Финансовый сектор и отток капитала
Финансовые рынки наиболее чутко реагируют на негативные изменения. Еще в марте первым сигналом для России стало «бегство капитала», ставшее реакцией на ввод российских войск на полуостров и проведенный референдум. Как результат, только за март российский финансовый рынок потерял 179 млрд долларов, из которых 33,5 млрд составил прямой отток капитала, 82,7 млрд – падение капитализации российских компаний на отечественном рынке ценных бумаг и 62,8 млрд – падение капитализации на Лондонской бирже. И это при том, что российское Министерство экономики и развития в своих прогнозах на 2014 год оценивало ожидаемую сумму вывода капитала в 25 млрд долларов за весь год.
Сильнее отток финансов из России наблюдался только в октябре и декабре кризисного 2008 года – 54 млрд долларов и 45 млрд долларов соответственно. Такую утечку финансовых ресурсов специалисты объясняют отказом от инвестиций в страну и прогнозами спада экономики, связанными с присоединением к России Крыма. Отметим, что процесс не остановился и ныне, и лишь усугубляется ввиду вводимых западными странами экономических санкций, вызванных, в том числе, захватом чужой территории.
Вследствие общего ухудшения ситуации Минэкономразвития было вынуждено пересмотреть свой прогноз экономического роста на 2014 год и снизить его более чем вдвое – с 2,5% до 1,1% в базовом сценарии, до 0,5% – в консервативном. «Эти темпы роста не позволяют решить большинство задач социально-экономического развития, которые стоят перед страной», – прокомментировал замминистра экономразвития Андрей Клепач (цитируется по «Интерфаксу»). Ухудшил свой прогноз для России и Международный валютный фонд. Из-за кризиса в Украине МВФ понизил темпы роста российской экономики в 2014 году с 1,9% до 1,3%. При этом эксперты фонда подчеркнули, что дальнейшая эскалация «может иметь негативный эффект для всего региона как в финансовой, так и в торговой сфере».
2.2.2. Бюджетные расходы
По данным министерства финансов России, только в этом году планируется выделить присоединенному Крыму порядка 150 млрд рублей. При этом бюджет остается единственным источником финансирования нужд полуострова ввиду проблематичности захода частного капитала в ту «серую правовую зону», которой сегодня по факту является Крым.
Ситуация усугубляется традиционной дотационностью региона, собственные доходы которого многократно отстают от текущих расходов. По информации «Ведомостей», Крым и Севастополь будут ежегодно получать из федерального бюджета около 50 млрд рублей дотаций на сбалансированность своих бюджетов в течение 2015-2017 годов. Причем по сумме дотаций Крым станет одними из лидеров среди российских регионов. Так, в 2014 году самую большую дотацию получили республики Якутия (51,4 млрд руб.) и Дагестан (43,2 млрд), а также Камчатский край (31,7 млрд). Даже традиционно «прикармливаемая» Чечня выглядит на этом фоне достаточно скромно: в 2014 году республика получила помощь из центра в 19 млрд рублей.
А ведь помимо расходов на содержание Крыму потребуются и деньги на развитие – в первую очередь, на обновление и создание инфраструктуры. Пока что ответ на вопросы о том, где и сколько денег можно изыскать, остается открытым. Из-за отсутствия этих ответов все еще не утверждена федеральная целевая программа развития Крыма, принятие которой анонсировалось к началу июля. Первоначально заложенный в программу объем средств сочли непомерно раздутым, в итоге ФЦП была ужата почти вдвое – до 620 млрд руб. против 1,1 трлн руб. Однако и в сокращенном виде документ все еще не внесен на рассмотрение правительства.
Глава Минфина России Антон Силуанов в интервью телеканалу«Россия 24» признавал, что предлагаемые объемы финансирования федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя превышают возможности российского бюджета. «Поэтому мы будем говорить о том, чтобы искать внутри программ, в первую очередь, программы по развитию транспортной системы России, ресурсы для перераспределения. Придется какие-то проекты отложить на более поздние сроки», – констатировал министр финансов.
Инфраструктура
Первыми жертвами анонсированного перераспределения ресурсов стали два крупнейших инфраструктурных проекта – создание глубоководного порта в Тамани и строительство моста через реку Лену близ Якутска. Финансирование обоих проектов предварительно решено отложить «на потом», а средства из бюджета нынешнего года – использовать для финансирования Крыма и Севастополя.
Параллельно российский Минфин предлагает сократить расходы на автодорогу М56 от Якутска до Невера. Высвободившиеся в результате 44 млрд руб также планируется перекинуть на нужды Крыма. М56 «Лена» – трасса федерального значения, которая соединяет станцию Транссибирской магистрали Большой Невер с Якутском. Протяженность дороги – свыше 1200 км. На большей части трассы нет асфальта, поэтому летом – это труднопроходимое направление.
