Управление дебиторской задолженностью

ТЕМА

В современных условиях дебиторская задолженность большинством финансистов классифицируется по следующим видам:

- дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых еще не наступил;

- дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

- дебиторская задолженность по векселям полученным;

- дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

- дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

- прочие.

В отличие от запасов, которые достаточно статичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной степени определяются сутью технологического процесса, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции.

Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении.

Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

• предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

• оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

• оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

В современной экономике именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов. Последняя схема наиболее не выгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию.

При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.

Политика управления дебиторской задолженностьюпредставляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

- срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

- стандарты кредитоспособности (т.е. критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

- система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форсмажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необ­ходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

- система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существовании нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

- система предоставления скидок (т.е. система скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает:

- качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;

- определение оптимальных условий кредитования;

- четкую процедуру предъявления претензий;

- контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Система администрирования взаимоотношений с покупателями подразумевает:

- регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции. Объему задолженности, срокам погашения и др.;

- минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;

- направление платежных документов по надлежащим адресам;

- аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;

- четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим этапам (рис.1.)

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Наши рекомендации