственной деятельности.
Бюджетные затраты — это планируемый уровень затрат, который показывает, какими должны быть затраты. Следовательно, если фактические затраты выше бюджетных, то такое отклонение считается неблагоприятным, в противном случае отклонение будет благоприятным.
Управление по отклонениям— это принцип управления, согласно которому менеджер концентрирует внимание только на значительных отклонениях от плана и не обращает внимания на показатели, которые выполняются удовлетворительно.
Отклонения можно вычислять для целых категорий таких, как общие производственные затраты, затраты прямых материалов или другого элемента производственных затрат, для любых групп внутри категорий, для каждой статьи затрат. Как правило, пристальное внимание оказывается отклонениям следующих видов:
—отклонения затрат прямых материалов;
—отклонения прямых трудовых затрат;
—отклонения общепроизводственных расходов.
Отклонения затрат прямых материалов.Общее отклонение затрат прямых материалов (ОЗПМ) определяется как разница между фактическими и бюджетными затратами прямых материалов.
ОЗПМ = Vф x Цф – Vб x Цб ,
где Vф — фактическое количество прямых материалов;
Цф — фактическая цена прямых материалов;
Vб — бюджетное количество прямых материалов;
Цб — бюджетная цена прямых материалов.
Общее отклонение может быть разложено на две части: отклонение по цене (ОЦПМ) и отклонение по использованию (по количеству) прямых материалов (ОИПМ):
ОЦПМ = (Цф - Цб) х Vф
ОИПМ = (Vф - V6) х Цб .
На рис. 24 дан анализ отклонений прямых материалов.
Рис. 24. Схема процедур анализа отклонений прямых материалов
Отклонения прямых затрат труда.Общее отклонение прямых затрат труда (ОЗт) определяется как разница между фактическими затратами труда и бюджетными затратами труда на произведенные единицы продукции за исключением брака (как окончательного, так и исправимого):
О3Т = Чф х Сф - Ч6х С6,
где Чф — фактические часы;
Сф — фактическая ставка оплаты;
Ч6 — бюджетные часы;
С6 — бюджетная ставка оплаты труда.
Для оценки выполнения плана руководство должно знать, какая часть общего отклонения вызвана изменением затрат рабочего времени, а какая часть — изменением ставок оплаты труда.
ОСт = (Сф - С6) х Чф ,
ОПт = (Чф - Ч6) х С6
На рис. 25 представлен анализ прямых трудовых затрат.
Рис. 25. Схема процедур анализа прямых трудовых затрат