«Решения о том, что деньги, необходимые для строительства моста через Лену, надо отдать Крыму, оказалось недостаточно. Правительство предлагает отдать Крыму и деньги на реконструкцию дороги к этому мосту – федеральной трассы «Якутск – Невер», – написал в своем блоге российский оппозиционер Алексей Навальный. – «Раз Крым стал частью России, то, понятное дело, мы должны его развивать. Но, все-таки, есть ощущение, что остались в России места, где деньги на развитие нужны больше, чем Крыму. Но, сейчас важно по телевизору сказать, что на Крым ничего не жалко».
Продажа активов
Помимо перераспределения текущих бюджетных расходов российское правительство форсирует вопрос приватизации. В частности, ускорена приватизация государственной доли в крупнейшей нефтяной компании России «Роснефть», продажа которой, по замыслу Минфина, даст бюджету 100 миллиардов рублей в 2015 году на развитие аннексированного Крыма.
И хотя, как пишет Reuters, приватизационный план позволял России продать 19,5% акций компании до 2016 года включительно, кабинет министров перенес сделку уже на будущий год.
Рост налогов
На сегодняшний день в России уже всерьез говорят о повышении налогов как одном из резервов привлечения дополнительных средств в бюджет. По словам главы Минфина Антона Силуанова, в настоящее время рассматривается предложение повысить подоходный налог на 1-2% для всего работающего населения, а также ввести налог с продаж в размере до 5%.
В качестве альтернативы группа депутатов Госдумы разработала законопроект, вводящий специальный налог солидарности, поступления которого пойдут на развитие Крыма и Севастополя.
«Новые субъекты Российской Федерации – Крым и Севастополь – были десятилетиями недофинансированы, и в настоящее время в бюджете необходимых средств для инвестиций нет, – рассказал «Известиям» один из авторов инициативы Андрей Крутов. – Поэтому нужно комплексное решение проблемы – не разовое изъятие определенных сумм у населения (например, пенсионных накоплений под предлогом акционирования пенсионных фондов) и не сплошное увеличение налогов для всех. Уверен, что наш вариант будет поддержан большинством населения страны и правительством».
Предлагаемый законопроект предусматривает повышение с 13 до 30% ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 млн рублей (более 1 млн рублей в месяц). По расчетам разработчиков, общее число граждан, которые подпадут под повышенный налог, составит не более 0,2% социально активного населения, но при этом их совокупный доход составляет более трети всех доходов жителей страны. С учетом того, что в 2013 году, по данным Федеральной налоговой службы, сборы налога на доходы физических лиц составили 2,5 трлн рублей, разработчики ожидают экономический эффект от этого нововведения в 300-500 млрд рублей в год.
«Госдума хочет ввести налог солидарности для финансирования Крыма. Денег надо более триллиона. Хотят ввести налог на богатых. Я не против, но справедливо, чтобы этот налог платили все, кто поддержал аннексию, включая самих депутатов. Но они так не хотят, как вы понимаете. Крым наш – это пожалуйста, но платят пусть другие», – прокомментировал данную инициативу оппозиционный российский политик Борис Немцов у себя в «Фейсбуке».
По мнению же депутата Государственной думы Дмитрия Гудкова, введение «налога с богатых» на содержание Крыма говорит о том, что «власть понимает приближение экономического кризиса и думает, где найти дополнительные доходы для тех расходов, которые она сама себе и придумала». «Это не только Крым, но и повышение пенсий, выплата зарплат бюджетникам и так далее. Я убежден: это показывает, что в России начались серьезные проблемы в экономике», – сообщил Гудков в интервью «Собеседнику».
Соцобеспечение
Однако финансирование Крыма бьет по среднестатистическому российскому налогоплательщику не только в перспективе, но уже сегодня. Упомянутая ранее дотация Крыму на сбалансированность бюджета была изыскана из антикризисного фонда правительства на текущий год. Его размер составлял 343,9 млрд рублей, эти деньги были получены, в том числе, от замораживания на 2014 г. накопительной части пенсий.
В конце июня министр финансов Антон Силуанов обмолвился, что накопительные части пенсий россиян в негосударственных пенсионных фондах, замороженные государством прошлой осенью (243 миллиарда рублей), вернуть не удастся, потому что они были потрачены на Крым. Источников для этого нет. Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер, – сказал министр. – Сейчас пока еще ресурс этот есть, он, скорее всего, пойдет на поддержку программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя… Поэтому просто так говорить, что мы эти деньги вернем, это непросчитанное предложение, которое не обсуждалось». При этом чиновники не исключили изъятия накоплений и в 2015 году.
