Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства

Понятие и сущность финансов. Признаки финансов и их место в экономических процессах.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводств. Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один — валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. а.

Основные функции финансов.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая). Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его использования. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной — это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений.

Финансовые ресурсы, как материальная основа функционирования финансов.

Финансы – это абстрактная экономическая категория, которая определяет денежные отношения между индивидами. В свою очередь, финансовые ресурсы являются материальной категорией.
Источники формирования финансовых ресурсов на различных уровнях:
1) Для хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, кредит и займы, доходы от реализации ценных бумаг, выплаты процентов по вкладам;
2) Для населения: зарплата, доходы от предпринимательской деятельности, платежи по операциям с имуществом, пенсии, трансферты;
3) Для государства: налоги, займы (внешние и внутренние).

Понятие и структура финансовой системы.

Финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы: общегосударственные финансы;
финансы предприятий и организаций.

Сущность бюджета, его функции.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ — 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.
Бюджет нацелен на:
1. финансирование расходов государства
2. регулирование экономики
3. регулирование взаимоотношений субъектов.

Функции:
Распределительная функция связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов эк. отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы (доходы государства, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы и т.д.). Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода.
Регулирующая проявляется через воздействие государства на экономическое развитие посредством финансовых рычагов. Основные инструменты: налоги, гос. расходы, законы, уст предельных цен.
Контрольнаяпроявляется в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и в ходе проверки расходования средств. Проявляется через деятельность финансовых органов.

Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства.

Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:правовой базы;денежной системы;организации бюджетного процесса;санкций за нарушение бюджетного законодательства.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.

Наши рекомендации