По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы
· Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.
· Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.
В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства
В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном),
По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться, как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.
Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.
Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.
По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта.
Первый - заем погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - заем погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.
В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.
36. Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
· Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
· Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
Способы погашения внешнего долга:
· Традиционный способ - выплата долгов за счет золотовалютных резервов страны (если они есть).
· Реструктуризация (консолидация) - организация помощи должникам со стороны кредиторов. Созданы два специальных клуба (Парижский и Лондонский), которые принимают решения об отсрочке выплат, о частичном или полном списании долга, о продаже долга и др.
· Конверсия долга - превращение долга в иностранные инвестиции. В счет долга кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, права на участие в приватизации государственной собственности и т.д. В таком случае реальных финансовых ресурсов и новых технологий из-за рубежа не поступает, но внешний долг уменьшается.
· Льготные кредиты международных банков. Страны-должники обращаются к международным банкам или организациям (например, к МВФ) с просьбой займа специально для выхода из кризисной ситуации. Банки изучают ситуацию, выдают льготные кредиты и предъявляют жесткие требования по ликвидации кризисной ситуации. Для контроля применяют систему траншей. При этом способе деньги даже не поступают в страну, а сразу же перечисляются кредиторам
37. Муниципальный кредит это экономические отношения, где муниципальное образование является кредитором или заемщиком. Особенностью этой формы кредита является участие в процессе кредитования муниципальных учреждений.
Выделяются два основных вида таких кредитных отношений: санкционированное кредитование, при котором задолженность была образована по решению муниципальных органов, и несанкционированное кредитование, задолжность при котором была образована из-за невыполнения обязательств перед муниципалитетом.
Муниципальным кредитом выполняются следующие функции:
1. Распределительная функция:
· собираются налоги, которые он расходует на осуществление кредитования, перераспределяются из фонда потребления в накопительный фонд;
· осуществляются займы и направляются на покрытие дефицита, перераспределяются сбережения на финансирование текущих расходов.
2. Регулирующая функция:
· проводя операции на рынке капиталов, оказывает влияние на ставку процента, объемы кредитов и займов;
· осуществляя распределение кредитов между отраслями, проводит структурную политику.
3.Стимулирующая функция – муниципалитетом стимулируется развитие экономики с помощью инвестиционной и кредитной политики.
4.Контрольная функция. По объему возврата предоставленных кредитов государством определяется эффективность ее экономической политики, по стоимости и объему привлеченных займов государством определяется эффективность финансовой политики.
В условия кредитного договора входят сроки предоставления и выплаты кредита, размер процентной ставки, обязанности обеих сторон, условия обеспечения возврата ссуды и другие. В настоящее время в России стороны муниципального кредита равноправны. Размещаются муниципальные займы исключительно на добровольных началах и в случае нарушения кредитного договора, заемщик имеет право взыскать средства с помощью суда.
38. Существуют следующие методы регулирования: 1. Административное (законы, штрафы и т.п.). 2. Экономическое: · кредитная политика (отношения с банками); · налоговая политика; · бюджетная политика. Основная задача экономического стимулирования — обеспечение экономического роста, проведение антикризисной и антицикличной политик. Государственное регулирование способствует не только экономическому росту, но и изменению народно — хозяйственных пропорций, т.к. государство концентрирует в своих руках огромные финансовые ресурсы.
42. Мировой финансовый рынок — часть мирового рынка ссудного капитала, совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран. Одним из сегментов мирового финансового рынка является фондовый рынок или рынок ценных бумаг.
К функциям мирового финансового рынка относятся следующие особенности:
· Аккумуляция свободных денежных средств и их перераспределение между отдельными отраслями, странами и регионами во всемирном масштабе.
· Ускорение и рост эффективности производства.
Мировой финансовый рынок подразделяется на первичный и вторичный. Они тесно связаны между собой, так как первичный рынок насыщает вторичный ценными бумагами. Первичныйрынок служит для перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками (инвесторами и реципиентами). На вторичном рынке меняются только контрагенты, а именно:
· происходит смена владельцев долговых обязательств;
· величина ресурсов первоначальных заёмщиков не меняется.
Вторичный рынок создает механизм перепродажи долговых обязательств, что приводит к росту ликвидности рынка в целом, а, следовательно, возрастает и степень доверия к нему кредиторов-инвесторов. Он обеспечивает, таким образом, бесперебойное функционирование всего рынка ссудных капиталов.
В рамках мирового финансового рынка выделяют:
· национальный финансовый рынок; (основной критерий — подчинение национальному законодательству):
· международный финансовый рынок.
Мировой финансовый рынок не существует в форме единого рынка, это лишь совокупность взаимосвязанных национальных рынков. Под международным финансовым рынком понимают ссудно-заемные операции в валютах вне стран их происхождения и, следовательно, не подлежащих прямому государственному регулированию со стороны этих стран.
43. Традиционно финансы разделяют на публичные и частные. К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы). Во второй группе выделяют:
· личные финансы и семейные финансы;
· финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.
Для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получение дохода, который впоследствии используется по усмотрению лица.