В результате в России разгорелся нешуточный скандал, а министр был вынужден оправдываться, что его неверно истолковали. Но думающие граждане уже поняли, что счета по аннексии оплачиваются из их кармана. Заявление министра о заморозке пенсионных сбережений даже стало поводом для протестных акций. Так, в начале июля жители Новосибирска провели пикет против финансирования Крыма за счет других регионов России. По подсчетам организаторов акции, город отдал на нужды аннексированного Крыма 15 млрд рублей пенсионных накоплений, а каждый житель – по 22 тысячи. В Новосибирске на эти деньги можно построить, к примеру, две станции метро.
Другим «приветом» будущим пенсионерам стала весть о том, что чиновники рассматривают вопрос об увеличении пенсионного возраста в России. Ссылаясь, опять же, на пример Крыма и Севастополя. «Нам от этого не уйти, – заявлял все тот же Силуанов. – Мы сейчас присоединили два новых субъекта, а там, в Крыму и Севастополе, женщины уходят в 60 лет на пенсию. Мы без дополнительных мер по стимулированию большего стажа, без принятия решения о пенсионном возрасте не пройдем с таким уровнем пенсионной системы» (цитируется по «Интерфаксу»).
Помимо пенсионеров за развитие присоединенной территории придется платить и будущим поколениям россиян. Как пишет «Собеседник», средства из Фонда национального благосостояния могут быть потрачены на инфраструктурные проекты в Крыму. В частности, около 40% накоплений ФНБ планируют вложить в строительство перехода через Керченский пролив, который соединит Крым с остальной Россией. Проект оценивается в 250-300 миллиардов рублей. В том, что вернуть средств ФНБ, изначально предназначенные будущему поколению, не получится, уверен экономист Сергей Алексашенко, которого цитирует издание. По его словам, уже к концу 2015 года 85% накоплений фонда будут потрачены, однако при этом до сих пор нет ни одного варианта развития Крыма, при котором полуостров не был бы дотационным.
Рост тарифов ЖКХ
Содержание Крыма в скором времени может стать также причиной роста тарифов на электроэнергию. Агентство РБК, ссылаясь на правительственный документ, включающий в себя прогноз социально-экономического развития России до 2017 года, сообщает, что россиянам откажут в раннее обещанной скидке на электричество. Без этого послабления цена на свет для населения в ближайшие три года вырастет на 20 миллиардов рублей.
Между тем, Минэкономразвития России высказалось за дополнительное повышение тарифов на электроэнергию, тоже аргументируя это Крымом. Новый субъект Федерации в данный момент обеспечивает себя электроэнергией лишь на 15%, поэтому запланировано строительство нескольких станций, стоимость которых оценивается примерно в 150-180 миллиардов рублей. Изыскивать эти деньги предлагается за счет повышения тарифа на электроэнергию.
Ну а в завершение хочется заметить, что нынешнее положение с дефицитом ресурсов отражает уже сложившийся статус-кво. В случае дальнейшего обострения ситуации, введения Западом секторальных санкций положение российской экономики еще более ухудшится. Тогда ее потери вследствие дальнейшего оттока капитала, прекращения инвестиций, невозможности получить доступ на международный рынок заимствований станут гораздо серьезнее. Соответственно, единственным доступным ресурсом для правительства останутся доходы его граждан, которыми и придется жертвовать за патриотический всплеск и присоединение новых территорий.
Заключение
В ходе работы цель и задачи были достигнуты:
1. Была изучена информация по данной теме.
2. Были выявлены глобальные последствия присоединения: если напряженность в отношениях между Украиной и Россией продолжит расти, Европа может столкнуться с энергодефицитом, так как перед распределением энергоносителей по Европе, большая часть трубопроводов России проходят через Европу.
3. Были определены локальные последствия, такие как отток капитала, большие расходы на Крым, и в частности на инфраструктуру в нём, рост налогов и тарифов ЖКХ и другие.
4. Было спрогнозировано дальнейшее развитие событий.
Исходя из мнения эспертов, я предполагаю, что Европа вряд ли будет продолжать вводить санкции, которые могут серьезно навредить российской экономике. Европа, по-прежнему, остается крупнейшим торговым партнером России, объемы экспорта и импорта между ними растут постоянно. Не в интересах Евросоюза сокращать объемы торговли с Россией. Кроме того, заменить российские нефть и газ альтернативными поставками с мирового рынка в краткосрочной перспективе невозможно. Да и Россия, скорее всего, начнет делать поступательные движения в сторону потепления российско - американских отношений, чтобы спасти свою экономику от непоправимого удара.
4. Список литературы(интернет-ресурсы):
1) http://ruspolitics.ru/article/read/kto-zaplatit-za-krym.html
2) http://www.bankmib.ru/7479
3) http://www.interfax.ru
4) http://www.vedomosti.ru/rubrics/politics
5) http://www.rbcdaily.ru
6) http://izvestia.ru/rubric/15
7) http://www.vesti.ru
8) http://ru.reuters.com
9) https://www.fitchratings.ru/ru/
10) http://lifenews.ru/category/4